"Я чувствую причастность к событию". Как брестчане смотрели вручение Нобелевской премии Алексиевич
«Жили бы мы в другой стране, может, и не собрались вместе. Включили бы дома телевизор и спокойно смотрели вручение премии Алексиевич», — делится мнением об игнорировании белорусскими каналами трансляции из Стокгольма брестчанин Владимир. Мы и еще около пятнадцати человек сидим в небольшом уютном зале агентства регионального развития «Дзедзіч» и вместе считаем минуты до начала эфира, будто до наступления Нового года.
В Бресте трансляцию церемонии вручения «Нобеля» можно было посмотреть в трех точках: в АРР «Дзедзіч» (Маяковского, 46/1), «Прасторе КХ» (Халтурина, 2/1) и гриль-баре Korova (Советская, 76). Корреспондент TUT.BY побывал в двух из них.
«Девяносто девять процентов белорусов не читали ее книги, но это не проблема»
Брестчанка Алена считает, что вручение премии белоруске — важный исторический момент. По ее мнению, таким образом мир обратит внимание не только на нашу культуру и, в частности, литературу, но и на политические и социальные проблемы в Беларуси.
«Я считаю, что Алексиевич — космополит. Хотя в первую очередь она все-таки наша и действительно заслужила эту премию. Наконец-то белорусам посчастливилось, что у такого талантливого человека паспорт наш. Тем не менее она не останавливается только на белорусской культуре. Светлана — достояние всей Восточной Европы», — говорит Алена об общем советском прошлом.
На взгляд девушки, это событие притянет внимание ко всем современным белорусским писателям.
«Скорее всего, девяносто девять процентов белорусов не читали ее книги. Но я считаю, что это небольшая проблема, так как премия — по литературе. Если бы у нас была премия по физике, не факт, что люди начали бы массово интересоваться физикой».
«Наша революция не победила, но герои революции у нас есть». Речь Алексиевич на Нобелевском банкете
«Я чувствую причастность к событию»
Студент Александр пришел посмотреть на вручение Нобелевской премии в «Дзедзіч» из-за большой компании и ради «культурной атмосферы».
«Впервые нобелевский лауреат отождествляет себя с Беларусью. Лауреат премии по физике 2000 года Жорес Алферов хоть и уроженец Витебска, но больше себя позиционирует как россиянин. Благодаря Светлане, я чувствую причастность к событию. Она не отделяет себя от Беларуси, она касается советского человека. А советский человек и есть Беларусь. Белорус — национальность, а советский человек — утерянное гражданство», — делится мнением парень.
Светлана Алексиевич номинировалась на премию уже не первый год. Александр думает, что, наконец, ей отдали должное. Пока студент успел ознакомиться только с одним ее произведением — «У войны не женское лицо», но уже видит в Светлане белорусского Ремарка.
«Мне не очень нравится, когда героизируют войну. Мы, конечно, выиграли, но с какими потерями. Мало кто об этом пишет. В Германии темы потерянного поколения касался Ремарк, а в Беларуси — Алексиевич».
«Все белорусское общество получило премию»
На взгляд Александра, у белорусов появился человек, о котором можно теперь рассказывать заграничным знакомым.
«Обычно иностранцы спрашивают: „Чем гордятся в твоей стране?“. Можно рассказывать про города и памятники. Но есть люди. Именно люди несут культуру. Алексиевич пишет через советскую призму, но про Беларусь», — говорит студент.
По мнению брестчанина Владимира, Светлана объединила все общество внутри Беларуси и сделала известной нашу страну во всем мире.
«Меня впечатлило, что когда Светлане стало известно о получении премии, она говорила об этом так, будто ее получило все белорусское общество», — рассказывает мужчина.
Светлана Алексиевич получила медаль и диплом из рук короля Швеции
Одинокие аплодисменты
В гриль-баре Korova за церемонией вручения Нобелевской премии — 2015 наблюдало около десяти человек. Основная часть посетителей просто проводили вечер в приятной атмосфере. За одним столиком только сидели люди, которые целенаправленно пришли посмотреть трансляцию из Стокгольма. После получения премии Светланой Алексиевич послышались одинокие робкие аплодисменты.