Конкурировать на равных: как специалисты с особенностями психофизического развития ищут работу
Когда предприятия оптимизируют численность персонала, найти хорошее рабочее место непросто. В первую очередь это касается людей, не способных на равных конкурировать на рынке труда. Например, молодых специалистов с особенностями психофизического развития. О проблеме — в материале журналистов издания «СБ Беларусь Сегодня».
В прошлом году в Беларуси 2 тысячи таких ребят и девушек получали профессионально-техническое образование. Половине из них выдали дипломы о приобретении рабочей специальности. В Улльском государственном профессиональном лицее сельскохозяйственного производства, где действует один из восьми центров профессиональной и социальной реабилитации для детей с особенностями психофизического развития, не скрывают: поиски первого рабочего места для таких выпускников превращаются в настоящую битву.
В Министерстве образования уточнили: по статистике, 7 процентов «особенных» выпускников в этой битве проигрывают. Почему?
Учащиеся центра реабилитации в Улле приобретают профессии слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, плотника, штукатура, а также овощевода или животновода. Мария Лемнева, заместитель директора Улльского ГПЛ, рассказала, что центр работает с 2003 года:
— Из 258 наших воспитанников сегодня 98 обучаются в центре реабилитации. Это сироты, являющиеся выпускниками вспомогательных школ-интернатов, а также дети, учившиеся в интегрированных классах обычных школ. В нашем центре учатся ребята с интеллектуальной недостаточностью. Но они — не инвалиды! Через центр прошли более 500 ребят и девушек. Лишь единицы признавались необучаемыми. Остальным по силам освоить профессии, чтобы не быть балластом для семьи и общества.
В мастерских лицея, где я побывал, 52-я группа занималась под руководством мастера Елены Драгуновой:
— Мы учимся готовить поверхность к оштукатуриванию. Теория ребятам дается сложно, но, если хорошенько закрепить полученные знания на практике, работу они выполняют хорошо.
Второкурсника Сергея Демченко из Витебского района я встретил в тренажерном зале. Он осваивает профессии слесаря и плотника. После окончания лицея хотел бы работать у родственников в автомастерской. Физическое воспитание, к слову, одна из особенностей реабилитации в Улле. Ведь воспитанники центра живут вместе с обычными сверстниками в общежитии, наравне с ними участвуют в творческих конкурсах и спортивных состязаниях. Более того, они неоднократно принимали участие во всемирных и европейских специальных олимпийских играх — Special Olympics, где становились победителями баскетбольных турниров.
«Особенные» выпускники нуждаются в особой опеке даже после получения диплома. Вот история, подтверждающая это. В Улле как-то учился парень. Его распределили на железную дорогу в Оршу, где он был прописан. Пока выпускник проходил медкомиссию, мать-алкоголичка забрала все ценное из вещей, а остальные пожитки выставила за дверь. В итоге у юноши даже документы украли. К счастью, он смог позвонить в лицей. Его приняли обратно, определили в общежитие, устроили рабочим на собственную животноводческую ферму. Но это, по словам директора Улльского ГПЛ Александра Пашкевича, не решает проблему в целом:
— Раньше первое рабочее место для выпускников с особенностями гарантировали местные власти. Если мы направляли запрос в райисполком, то он и бронировал для них место в какой-либо организации или на предприятии. Сейчас же рассчитывать на такую бронь выпускники могут, лишь регистрируясь в центре занятости. И туда они должны обратиться со справкой о самостоятельном трудоустройстве. Но, выдавая им такую справку, мы идем на нарушение, за которое нас наказывают в Минобразовании! К тому же выпускники при этом теряют льготы, положенные молодым специалистам. Ведь со справкой таковыми они уже не считаются. К примеру, в прошлом году мы просили Полоцкий райисполком забронировать рабочие места для троих воспитанников из их района. Но там, сославшись на постановление Совмина, все заботы по этому поводу переложили на наши плечи.
Заместитель председателя Полоцкого райисполкома Александр Михалевич согласен, что проблема существует:
— Сегодня и квалифицированному рабочему место найти непросто. Но мы ведь действуем на основании принятых нормативных документов. Если же к нам обращаются ребята со справкой о самостоятельном трудоустройстве, всеми способами стараемся подыскать им работу.
Из-за этих странных нестыковок администрация Улльского лицея живет словно на вулкане. Накануне новогодних праздников она снова начнет рассылать по районам запросы с просьбой забронировать места для выпускников с особенностями. В июне — экзамены. Но это не значит, что после них преподаватели и воспитатели уйдут в отпуск. Они уже привыкли жить по принципу: пока не трудоустроен последний выпускник, учебный год не завершен.
Комментарий
Антонина Змушко, начальник отдела специального образования Министерства образования:
— Чаще всего без первого рабочего места выпускники с особенностями психофизического развития остаются по медицинским противопоказаниям. Тех, кому рабочее место не смогли подыскать, всего 1 процент. С принятием новой редакции положения «О порядке и условии предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития…», утвержденного Совмином, механизм предоставления первого рабочего места изменился. Из-за этого некоторые ребята действительно теряют статус молодого рабочего. Эту проблему мы обсуждали с Минтруда. Точки соприкосновения пока не найдены, но мы надеемся, что механизм, устраивающий все стороны, в конце концов заработает. Также, на наш взгляд, необходимо заинтересовать нанимателей подавать адресные заявки на профподготовку молодых людей с особенностями развития и затем принимать их на работу.