О театре с армейской дисциплиной

Источник материала:  

Сегодня Драматический театр белорусской армии отмечает свой очередной день рождения. Не избежать коллективу ДТБА корпоративного торжества и, конечно, поздравлений от коллег по цеху. Присоединяется к доброму напутствию и военное информационное агентство «Ваяр». Накануне знаменательной даты актёры ДТБА Владимир Гороховский


и Олег Бабуль рассказали о своей работе в театре с армейской дисциплиной.

— В ДТБА я работаю третий сезон, — рассказал Владимир. — Наверное, в этот театр я попал неслучайно. Во‑первых, будучи студентом Белорусской государственной академии искусств, регулярно смотрел здесь спектакли. К моменту выпуска из академии я знал весь репертуар ДТБА. Есть такое негласное правило: посещать спектакли — это часть академической жизни каждого студента БГАИ. Ну и, во‑вторых, было у меня стремление попасть работать именно в этот театр. Здесь отличные перспективы для молодых актеров. Рад, что не ошибся в своем предположении. Мне здесь очень нравится.


— У меня немного иная история прихода в труппу ДТБА, — сказал Олег. — Окончив Минский государственный колледж искусств, я попал под распределение. Два года проработал в Минском областном драматическом театре города Молодечно. Когда время отработки подходило к концу, задумался о своей дальнейшей судьбе. Хотелось расти в профессии, достигать вершин. Поэтому и отправился покорять столицу. Вместе со своей однокурсницей Оксаной Машаро, с которой мы проработали в Молодечно, а теперь трудимся в ДТБА, и отправились на прослушивание в минские театры. Первым в этом списке был Национальный академический драматический театр имени М. Горького. Но нас туда не приняли. Меня по той причине, что не имею диплома о высшем профильном образовании, а Оксану — потому что на тот момент она являлась студенткой вуза. Но мы не отчаивались. Волею судьбы записались на прослушивание в ДТБА. Ох и непростой была первая встреча с художественным руководителем и главным режиссером этого театра… Знаете, прослушивание — как экзамен в вуз. К тому времени я уже два года проработал актером, но в тот момент казалось, что я только пришел из-за школьной скамьи. Руководство театра просило прочесть произведения в разных жанрах, смотрело, как поставлен голос. Особое внимание уделили пластике актера. Было волнительно. А заветное «да, вы приняты» очень хотелось услышать.


Мечты актеров Гороховского и Бабуль сбылись. Следующей ступенькой профессионального актерского экзамена стало знакомство с ролями. Как у большинства молодых актеров, первыми ролями стали вводы в репертуарные спектакли. Владимиру Гороховскому предложили сыграть Александра Золотникова в водевиле «Беда от нежного сердца». Яркая, искрометная постановка не первый год покоряет минчан и гостей столицы. Энергетика и запал актеров, которыми они делятся с публикой, не оставляют зрителей равнодушными.

— Признаться, не все получилось сразу, — поделился Владимир. — Были внутренние преодоления, была проделана сложная работа над собой в данном образе. Когда я понял и нашел баланс себя и героя, работать стало гораздо легче. А потом были новые вводы в спектаклях «Ревизор» и «Ромео и Джульетта». Спустя какое-то время появилась и первая моя роль в спектакле театра — сыграл Кая в детской постановке «Снежная королева». А после еще один долгожданный подарок для всего театра — спектакль о современной белорусской армии «Я — твой офицер». У меня в нем одна из главных ролей.

— А я познакомился с публикой ДТБА в эпизодической роли купца в спектакле «Ревизор», — продолжил нашу беседу Олег. — Первой большой и непростой ролью, как и у Володи, стал мой герой в спектакле «Я — твой офицер». А на днях я сыграл Ромео в бессмертной трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Образ Ромео для меня не просто еще одна роль. Это на самом деле была мечта. Я несказанно счастлив, что в моем личном репертуаре теперь и этот герой.


— Олег, поделись впечатлениями от работы над данным образом, пожалуйста, — попросила я. — Ведь минчане-театралы помнят блистательную игру Игоря Фильченкова в образе Ромео, правда, это был совсем другой спектакль и на сцене другого театра. И тем не менее. Сегодня Игорь Алексеевич — главный режиссер ДТБА, где в репертуаре есть «Ромео и Джульетта». Наверняка он вас как-то настраивал на данную роль.

