Досмотр босиком, скан пальцев на визу и другие неудобства, которые мы терпим из-за терактов

Источник материала:  
17.11.2015 18:14 — Новости Общества

На «черную пятницу» в Париже мир отреагировал усилением мер безопасности. В ряде стран Европы ввели дополнительный контроль на границе, усилили досмотр в аэропортах, на вокзалах и у зданий посольств. В Беларуси службы безопасности также не остались в стороне: пассажиров в метро стали останавливать чаще, посетителей концертов и спортивных матчей — проверять тщательнее. На границах из-за усиленного досмотра образовались очереди.

С каждым крупным терактом в мире менялось отношение к стандартам безопасности. TUT.BY проследил, как угроза терроризма приучила нас жертвовать комфортом в угоду личной защищенности.


«Черная пятница» в Париже. Фото: Reuters

Теракты в Нью-Йорке 11 сентября: массовая дактилоскопия, усиленный досмотр в аэропортах

После громких терактов 11 сентября 2001 года был создан Департамент внутренней безопасности США, в который вошли в том числе секретные службы, предназначенные специально для борьбы с терроризмом. Был одобрен «Патриотический акт» — он дал властям широкие полномочия по надзору за гражданами, в частности по прослушиваю телефонных звонков и контролю за электронной почтой, за что впоследствии был подвергнут жесткой критике.

В первые годы после терактов 80 тысяч мусульманских эмигрантов сдали отпечатки пальцев и прошли регистрацию в соответствии с действием «Акта о регистрации иностранцев» от 1940 года. С 2005 года при въезде на территорию США снятие отпечатков пальцев стало обязательным.

Когда в Беларуси после взрыва 3 июля 2008 года проводился массовый сбор отпечатков пальцев, в МВД также ссылались на опыт США в борьбе с терроризмом.

С октября 2014 года обязательную дактилоскопию для получения шенгенской биометрической визы ввела Европа.


Фото: Reuters

После 11 сентября США и большинство европейских государств ввели дополнительные меры безопасности в аэропортах. Проверяющие получили право досматривать любой чемодан без согласия на то пассажира, а также просвечивать весь багаж. В чемоданы запретили класть режущие и колющие предметы. Авиакомпании начали требовать от пилотов постоянно держать дверь в кабину плотно закрытой.

Трагедия на Дубровке в Москве: рамки-металлоискатели на входе в театры

В октябре 2002 года группа вооруженных боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры на Дубровке. По официальным данным, погибло 130 человек.

Возрождение мюзикла спустя 107 дней после теракта потребовало от службы безопасности беспрецедентных мер. В здании установили металлодетекторы и видеокамеры, стала дежурить саперная бригада. На первых спектаклях присутствовали кинологи с собаками, в зале находились пожарные и врачи.

На входе в некоторые московские театры, концертные залы и торговые центры были установлены арки-металлоискатели, которые работают до сих пор. При входе у посетителей охрана стала проверять сумки.

Отреагировали на трагедию с заложниками в Москве и многие другие известные мировые театры. Так, в заведениях на Бродвее была увеличена численность охраны, установлена линия постоянной связи с полицией и введена процедура проверки сумок на входе.

Захват заложников в Беслане: видеокамеры и «тревожные кнопки» в школах

Еще одна трагедия в России заставила задуматься о безопасности в школах. 1 сентября 2004 года террористы захватили более 1000 заложников в школе № 1 Беслана и в течение нескольких дней удерживали их в заминированном здании. В ходе штурма более 300 человек погибли.

Сразу после теракта российские власти приняли решение о строительстве заборов возле школ, установки КПП с системами видеонаблюдения и «тревожной кнопки», которая должна обеспечивать связь школы с районным отделом милиции.


Годовщина теракта в Беслане. Фото: Reuters

Гибель детей в Беслане заставила специалистов из других стран обратить внимание на безопасность школ. Так, в США незамедлительно разослали по школам буклеты с инструкциями на случай атаки террористов. Началась активная установка рамок металлодетекторов.

Об усилении мер безопасности после трагедии в Беслане заявили и белорусские силовики. Было предписано установить камеры видеонаблюдения во всех без исключения школах, включить в штат охранников и организовать так называемые «родительские патрули», которые должны были следить за порядком на территории школ. Спустя годы проверка прокуратуры покажет, что в каждую вторую школу по-прежнему может легко попасть посторонний.

Бомбы под электричками в Мадриде: досмотр пассажиров и видеокамеры

Весной 2004 года взорвались четыре пригородные электрички в Мадриде. Это были крупнейшие теракты в истории Испании. Спустя 2 года самодельные взрывные устройства были обнаружены в немецких поездах.

Правительства европейских стран в срочном порядке начали укреплять службы безопасности на вокзалах и устанавливать на платформах видеокамеры. В Испании было установлено 4 000 дополнительных камер, был создан специальный отряд полиции для действий в метро.

В 2009 году немецкие железные дороги протестировали на вокзале города Майнц экспериментальную 3D-систему опознавания лиц. В каждом поезде была установлена GPS-система и «красная кнопка», которая позволяет машинисту сообщать связываться с полицией.

В Израиле, где на нужды безопасности железных дорог ежегодно выделяются десятки миллионов долларов, спецслужбы уже несколько раз успешно предотвращали теракты. Каждый пассажир и багаж там подвергаются тщательному досмотру, все маршруты и станции патрулируются охранниками в сопровождении собак, обученных выявлению взрывчатки.

Взрывы в Лондоне: охранники с собаками и «умные камеры»

Летом 2005 года жертвами террористов-смертников стали пассажиры Лондонского метрополитена и автобуса. Террористы планировали продолжение и спустя 2 недели опять заложили бомбы в общественном транспорте. К счастью, ни одна из них не сработала.


Лондонский метрополитен. Фото: Reuters

После терактов городские власти Лондона решили отложить на неопределенное время уже практически осуществленную установку на подземных станциях метро передатчиков для сетей мобильной связи.

Была значительно увеличена численность личного состава транспортной полиции, сформирован отряд инструкторов с собаками, обученными распознавать взрывчатку. В метро начали проводиться выборочные проверки пассажиров. Испытания прошли специальные «умные» камеры наблюдения, издающие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой-либо предмет без присмотра.

Вслед за взрывами в Лондоне соседние страны также мобилизировали силы по контролю за пассажиропотоком в общественном транспорте.

Попытка теракта в аэропорту Хитроу: ограничения на провоз жидкостей

По сообщениям британской полиции, в августе 2006 года в Лондоне арестовали группу из 20 человек, намеревавшихся взорвать самолеты, следующие из Великобритании в США. Сообщалось, что подозреваемые планировали использовать жидкие взрывчатые вещества, пронесенные в ручной клади.


Досмотр в Национальном аэропорту Минск. Фото: Сергей Балай, TUT.BY

В связи с этим с октября 2006 года Евросоюз ужесточил правила перевозки жидкостей в ручной клади. По новым правилам брать с собой в салон самолета можно лишь жидкость, упакованную в прозрачный пакет емкостью не более 100 мл. Вслед за Европой ограничения, призванные защитить от создания жидкой бомбы, приняли во многих других странах мира.

Еще раньше правила досмотра пассажиров в известных мировых аэропортах пополнились обязательством снимать обувь. В декабре 2001 года британец пронес на борт самолета, следовавшего рейсом Париж-Майами, взрывное устройство в подошве ботинка, но привести бомбу в действие не успел. Американским судом «ботиночный террорист» был приговорен к пожизненному заключению. А пассажиры теперь вынуждены проходить досмотр в аэропорту босиком.

Теракты в московском метро: радиационный контроль и зоны досмотра

В 2010 году в московском метро прогремели два взрыва: на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». Бомбы были приведены в действие двумя террористками-смертницами.

Метро в Москве стало целью террористов уже не в первый раз. После взрыва в вагоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» в 1996 году метрополитен получил для защиты от террористов 56 собак. После теракта 2004 года, совершенного на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», в метро стали устанавливать камеры слежения.

Очередные взрывы в 2010 году и теракт в Домодедово в 2011 году убедили чиновников в том, что транспорт в России остается по-прежнему уязвимым для террористов. После осмотра метро Медведевым на станциях начали появляться первые рамки-металлоискатели, рентгеновские установки и обнаружители паров взрывчатых веществ. Был усилен досмотр на входе аэровокзалов.

С начала 2015 года полноценные зоны досмотра появились в вестибюлях почти всех станций московского метро. К ним приглашают тех, на кого среагировал датчик радиационного контроля или рамка металлоискателя. Подозрительных пассажиров осматривают сотрудники полиции. Разрабатывается система интеллектуального видеонаблюдения, которая будет реагировать при попадании предметов на рельсы, попытках суицида или случайного падения пассажира на пути.

Взрыв на «Октябрьской» в Минске: зоны досмотра и полтысячи сотрудников охраны

Сразу после трагедии в минском метро в 2011 году со станций убрали скамейки (бомба была заложена под одну из скамеек на станции «Октябрьской»). Вопрос об их целесообразности изначально поднял президент, позже их снова вернули на станции, но такими, под которые нельзя что-то положить.

Работники метро получили возможность выборочно проверять пассажиров с помощью металлодетекторов. Была усовершенствована система видеонаблюдения (камеры появились в вагонах метро), станции оборудовали «локализаторами взрыва» на случай, когда в метро остается неизвестный предмет. Перед ЧМ в 2014 году в штате подземки насчитывалось около полутысячи сотрудников охраны.


Минское метро. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

С начала этого года в минском метрополитене работают 24 зоны досмотра, оснащенные техникой, которая помогает обнаружить запрещенные к перевозу предметы и вещества. Установлены устройства экстренной связи с дежурным сотрудником милиции.

Но еще до этого, после взрывов в 2005 году в Витебске и в 2008 году на Дне независимости в Минске, неизменным атрибутом всех массовых мероприятий в Беларуси стали рамки металлоискателей и проверка сумок.

←В зависимости от специальности военнослужащего

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика