КРЕСТ — ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЯ ВСЕЛЕННЫЯ
Для православного человека поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню является неотъемлемой частью его веры.
Поклонный крест относится к малым архитектурным формам культового значения. Чаще всего встречаются деревянные, реже — каменные или литые поклонные кресты. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток.
В подножие креста обычно укладываются камни — так, чтобы получилось небольшое возвышение: оно символизирует гору Голгофу, где был распят Иисус Христос.
Поклонные кресты, обозначая собой некоторые памятные и знаменательные места, служат верующим местом для молитвы, напоминанием всем проходящим и проезжающим о необходимости покаяния, нравственного очищения, жизни по заповедям Божиим.
Традиция установки поклонных крестов на Руси относится к временам принятия христианства. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный водрузил крест на берегу Днепра в том месте, где впоследствии был основан Киев.
Преподобный Нестор-летописец пишет, что принявшая крещение княгиня Ольга начала сокрушать языческие капища и на их месте воздвигать кресты. О том, что на русской земле их ставил внук Ольги святой равноапостольный князь Владимир, говорит митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати».
В дальнейшем кресты ставились в память о различных знаменательных событиях: основание храма, явление чудотворной иконы, избавление от морового поветрия. Ставили их и на местах кровавых битв и массовых воинских захоронений, увековечивая память мучеников и невинно убиенных страдальцев. В настоящее время данная древняя традиция возвращается к жизни.
Но поклонный крест — это не только воспоминание о прошлом. Каждый верующий человек, проходящий мимо него, может повторить слова выдающегося проповедника протоиерея Валентина Амфитеатрова:
«… Мы бредем в этом мире по земному пути под своими крестами и крестиками, согбенные под игом скорбей и печалей, несем свои кресты к подножию того Креста, далекого, Небесного, недосягаемого. Силой его ограждаемся, силой его укрепляемся в спасительной, томительной борьбе.
Изнемогаем, скользим и падаем, поднимаемся и все же идем по пути своего крестоношения. Непобедимая и Непостижимая, Божественная сила Честного Животворящего Креста, не остави нас грешных».
Протоиерей Павел Боянков