Спецрежим на границе. Российские инспекторы ищут поддельные сертификаты и вредных насекомых
Россельхознадзор с 7 декабря ввел специальный фитосанитарный режим на ввоз сельскохозяйственных продуктов из Беларуси — чтобы предотвратить поставки овощей и фруктов неизвестного происхождения. Особый режим подразумевает обязательное подтверждение фитосанитарных сертификатов.
Введение специального режима не стало громом с ясного неба: войну с заморскими нектаринами и перцами, санкционными «пармезанами» и «маасдамами» Россия последовательно ведет еще с лета. Продукты, попавшие под санкции, но предпринявшие попытку проникнуть в РФ, горят в специальных печах или раскатываются бульдозерами по свалкам.
7 декабря, в первый день действия специального фитосанитарного режима, корреспонденты Naviny.by отправились на пункт подачи уведомлений «Красный Камень» на границе Гомельской и Брянской областей.
Очередей из фур нет, грузовики пересекают границу в плановом режиме. Дальнобойщики слышали о нововведении, но убеждают, что у них с документами всё в порядке. В управлении Роcсельхознадзора по Брянской и Смоленской областям отвечают, что сегодня с сертификатами, которые не прошли подтверждение, пока еще никто не попался.
«Фитосанитарные сертификаты сканируем, отправляем на подтверждение в Москву, оттуда приходит подтверждение по подлинности документов, тогда мы их оформляем и отпускаем. Ждать нужно от полчаса до часа обычно, пока придет подтверждение», — объясняет на ППУ «Красный Камень» инспектор Россельхознадзора Дмитрий Коробок.
На пункте подачи уведомлений встретили белорусского водителя Юрия, который здесь уже, по его словам, 12 дней. Груз — турецкие помидоры, огурцы, перцы и кабачки (всего 22 тонны) не пускают в Россию. Турецкие овощи везло в Россию белорусское транспортное предприятие.
«С сертификатами всё в порядке, но сказали — нашли какую-то букашку в помидорах, с которой запрещено ехать в Россию. Уже 12 дней сегодня, как я здесь стою. А путь отсюда мне один — или на уничтожение, или возврат домой с грузом. Сколько еще стоять — неисповедимо. Наверное, пока овощи не испортятся», — говорит Юрий.
Букашки, о которых говорит Юрий, это трипсы — опасные вредители для культурных растений. |
Юрий считает (да и коллеги соглашаются), что все проблемы на границе с турецкой продукцией появились из-за политики. Другие водители тоже говорят, что если бы турки не сбили российский самолет — уже давно бы все фуры с помидорами и баклажанами пересекли границу.
Дальнобойщики рассказывают, что недавно 11 дней на ППУ простоял турок с 20 тоннами мандаринов.
Сейчас на ППУ стоит и гражданин Молдовы, который перевозит турецкие гранаты и айву. Уже пять дней он ждет результатов каких-то анализов, но комментировать ситуацию отказывается.
«Все хотят ездить туда-сюда, и я тоже. Буду я что-то говорить — не смогу ездить туда-сюда», — машет рукой молдаванин и в очередной раз идет на пункт фитосанитарного контроля выяснять свою судьбу.
Алена ГЕРМАНОВИЧ