Некуда деваться. Откуда летать частным самолетам после закрытия "Минск-1"?
Владельцы частных самолетов написали в Администрацию президента. Они хотят знать, где будет базироваться малая авиация, техника которой сейчас находится в Минске-1. Аэропорт в черте города не будет работать уже с января 2016 года, но в бумагах и ответах чиновников ни слова о том, куда переехать авиации общего назначения.
Указ о закрытии Минска-1 подписали, а про малую авиацию не подумали
— Есть программа строительства «Минск-Мир», есть программа закрытия аэропорта, есть указ об этом, но нигде не сказано, что же будет с теми компаниями и с теми воздушными судами, которые там базировались… Что дальше? — говорит владелец частного самолета Олег Савашинский. — Закрытие аэропорта задевает нас за живое, потому что оттуда сегодня летают наши самолеты.
Тем же вопросом задается Игорь Турко — пилот-любитель, владелец легкого самолета Sky Ranger, собранного по французским чертежам в том же Минске-1. Игорь вспоминает, с каким трудом ему далась регистрация техники, которая без проблем летает по Европе и сокрушается по поводу потери удобной площадки для полетов.
Несколько месяцев назад представители авиации общего назначения отправили письмо в Администрацию президента.
— Под ним подписались 13 человек, которые имеют прямое отношение к аэродрому Минск-1. Либо они там базируются, либо работают в компаниях, которые связаны с малой авиацией, — рассказывает Олег Савашинский. — Было сказано: в указе не решен вопрос, куда нам переезжать. Допускаем, что просмотрели, но давайте подумаем, какой вариант может быть.
Авиаторы предложили несколько способов решить проблему. Первый: разрешить самолетам малой авиации «переехать» в Национальный аэропорт Минск:
— У ближайших соседей — Литвы — международные аэропорты в Каунасе, Вильнюсе не менее загруженные, но там нормальное движение малой авиации. Там обучаются люди со всей Европы, и никому это не мешает, все уживаются.
Второй вариант — пустить авиацию общего назначения в аэродром «Липки», который использует МЧС. Третий вариант — выделить участок земли где угодно, при этом сами авиаторы готовы привести его в порядок и сделать там взлетно-посадочную полосу.
Администрация президента перенаправила письмо в департамент по авиации Министерства транспорта Беларуси и в МЧС. Из ответов выходит, что в Минск-2 малую авиацию пустить нельзя, так как там предусмотрены места стоянок только для магистральных самолетов. В «Липки» — тоже нельзя, потому что там находится техника МЧС, «выполняющая задачи в интересах национальной безопасности».
Ответ Минского облисполкома о выделении участка свелся к лаконичному: земля — по аукциону.
— Никто не попытался предложить четвертый вариант, если наши три не подходят. В ответе не подсказано, как решить проблему, — говорит Олег Савашинский. — Если с полетами «Белавиа», с аэродромом на Минске-1 разобрались, то по маленьким самолетам… Такое чувство, что люди, которые готовили указ, подумали: само как-то рассосется, разбегутся.
Собеседники добавляют: «Если бы застройщики решили оставить небольшую полосу, аэродром, решили превратить его в транспортный центр своего проекта, нам кажется, это подняло бы статус центра и решило бы многие проблемы малой авиации».
— Люди бы прилетали в бизнес-центр, занимались своими делами и улетали. Почему бы и нет? Это было бы классно! Бизнесмены очень ценят свое время, — рассуждает Игорь Турко.
Белорусы встают на крыло, но закрытие Минска-1 процессу помешает
— Число пилотов малой авиации и количество самолетов за последние полгода, я думаю, возросло в разы. Но отсутствие альтернативы Минску-1 и решения, которое поддержало бы развитие малой авиации, может существенно приостановить запустившийся процесс, — говорит Олег Савашинский.
— Масса людей в Беларуси сегодня готовы купить самолет, учиться летать, тратить деньги на обслуживание, — вводит в курс дела Игорь. — Бэушный самолет стоит как дорогой автомобиль — его можно купить вскладчину, вчетвером. Диапазон цен на самолеты очень широкий, если человек хочет этим заниматься, то у него это получится. Я хочу летать на своем самолете, и при возможности помогать другим это делать.
На временных аэродромах и площадках в регионах Беларуси сегодня базируются и регулярно летают около 80 воздушных судов. Такими данными обладает председатель Республиканского общественного объединения любителей авиации, владельцев воздушных судов и пилотов Сергей Исаченко.
Республиканское объединение любителей авиации существует с 2007 года, за это время в него вступили больше трехсот человек — у многих из них есть свидетельство пилотов-любителей и собственные легкие и сверхлегкие самолеты.
Сергей Исаченко, как и многие его коллеги, тоже подписался под письмом в Администрацию президента. Причина проста и очевидна: для самолетов нужны аэродромы, стоянки для хранения и обслуживания, без этого никак.
— Небольшому самолету всего-то и надо, что 400−500 метров взлетной полосы. Но у нас в стране это почему-то огромная проблема, — говорит собеседник.
Самолеты малой авиации ютятся сегодня по заброшенным военным и сельскохозяйственным аэродромам. Там есть взлетно-посадочные полосы, они зарегистрированы, аэродромы имеют инструкцию по производству полетов, разрешение, но даже это никак не решает общей серьезной проблемы по размещению крылатой техники.
— Мы бы хотели, чтобы на авиацию общего назначения обратили внимание, — говорит Олег Савашинский. — Что это есть и что она состоит из законопослушных людей, которые хотят летать и не собираются ничего нарушать. Нужно перестать видеть в белорусском авиаторе потенциального нарушителя. Сейчас происходит именно так: за каждым пилотом нужно следить, нужно наблюдать, потому что, скорее всего, он намерен сделать что-то плохое. На самом деле, это не так. Пилоты - это образованные, высокоинтеллектуальные люди, которые просто хотят делать что-то не совсем обычное. Мы бы хотели, чтобы в Администрации президента посмотрели еще раз на наше письмо. И если наши предложения кого-то не устроили, предложили бы нам какой-то альтернативный вариант.
— Авиация — это, может, и не лучше, чем хоккей, но тоже классно, - смеются собеседники.
С надеждой остаться. Прогулка по Минску-1, который собираются закрыть под инвестпроект