70-летие Великой Победы. Освободителям Беларуси
Мемориальный знак, посвящённый 70-летию операции «Багратион», был торжественно открыт в Светлогорском районе 21 июня прошлого года. Остальные объекты мемориального комплекса — площадка с танком ИС‑3 и имитацией гати, памятный знак в честь Героя Советского Союза летчика-штурмовика Сергея Краснопёрова, музей в виде блиндажа и другие — появились позже.
Именно здесь, возле деревни Раковичи Гомельской области, 23 июня 1944 года началась легендарная стратегическая наступательная операция советских войск, которая завершилась полным освобождением Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Памятный знак в честь начала операции «Багратион» представляет собой семиметровый барельеф. В центре его фигуры четверых полководцев — Константина Рокоссовского, Георгия Жукова, Павла Батова и Михаила Панова. Справа и слева изображены наступающие советские воины, среди них — партизаны и моряки Днепровской военной флотилии. А фоном стали стрелы, указывающие направления двух главных ударов частей Красной Армии…
Именно те события, которые разворачивались в Паричском (на то время) районе, дали успешное начало наступательной операции, которую маршал Жуков назвал инженерной. Думается, нестандартные для военной стратегии того времени решения и предопределили во многом исход всей Великой Отечественной войны.
Было намечено два главных удара: первый — севернее Рогачева, второй — южнее Паричей. На втором настоял Рокоссовский, причем вразрез с обычной тактикой. Это было верное решение, что и доказали последующие события: безоговорочно успешным стало именно паричское направление с его ключевой точкой прорыва наступающих войск — болотом Бридский Мох. Противник никак не ожидал таких действий, ведь на немецких военных картах та территория была заштрихована — обозначена как непроходимая!..
А ведь это местные жители подсказали военным, что по четырехкилометровому болоту все же можно пройти! Только надо было смастерить мокроступы, волокуши, плоты… Несколько месяцев инженерные войска прокладывали деревянные гати и строили танкодром для тяжелой техники.
Подготовка шла в условиях сверхсекретности. Вот и главный атрибут наступления — бревна для гатей — скрепляли железными скобами только в часы, когда гремела артиллерия. Поступающая техника передвигалась лишь в темные часы суток.
В тех колоннах были и впервые примененные тогда танки-тральщики, оборудованные специальными катками. Они позволяли безопасно и быстро разминировать поля… Все этапы подготовки 65-й армии генерал-лейтенанта Павла Батова к началу операции контролировали лично Георгий Жуков и Константин Рокоссовский.
Рано утром 24 июня 1-й гвардейский Донской танковый корпус под командованием генерал-лейтенанта танковых войск Михаила Панова начал движение по гатям через болото Бридский Мох. Уже во второй половине дня наблюдательный пункт армии на прежнем месте свернули — чтобы выдвинуть его вперед. В столь успешное развитие ситуации не поверил поначалу даже Жуков: он сам приехал убедиться в этом на передовую.
К исходу второго дня операции советские войска углубились в оборону захватчиков на три десятка километров. А дальше — освобождение Паричей, Жлобина, разгром гитлеровцев в Бобруйском котле. И — открыта дорога на Минск!..
Белорусская стратегическая наступательная операция «Багратион», проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года, — одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества. Войска 1-го Прибалтийского, 1-го, 2-го, 3-го Белорусских фронтов при поддержке партизан прорвали оборону немецкой группы армий «Центр» на многих участках. Были окружены и ликвидированы крупные группировки противника в районах Витебска, Бобруйска, Вильнюса, Бреста и восточнее Минска, освобождена вся территория Беларуси, значительная часть Литвы, восточные районы Польши. Красная Армия вышла на рубежи рек Нарев и Висла, к границам Восточной Пруссии.
Потери противника превысили 539 тысяч человек: 381 тысяча убитыми и 158 тысяч пленными. В результате наступления была не только освобождена территория нашей Беларуси, но и образовалась 900-километровая брешь между группами немецких армий «Юг» и «Север». Для ее закрытия командование вермахта перебросило с других участков фронта 46 дивизий и четыре бригады. Это облегчило дальнейшее наступление как союзникам на Западе, так и советским войскам в Украине и Прибалтике.
17 июля 1944 года по Москве провели 50 тысяч пленных немецких солдат во главе с офицерами и генералами, захваченных в ходе операции «Багратион»…
Идею создания монумента в честь начала операции «Багратион» воплотил в жизнь гомельский скульптор Валерий Кондратенко. Стоимость сооружения — 42 миллиона российских рублей, 32 из них выделено из бюджета Союзного государства. Более восьми миллиардов белорусских рублей составили отчисления трудовых коллективов области и добровольные пожертвования наших граждан. Это было поистине народное и интернациональное строительство — как и воинство, изгнавшее немецко-фашистских захватчиков с родной земли. Историй, доказывающих это, на Светлогорщине знают множество. Вот одна из них.
Пермяк Сергей Краснопёров уже тогда был Героем Советского Союза. Отважный летчик погиб за деревней Петровичи в первые дни операции «Багратион». С воздушным стрелком Евгением Бевзюком он отправился в боевой рейд. Во время штурмовки вражеских позиций их Ил‑2 подбили… Долгие годы авиаторы-герои считались пропавшими без вести. И только в 1974-м из болота подняли обгоревший самолет, а в нем обнаружили останки Евгения Бевзюка. Тело командира экипажа и его «Золотую Звезду» так и не нашли. Но с тех пор в Светлогорске есть улица имени Героя Краснопёрова. А возле нового величественного монумента недавно открыт памятный знак в его честь…
Честь и слава защитникам Отечества!
Елена Романова, «Ваяр», romanova@mod.mil.by, фото Андрея Артюховского