— Безусловно, должность у него такая, — улыбаясь, ответил собеседник. — Игорь Алексеевич направлял меня, подсказывал. Конечно, я все внимательно слушаю. Только вот адаптирую советы созвучно со своим актерским нутром. И, конечно, где-то позволяю себе на сцене эдакое своевольничанье, если оно, конечно, к месту. К слову, в «крайнем» спектакле «Ромео и Джульетта», где мы с Володей играем Ромео и Меркуцио соответственно, немного похулиганили. В постановке много наших общих сцен. Готовясь к показу, мы очень много репетировали, долгое время проводили на сцене. Коллеги даже начали что-то подозревать и были правы. Все трюки, слова и прочие нюансы, которые зрителю подчас кажутся экспромтом, всегда репетируются заранее. Вот и мы подготовили сюрприз не только публике, но и коллегам. В одной из сцен сделали сальто. Нам показалось, что это будет оправданно для Ромео и Меркуцио, молодых парней. Отрадно, что руководство приняло наше хулиганство. Игорь Алексеевич, к слову, по окончании спектакля одобрительно похлопал по плечу.


— Приятно, что такое самовольство было воспринято правильно, — добавил Владимир. — А еще хочу сказать, что почему-то у публики существует убежденность, что в ДТБА играют лишь спектакли на военную тему, а ведь наш театр такой же, как и десятки других столичных, с насыщенным и разножанровым репертуаром. А это очень полезно для профессионального роста актеров.

— Мне, да и читателям, наверное, любопытно будет узнать, как вы, парни, не служившие в Вооруженных Силах, исполняете роли военнослужащих, — поинтересовалась я. — Ведь существует масса нюансов — начиная с правильного ношения формы и заканчивая специфическими терминами. Одно дело — играть влюбленного парня Ромео или восторженного юношу Александра Золотникова и иное — надеть военную форму и со сцены рассказывать зрителям, среди которых много военнослужащих, об их буднях, об их жизни. Как вам это удается?

— Спектакль «Я — твой офицер» в нашем театре ждали, — сказал Олег. — Привыкать приходилось ко всему: к манере поведения военнослужащих, к самой форме. Признаться, мне поначалу было жуть как не­удобно в военной форме. Я же привык ходить в джинсах, свитерах. А тут — брюки, рубашка, боевая форма. Все время хотелось поправить что-то, казалось, что костюмчик сидит неправильно. Форма очень сковывает сценические движения. Хотя, как выяснилось позже, нас, актеров, еще пожалели. Форма, в которой мы играем на сцене, лишь внешне схожа с образцами настоящей военной формы. А сшита она из более легких тканей. И очень уместной была помощь Игоря Фильченкова и начальника театра Александра Груенко в работе над ролями. Они-то не понаслышке знают о службе в армии.

— В процессе работы над ролью все очень субъективно, — размышляет Владимир. — Каждый актер по-своему чувствует, а значит, у каждого из нас свое восприятие предложенного образа. Ведь кто-то может ходить, есть, спать, чистить зубы, как Гамлет. А кто-то сыграл эту роль в спектакле, занавес закрылся — и все, актер снова стал просто человеком. Вообще сцена — это необъяснимое явление. Это и другой мир, и возможность проявить себя. А еще это лекарство. Разные ведь случаи бывают. Я не раз играл спектакль с высокой температурой. На сцену выходил — и все хорошо. Как только возвращался за кулисы — тут же падал в обморок.

— Сцена — это непередаваемый словами драйв, — поддержал беседу Олег. — Это такой кайф — чувствовать, что тебя принимает зритель, что он внемлет каждому твоему слову и движению. Это какая-то фантастика. Но за все это каждый актер, конечно, платит определенную цену. В какой-то степени мы перестаем властвовать над собою. Например, мне приходится специально ради профессии менять кое-что в собственной внешности. Потому что мои герои выглядят иначе, нежели я — актер Олег Бабуль.

— Ну и, знаете, в нашей профессии нет вершины, которую можно достичь и остановиться, — сказал Владимир. — Актер все время стремится и развивается: новые роли, образы, площадки — все это и есть творческий рост актера. Но прийти к какой-то конкретной цели в этой профессии нельзя. Актеры — вечные ученики. Саморазвитие — неотъемлемая часть жизни. Кто-то читает книги, кто-то смотрит работу коллег, кто-то посещает мастер-классы мэтров. Конечно, у нас очень мало свободного времени. Но если оно есть, лично я всегда стараюсь проводить его с пользой. Очень люблю смотреть спектакли признанных коллективов. Это вдохновляет и придает сил.

Напоследок, конечно, поинтересовалась у актеров о планах и мечтах.

— Очень хочется, чтобы в нашем театре появился полностью пластический спектакль — сказал Олег. — Это был бы настоящий подарок для труппы. И еще терпения желаю всему нашему коллективу. Быть всегда на позитиве и смотреть только вперед. Все будет хорошо. А театру я желаю большого творческого роста и мирового признания.

— В очередной день рождения ДТБА желаю вдохновения нашей большой театральной семье, творческого роста и реализации планов коллегам, — присоединился к поздравлениям Владимир. — Театру — больше экспериментов. Чтобы он был уверен в себе и в завтрашнем дне.

Анна Малушенко,

«Ваяр»,

annasm@mod.mil.by,

фото Андрея Артюховского

и из личного архива актеров

 

←Взяв в запас багаж опыта

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика