Ангел, граф, Витрувианец - раскрасить дома "как в Европе"
Недавний скандал с граффити на стене дома по адресу Воронянского, 13 поднял знатную шумиху. Напомним, жители района окрестили рисунок афинского художника Ino «Ангелом смерти» и до сих пор массово выступают за то, чтобы «страшное» и «депрессивное» изображение замазали. Дети, мол, боятся и плачут, бабушки — хватаются за сердце. Кровь и ужас. На днях рисунок официально признали произведением искусства, но вопрос остался висеть в воздухе: как правильно апгрейдить панельные дома и нежилые постройки, чтобы все остались довольны? Можно и нужно ли всем угодить? И все ли европейские тренды дизайна районов подойдут под белорусские реалии? Мы обратились к знающим людям за ответами.
Европейские дизайнеры и архитекторы давным-давно используют графику, а подъезды тамошних новостроек представляют собой не просто бетонную коробку, а грамотно-организованную среду с удобной навигацией — системой знаков и указателей. Минск «прокачивается» медленно. И до недавнего времени мог похвастаться разве что березками-котиками-бабочками в подъездах и плюшевыми медведями, накрепко прибитыми к дереву чьей-то заботливой рукой — для красоты.
В этом году город буквально захлестнула волна перемен. Первый тренд, который мы массово кинулись перенимать — небывалое обилие стрит-арта. Появился «Московский дворик», исписанный под хохлому и абсолютный лидер по хипстерским селфи — бразильское граффити на улице Октябрьской. За один ноябрь в Минске нарисовали сразу 7 огромных изображений. Не все, однако, проходит гладко: изображение от Мити Писляка рядом с Blackhall Bar уже успели надорвать, а граффити на Воронянского — обругать нехорошими словами. Дизайнер, архитектор и преподаватель рассуждают, по каким европейским традициям Минск «плачет».
Дмитрий Бибиков, один из создателей «Минской урбанистической платформы»: «Главное — занять делом старушек»
— Рано думать про графические решения, пока мы не разберемся с логистикой, — говорит Дмитрий Бибиков. — Слабо представляю, что можно нарисовать такого в «хрущевке», чтобы она перестала быть «хрущевкой».
И первым, чему нам стоит поучится у Европы, Дмитрий называет зонирование пространства:
— Все начинается с понимания двора как такового. В Минске ты не можешь чувствовать себя защищенно, потому что вообще не понимаешь, где двор, где улица. У пространства же должна быть иерархия. В идеале — оформленная визуально.
Дмитрий уверяет, что волна недовольства по отношению к «Ангелу смерти» началась из-за того, что бабушки не знали, чем себя занять:
— Бабушки стали жаловаться, что их угнетает изображения. Почему? Они негодуют, потому что у них нет влияния на свой кусок двора — они пытаются повлиять на чужой. Привезите весной этим бабушкам грузовик чернозема и рассаду. Они обустроят пространство перед подъездом, будут сажать там цветы и раздавать указания. И, вот увидите, они успокоятся. Так это работает: ты понимаешь, где твоя территория и можешь на нее влиять — чувствуешь себя комфортно. Не понимаешь — становишься как пороховая бочка.
Денис Машаров арт-директор, дизайнер шрифтов, лектор: «Правильный шрифт спасет мир»
В Москве, например, для того, чтобы у человека было четкое понимание себя в пространстве, широко используется навигация. В том числе как способ организации двора:
— Вся навигация строго поделена между «историческими» и «спальными» районами, — рассказывает дизайнер шрифтов Денис Машаров. — В старых районах с богатой архитектурой и узкими улицами всю навигацию делают специальным шрифтом — ленточной антиквой, инвертом (белым по синему), в художественной рамке, установленной невысоко. В «спальных» районах, со «стандартной» блочно-панельной архитектурой и широкими улицами, напротив, используют прямой современный шрифт, большой размер синим по белому в простой рамке, повешенной выше. Также разделяют графически центр и окраину в Барселоне.
Денис повторяет, что Минск — город со сложной и богатой историей. И что «очень жаль», что это не в полную меру используется в минской архитектуре
— У немцев есть термин «Gesamtkunstwerk» — «цельное художественное произведение», в котором важны все детали. Произведение это опирается на ассоциативно-культурную базу жителей. Живет в контексте истории района, архитектуры, ландшафта, климата, достопримечательностей — все это важно и может стать источником вдохновения. У Минска еще все впереди.
Андрей Федоров, директор творческой студии Art&Shock: «Здорово, что заказчик требует делать все по высшему разряду»
Машарова поддерживает директор творческой студии Art&shock Андрей Федоров, Он считает, что у Минска не просто все впереди — Минск уже бодро шагает в верном направлении. Особенно это стало видно по заказчикам, у которых «голова начала работать в верном направлении». Сегодня Федоров расписывает нежилые помещения в городе по заказу. А также оформляет визуально подъезды в Новой Боровой. Именно Андрей, к слову, рисовал в Боровой того самого «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи.
— Это мой любимый проект, — признается Федоров. — Рисовали мы его двое суток, а резонанс получился — огромный. Человек стал не просто картинкой, он сформировал образ этого места, стал достопримечательностью. Строители сейчас только так и говорят: «Встретимся у «человека». Да люди из других районов приезжают просто для того, чтобы с ним фотографироваться.
Успех «Человека», как считает Федоров — в грамотном позиционировании.
— Так и должно быть, — говорит он. — Создание рисунка приурочили к выставке Леонардо да Винчи, придумали целую историю. Мне нравится, что А-100 Девелопмент не просто строит дома. Они делают все для людей. В подъездах там также красиво, как и снаружи: лаконичные линии, свежие цвета, потолки цвета лайма, удобная и современная навигация. В Новой Боровой, думаю, будет приятно и удобно жить. Кроме того, мы уже видим, как там вынесены за периметр двора парковки, как строятся безопасные детские площадки. И все это не ради отмашки.
Дмитрий Бибиков подытоживает: чтобы европейские ценности — безопасность, хорошая логистика, грамотная навигация, — прижились в Минске, в городе должен быть спрос на культуру. «Меня радует, что интерес людей к тому месту, где они живут, растет, — говорит эксперт. — И пока единичные инициативы медленно поднимают головы, основным катализатором роста был и остается ответственный и открытый для экспериментов частный застройщик». У него и желание, и вкус и — что важно — ресурс.
PR