Реклама на византийской мозаике. Активисты обеспокоены судьбой панно на здании бывшего БЭМЗ

Источник материала:  
16.11.2015 14:10 — Новости Общества

Триптих «Земля» на фасаде Брестского электромеханического завода создавался в середине 80-х годов и стоил предприятию огромных денег. Сегодня мозаика из стекловидной смальты разрушается, ее заслоняют рекламные щиты. Изменить ситуацию может придание панно статуса историко-культурной ценности республиканского масштаба.


Вывести на фасад завода художественное произведение — решение первого директора электромеханического Владимира Сальникова. «Технарь» в самом высоком смысле слова, Сальников тяготел к искусству. На заводе в то время работали люди творческие, так что идея сделать мозаику лицом предприятия никого не удивила. Проект стоил заводу 250 тысяч советских рублей. БЭМЗ мог себе это позволить.

Искусство в промзоне

Мозаика играла не только художественную роль. Она получила более значительное место в истории города. В середине шестидесятых годов в восточной части Бреста формировалась одна из первых промышленных зон БССР. Брестская промзона стала передовым опытом для республики и огромной страны в целом, в специализированных журналах ей посвящали восторженные статьи. Так что монументальная живопись, призванная прославить военный героизм горожан, созидательный труд и устремленность в высокотехнологичное будущее, несла серьезную идеологическую нагрузку. Историческое мегаполотно на главной трансъевропейской магистрали должно было демонстрировать мощь СССР.

Размах монументального полотна предполагал не только масштабность размеров, но и величие мысли. На торцах трех бытовых корпусов было задумано воплотить триптих под названием «Земля».

Первое панно — «Земля, опаленная войной» — посвящено героике Великой Отечественной войны. В центре композиции — воины и партизаны, главная фигура заслоняет рукой землю от коричневой чумы. Слева — защитники Брестской крепости, справа — бегущая мать с ребенком, парад Победы на Красной площади в Москве.

Второй торец — «Земля возрожденная». Центральная фигура — олицетворение солнца и мира. Слева от нее — труженики с дарами родной земли.

Третье панно посвящено науке и культуре. В центре — человек, творец будущего. Рядом — белорусские просветители, ученые, первый космонавт Беларуси Петр Климук. Панно решено в серебристо-голубом колорите с применением белого — палитра должна была вызывать ассоциацию «чистоты замыслов, высоту полета мысли и надежды».

Символ индустриального Бреста

Первый просмотр эскизов и обсуждение темы состоялись в 1984 году: в целом замысел одобрили. Спустя время недовольные потребовали дополнительного обсуждения проекта — с участием общественности, членов республиканского худсовета. Оценку представленным эскизам должны были дать скульптор, народный художник БССР, лауреат Государственной премии, член экспертной комиссии по изобразительному искусству при Министерстве культуры БССР, профессор А.А. Аникейчик и ведущий белорусский художник-монументалист, заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии А.М. Кищенко. Авторитетные мастера монументального искусства одобрили композицию. А после ее исполнения в натуре профессор Аникейчик даже предлагал выдвинуть цикл на соискание Государственной премии СССР.

Для воплощения грандиозного замысла Владимир Кривоблоцкий и Юрий Богушевич выбрали одну из самых сложных техник монументального искусства — византийскую мозаику. Технику, которая применяется крайне редко из-за сложности исполнения. В Бресте полотно выполнялось из стекловидной смальты, изготовленной из натурального песка и красящих пигментов. Для передачи сложной образно-пластической трактовки композиции художники применили более 90 цветовых оттенков смальты. С 1985-го по 1989 год мозаика выкладывалась только в теплое время года.

Завершенная «Земля» стала своеобразным символом нового, индустриального Бреста. «Три бытовых корпуса (завода), выходящие на парадную городскую магистраль, недавно были украшены крышесносящими мозаиками», — написали в республиканской прессе.

Со своим уставом

Кто бы мог подумать, что пройдет всего два года, и градообразующее предприятие начнет стремительно терять свой статус. Два корпуса, фасады которых несли красоту, были проданы другим собственникам, бывшие помещения завода превратились в административно-торговое здание.

Новые хозяева отнеслись к искусству без должного пиетета — подсветка и рекламные щиты монтировалась прямо по краям византийской мозаики. В 2001 году началось разрушение мозаичного панно на фасаде четвертого корпуса («Земля возрожденная»). После снятия отслоившейся части проявилось разрушение кирпичной стены и, как следствие, — потеря прочности сцепления с ней мозаики. Чтобы стена не обрушилась на прохожих, была предпринята попытка укрепить смальту металлической сеткой. Созданная комиссия выявила целый ряд причин разрушения мозаики.

Из открытого письма авторов мозаики

Художники-монументалисты, лауреат премии Ленинского комсомола Беларуси Владимир Кривоблоцкий и Юрий Богушевич, подготовили открытое письмо «в администрацию Бреста и всем неравнодушным людям города над Бугом»:

«Мы возмущаемся действиями боевиков Исламского государства, разрушающих тысячелетние памятники архитектуры, и закрываем глаза на удручающе-плачевное состояние монументальных творений у себя на родине. Мозаичная композиция из трех панно на торцах электромеханического завода — это своего рода визитная карточка приграничного Бреста. Языком образов, символов и аллегорий мы стремились изобразить целую историческую эпоху Брестской земли, ее прошлое, настоящее и будущее.

Мозаики такого уровня в Беларуси очень мало. Работа над ней шла трудно, особенно над исполнением в натуре. Чтобы выложить мозаику размером 50 на 50 сантиметров, нужно было затратить не менее 4−5 дней. Для подготовки цветовой палитры приходилось ездить в Киев: только там по представленным нами узорам отливали смальту. А цветовая растяжка была очень разнообразной и насыщенной: каждый основной или дополнительный цвет имел 5−6 тонов.

Мозаика на заводских корпусах бывшего БЭМЗа — это достояние страны. Могут меняться руководители предприятия, собственники помещений и корпусов, но хозяин остается один — Министерство культуры, городская власть, руководители культуры города. И сам народ".

«Землю» от рекламы уберечь

Становится физически больно, если представить, как отбойный молоток пробивал дорогу в византийской мозаике для крепления рекламных щитов. Не нужно быть утонченной натурой, чтобы понять: реклама не смеет загромождать объекты культурного наследия. Такое соседство наглядно демонстрирует культурный уровень жителей Бреста — особенно гостям, познающим город по его «визиткам».

Судьба мозаики, наконец, оказалась в центре внимания специалистов. На недавнем заседании городского архитектурно-градостроительного совета было принято решение:

«За уникальность, выразительное художественное исполнение ходатайствовать перед Министерством культуры о придании мозаичному панно статуса историко-культурной ценности Республики Беларусь. Демонтировать конструкции рекламоносителей, препятствующие целостному восприятию мозаичного панно».

←Беларусь экстрадировала в Россию чиновника-коррупционера

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика