Марш студентов. Смелых мало, но они есть
Студенческий марш, который прошел в Минске 2 декабря, показал, что студентов, готовых отстаивать свои права, мало, но они есть.
Фото belsat.eu
«Ректор, выходи!»
Марш студентов, которых собралось несколько десятков и которые пытались пообщаться с ректором БГУ, прошел в сопровождении милиции в штатском и под видеозапись. Сотрудники милиции составили протоколы об участии в несанкционированной акции на некоторых активистов, в том числе на тех, кто держал плакаты, а также имел украшения в виде бело-красно-белых ленточек.
Участники марша пришли ко входу в главный корпус БГУ и потребовали от ректора вуза Серея Абламейко выйти на переговоры. Люди начали скандировать «Ректор, выходи!» и развернули плакаты о том, что в БГУ нет реального самоуправления.
БГУ активно защищался от своих студентов — на боковом входе со стороны улицы Бобруйской стояла охрана, а центральный вход со стороны площади Независимости и вовсе был закрыт и обнесен строительной лентой. На дверях висело объявление о том, что ведутся ремонтные работы.
Ректор к студентам так и не вышел.
Чего хотели студенты?
«Наша цель — это выполнение трех важнейших пунктов администрацией: 1. Отмена платных пересдач и отработок. 2. Прекращение давления на студентов. 3. Роспуск Ассамблеи БГУ и создание нового органа студенческого самоуправления», — говорится в сообщении движения «Студенты против», которое организовало Марш студентов.
Все началось с намерения администрации БГУ ввести плату за пересдачу зачетов и экзаменов. Это решение объяснялось необходимостью повысить мотивацию к учебе у студентов. Кроме того, заявлялось, что БГУ оставался последним вузом в стране, где плата за пересдачи не взимается.
Студенты пытались на ситуацию повлиять — собрали среди обучающихся в БГУ более 2,5 тысячи подписей.
Чтобы обратить внимание на проблему, студенты также начали сбор подписей на сайте zvarot.by под петицией «Защитите студентов от поборов администрации!». На 12 часов 2 декабря собрано 843 подписи.
Однако к мнению студентов не прислушались — плата за ликвидацию академической задолженности была введена.
Организовавшие сбор подписей студенты заявили также о давлении на них со стороны администрации.
Какую тактику выбрала администрация?
Тактику администрации БГУ активисты движения назвали демонизацией движения «Студенты против». Ректор Сергей Абламейко на сайте университета 24 ноября обратился к студентам и выразил возмущение не соответствующей, по его словам, информацией о давлении на студентов.
«Призываю студентов быть особенно внимательными. Вы можете быть втянутыми в «политические игры» без вашей воли и желания. Последствия таких «игр» не всегда предсказуемы», — отметил ректор.
Однако студенты были настойчивы в намерении провести марш. 1 декабря сайт БГУ сообщил, что 2 декабря состоится встреча Сергея Абламейко со студентами — практически в то же время, когда и планировался марш.
Одновременно в БГУ сделали вход на территорию по студенческим билетам, чего ранее не было.
Утром 2 декабря сайт Белгосуниверситета сообщил, что встреча ректора БГУ со студентами перенесена на неопределенный срок: «В связи с призывами к противоправным действиям и распространяемой информацией о возможных провокациях, в целях обеспечения безопасности студентов БГУ встреча ректора БГУ академика Сергея Абламейко со студентами переносится».
«Стихийный процесс против унижения, пренебрежения достоинством»
Эксперт в сфере образования, член Общественного Болонского процесса Владимир Дунаев считает, что в Михайловский сквер пришло немного студентов в силу ряда причин:
«Студенты рассчитывали, что состоится встреча с ректором, судя по их сообщениям в социальных сетях, планировали отправить на нее делегатов. Думаю, руководству БГУ удалось сбить их с толку. Обстоятельства сложились так, что им стало непонятно, каков статус встречи и как себя вести».
Владимир Дунаев считает, что «сочувствующих идеям движения гораздо больше, чем пришло на Марш. Об этом говорит число подписавших петицию. Однако в стране страх велик. Несколько десятков человек — это мало, но, с другой стороны, пришли самые активные и смелые. Если говорить о цифрах, в августе 1968 года в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию семь человек вышли на Красную площадь в Москве…»
Почему администрация БГУ не стала общаться со студентами?
Владимир Дунаев считает, что причиной могло стать отсутствие опыта решения конфликтных ситуаций демократическим методами. Нельзя также исключить, что тактика поведения определялась вообще не в БГУ. Однако, вне зависимости от причины, поведение администрации можно расценить «как форму давления на студентов».
Администрация настаивает, что плата введена в соответствии с положениями договора со студентами. Владимир Дунаев отмечает, что при договоре учитываются мнения обеих сторон: «Иначе это не договор, а произвол».
«Движение «Студенты против» — это стихийный процесс против унижения, пренебрежения достоинством, и молодые люди последовательны в своей позиции. Они требуют не только отмены платы за пересдачи академической задолженности, но и того, чтобы с ними считались, чтобы заявленные обещания белорусской стороны привести образовательный процесс в соответствие с фундаментальными академическими ценностями выполнялись. Пока же мы наблюдаем циничное попрание их белорусской стороной, впрочем, как и своих обещаний. На мой взгляд, европейские структуры могли бы в данной ситуации попытаться помочь выстроить конструктивный диалог между студентами и университетом», — заключил Владимир Дунаев.
Елена СПАСЮК