Пастырь добрый
К 100‑летию со дня рождения протоиерея Виктора Бекаревича.
«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирающе на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13.7).
Эти слова апостола Павла как нельзя лучше характеризуют нашу благодарную память об отце Викторе, принадлежавшем к известной священнической династии Бекаревич, насчитывающей свыше трех веков.
Перед нами представитель замечательной плеяды заслуженных белорусских протоиереев, воспитанников знаменитой Виленской духовной школы. Кому довелось служить и общаться с этим человеком, тот удостоился особой чести. Очень редко сочетаются в одной личности высокая духовность и собственная глубокая чистая вера, ум, доброта, народность, патриотизм, умение донести слово Божие до людских сердец, утешить всякого человека и способность сплотить людей, подвигнуть их на дела во славу Божию. Жизнь отца Виктора Бекаревича — удивительный в своей целостности и ясности пример для наших современников, для всех нас. Это пример служения Церкви Божией, своему народу и Отечеству, служение во всякое время и на всяком месте.
Родился Виктор Васильевич 24 ноября 1915 года в деревне Великие Дольцы на Вилейской земле. И первые сорок лет жизни его прошли здесь. «Школьником, семинаристом, студентом, священником был на глазах у людей», — говорил впоследствии отец Виктор. В 1935 году он окончил Виленскую духовную семинарию и прибыл на родину. Там же, в местечке Илья, встретил и полюбил свою Сашечку, дочь священника Владимира Альбова, с которой и обвенчался, прожил с нею 66 лет, ровно столько, сколько находился в священническом сане.
В 1936 году архиепископом Виленским и Литовским Феодосием на праздник Рождества Пресвятой Богородицы он был рукоположен во диакона, а в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — во священника. Затем была учеба на богословском факультете Варшавского университета, окончить которую помешало военное лихолетье.
На долю молодого священника выпали тяжелейшие испытания. В сентябре 1939 года Красная Армия освободила Западную Белоруссию от поляков. Советская власть не жаловала никакую религию. Приходилось терпеть грубость, матерщину и хамство, чего не было до этой поры. В те годы отец Виктор был настоятелем церкви в Илье, а затем в деревне Латыголь Вилейского благочиния. Трудился, нес слово Божие, вместе с матушкой Александрой Владимировной воспитывал троих малолетних детей, как вдруг Латыголь стал перекрестком путей, по которым прокатилась Великая Отечественная.
Война изменила все и научила многому, она стала своего рода мерилом человеческих качеств. Все оказалось на виду: и предательство, и трусость, и лояльность к «новому порядку». Но самым главным и массовым стало всеобщее неприятие чужеземных захватчиков, тайная и явная борьба народа против своих поработителей. Служитель Церкви Божией остался верен своему долгу перед Богом, паствой и Отечеством. Отец Виктор активно помогал партизанам в их борьбе с оккупантами. В своем доме под видом работников он укрывал двоих советских разведчиков‑диверсантов — Владимира Мурашова и Николая Грачева, которые в дальнейшем ушли в партизанский отряд. После долгого изучения эти люди доверились молодому священнику, убедились в его порядочности и преданности Родине.
Латыголь находился в нескольких километрах от города Молодечно и железной дороги. Партизаны, идя на диверсии, оставляли часть взрывчатки в сарае отца Виктора, чтобы затем, во второй раз, было меньше тащить смертоносного груза. Это стало правилом на протяжении всей оккупации. Взрывчатку прятали под навозом, там же, где находились корова и прочая домашняя живность.
И свои, и немцы наведывались по несколько раз в сутки. Каким же надо было обладать умом и хитростью, чтобы чужих не принять за своих. Ведь было много и незнакомых людей. Кто только не приезжал в дом священника! Если в форме — понятно, что немцы, а если в гражданском? Отец Виктор был человеком наблюдательным. Приедут, бывало, вооруженные люди, оцепят деревню и направят пулеметы в сторону леса — значит, немцы, а если в сторону дорог — партизаны. Так было с людьми незнакомыми, а по заданию своих приходилось быть священнику и разведчиком.
Якобы по церковным делам отец Виктор многократно выезжал на лошади в Вилейку и даже в Минск, привозил ценные сведения военного характера. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны экспонируется уникальный документ. Это расписка секретаря Вилейского подпольного обкома ЛКСМБ Шимановича В. И., выданная в 1943 году священнику Латыгольской церкви Виктору Василевичу Бекаревичу в том, что во время оккупации он собрал среди своих прихожан на оборону 15 тысяч советских рублей и передал партизанам, которые переправили эту сумму в Москву.
Деятельность отца Виктора во время войны — это тема отдельной статьи, здесь всего не расскажешь. Одно понятно: три года человек рисковал собственной жизнью и жизнью своих детей на благо Родины. Его могли предать, но не сделали этого, так как люди любили батюшку за доброту и отзывчивость. Многих своих прихожан отец Виктор спас от гибели и от вывоза на работу в Германию. Два раза его хотели расстрелять — и немцы, и партизаны, но Господь хранил своего служителя. В начале 1944 года к отцу Виктору пришел с Пинщины человек, назвавшийся комиссаром партизанской бригады, и рассказал, как на его руках умирал Владимир Мурашов, который просил «разыскать латыгольского попа и передать ему, что он честно погиб за Родину».
Освобождения ждали с нетерпением. Настрадался народ. И оно пришло в начале июля 1944 года. 2 июля войска 3‑го гвардейского механизированного корпуса генерала В. Т. Обухова 3‑го Белорусского фронта вместе с партизанами овладели Вилейкой и Красным, а 5 июля освободили Молодечно. «Пришла русская армия», — рассказывал отец Виктор. Солдаты и офицеры были при погонах, очень доброжелательными и родными, не осталось и следа от Красной Армии образца 1939 года. Война изменила и мировоззрение людей, и отношение к Церкви.
В доме отца Виктора часто останавливались офицеры Красной Армии, помогали ему чем могли, особенно продуктами, подкармливали малолетних детей, вели дружеские беседы на различные темы. В дальнейшем отец Виктор всегда говорил, что он в своей жизни «пережил поляков и большевиков, победил фашистов и встретил русских». Стоит только вдуматься в логическое построение данной фразы, и станет понятным период времени, прожитый этим человеком. Была, конечно, и проверка населения, находившегося под оккупацией, в результате которой отец Виктор получил справку, подписанную офицером контрразведки «Смерш» 3‑го Белорусского фронта, что он являлся связным партизанской бригады «За Советскую Беларусь», действовавшей на территории Вилейщины. Родина достойно оценила заслуги протоиерея Виктора Бекаревича, наградив его орденом Отечественной войны II степени и многими медалями.
Не менее плодотворной была и его административная деятельность: с 1951 по 1955 год отец Виктор — благочинный Вилейского округа. С 1955 года — настоятель Свято-Аннинского храма в Столбцах и благочинный Столбцовского округа. В апреле 1959 года он был назначен настоятелем Свято-Александро-Невского храма города Минска.
В 1960‑е годы, когда по инициативе государственных властей храмы повсеместно закрывались, была попытка отобрать и Свято-Александро-Невскую церковь. Власти при этом допустили фальсификацию исторических фактов, утверждая, что храм до войны использовался как мастерская по изготовлению гробов и посему его надлежит вернуть похоронному ведомству. Это утверждение противоречило истине, ибо было хорошо известно, что после того как храм в 1938 году был закрыт на замок, он не открывался до вступления в город немецкой армии в 1941 году.
С разоблачением лжи выступил настоятель храма отец Виктор Бекаревич. Через редакцию «Журнал Московской Патриархии» (№ 10, 1968 год) он сообщил правдивые сведения о храме и особо подчеркнул важность церковного и общественного значения Свято-Александро-Невской церкви как храма-памятника русско-турецкой войны 1877–1878 годов за освобождение Болгарии от турецкого владычества. Убедительность аргументов, изложенных отцом Виктором, побудила власти отказаться от своих намерений.
В 1970 году решением Священного Синода и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена протоиерей Виктор Васильевич Бекаревич был назначен настоятелем Свято-Николаевского собора в столице Австрии. Служение в Вене связано с налаживанием отношений с русской эмиграцией: князьями Раевскими, Разумовскими, Трубецкими и т. д. Отношение русской эмиграции к красной России известно. Встретили прихожане настоятеля настороженно. Но ему не пришлось долго доказывать свою любовь к русскому православному народу. Графы и князья по вере, делам и поступкам полюбили отца Виктора, они убедились, что в СССР Русская православная церковь действует по своим каноническим законам и воспитывает свою паству в любви к Богу и ближнему. При каждом отъезде на Родину люди просили священника прийти на Красную площадь, поклониться на все четыре стороны и привезти из России горсть родной земли. Он всем обещал и обещанное всегда выполнял. На отпеваниях, бывало, трогало душу, когда усопший лежал в гробу со сверточком земли в руках.
В 1979 году отец Виктор возвратился в Минск и продолжил настоятельское служение в Свято-Александро-Невской церкви. Под его руководством проведены обширные реставрационные работы в храме. «Дом свой украшаем, так почему же Божий дом не привести в порядок, не украсить, не обновить?» — рассуждал батюшка. «Люди жертвуют, я им показываю: вот ваши жертвы в этом камне, в этих фресках, в этом золоте на куполах». В то время отец Виктор являлся и членом Епархиального совета Минской епархии и секретарем Минского епархиального управления.
Протоиерей Виктор Бекаревич был хранителем старинных церковных и домашних традиций, сторонником дисциплины и порядка. В то же время в обращении был прост, свободно общаясь с людьми разного интеллектуального уровня. Общение с коллективом вне службы было как в старом Офицерском собрании: все были равны — и полковник, и поручик, и прапорщик. Он был человеком, не терпевшим несправедливости и лжи, имел сострадание к людям больным и нуждающимся, постоянно занимался благотворительностью. Он вносил свои личные сбережения на строительство новых храмов, всегда оказывал материальную помощь матушкам почивших священников. Свою пастырскую деятельность он начал с постройки храма в Илье в 1936 году и закончил постройкой храма в деревне Понятичи — там же, на своей родине, в 2002 году.
Как заботливый отец батюшка занимался воспитанием молодых кадров. Через «школу Бекаревича» прошли десятки ставленников, которые несут сейчас свое служение на белорусской земле. Так как отец Виктор являлся примерным пастырем Церкви, ему было не чуждо и все доброе, человеческое. Он имел многодетную семью, посещал театры, болел за футбол, участвовал в заседаниях гражданских комитетов в защиту мира, в работе благотворительных организаций, принимал участие в партизанских встречах. В советское время во многих властных структурах находились бывшие партизаны, которые хорошо знали отца Виктора по совместной борьбе с немецкими оккупантами и поддерживали с ним дружеские отношения, невзирая на противоположность идеологических взглядов. Вполне понятно это партизанское братство, ведь они вместе не один год находились между жизнью и смертью. Приходилось быть свидетелем того, как человек, занимавший ответственный советский пост, на 70‑летии отца Виктора заявил: «Я и сегодня пошел бы с Виктором Васильевичем в разведку». Может быть, поэтому в советское время в нашем храме хоть и по праздникам, но все же звучал колокольный звон. В те тяжелые для Церкви годы, когда каждое слово контролировалось, отец Виктор смело проповедовал слово Божие.
Но начиная с 1000‑летия Крещения Руси постепенно наступили благоприятные для Церкви времена. Отец Виктор радовался возрождению Православия и благодарил Господа за то, что дожил до этих лет. Ему дважды довелось встречать в своем храме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и принимать из его рук награды для Свято-Александро-Невской церкви — Патриаршую Грамоту и именную икону Святого благоверного князя Александра Невского.
Митрофорный протоиерей Виктор Бекаревич за шестьдесят шесть лет своего служения был удостоен самых высоких наград. Русская православная церковь наградила его орденами святого равноапостольного князя Владимира II степени, святого князя Даниила Московского II степени, преподобного Сергия Радонежского III и II степени, двумя Патриаршими крестами по случаю 50‑ и 80‑летия со дня рождения священника, многочисленными почетными грамотами.
Но самой высокой наградой батюшка считал долголетнее и непрерывное служение Господу Богу у престола Церкви Его. Он был неутомим и не давал покоя молодым. По характеру живой и горячий, он все делал быстро и вовремя, постоянно находился в движении, всегда куда-то бежал, торопился.
Протоиерей Виктор Васильевич Бекаревич преставился ко Господу неожиданно для всех 17 августа 2002 года. Его отпевание было совершено 20 августа 2002 года Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Почивший был погребен на Северном кладбище белорусской столицы. Все мы поминаем его в молитвах и понимаем, что этого человека среди нас больше нет, что с ним ушла целая эпоха. Он многому научил нас, и мы стараемся использовать его большой духовный и жизненный опыт в воспитании своих детей, нашей паствы. До сих пор в поминальных записках прихожан мы очень часто на первом месте встречаем имя отца Виктора, что свидетельствует об общей любви к благочестивому старцу и доброму пастырю.
Господь да упокоит Своего верного служителя в селениях праведных и сотворит ему вечную память!
Протоиерей Павел Боянков
P. S. Автор благодарит протодиакона Георгия Коляду за предоставленные материалы и помощь в подготовке данной статьи.