На территории Нацпарка у деревни католиков строят православный храм с "детским лагерем". Люди против
В Поставском районе, среди леса и вдали от больших трасс, затерялась деревушка Станчики. На ее окраине — холм, с которого открывается вид на озеро Болдук и живописные окрестности. Они восхищают даже в эту ноябрьскую серость. Можно представить, как замечательно здесь весной и летом. Но тишина вокруг — только видимость идиллии. За место на холме с практически первозданной природой идет борьба. Предмет спора — православный храм. Его здесь недавно начал возводить столичный меценат при поддержке местных властей и духовенства. Но экологи, представители общественности и местные жители — против. TUT.BY побывал в Станчиках и попробовал разобраться: почему строительство церкви идет параллельно с судом.
Основных причин, почему противники строительства так не хотят, чтобы в Станчиках появился храм, три.
Первая — озеро Болдук находится на территории национального парка «Нарочанский» и гидрологического заказника «Швакшты». А в гидрологическом заказнике вообще не должно быть никаких строек.
Вторая — проект строительства не прошел «Оценку воздействия на окружающую среду» (ОВОС), и на этот счет должно было состояться общественное обсуждение. Сейчас из-за этого идет судебное разбирательство.
Активистов беспокоит не только перспектива появления здесь храма — еще более перспектива создания «детского оздоровительного православного лагеря».
И третья — в деревне Станчики постоянно живут 5−6 человек, и все они — католики. Закономерный вопрос: зачем им православный храм?
У каждой из этих причин — свои детали.
Озеро с чувствительной экосистемой
Болдук — крупнейшее в системе Голубых озер. Возникло 9−10 тысяч лет назад в результате движения и таяния ледника. Озеро знаменито чистой водой, глубиной до 40 метров, красивым ландшафтом.
«Это уникальный для Беларуси водоем, как и в целом Голубые озера. Если проехать по ним, то за день можно увидеть ландшафты, типичные и для Сибири, и для Скандинавии, и для белорусского Поозерья», — говорит координатор инициативной экологической группы «Болдук», житель соседнего хутора Игорь Пастухов.
При этом Болдук очень чувствителен к деятельности человека: озеро слабопроточное, и для полной смены воды в нем нужно около 30 лет. Чем меньше людей в этом заповедном крае, тем лучше. Но это в идеале. А на деле ситуация вызывает у экологов все большую и большую тревогу.
По озеру проходит граница регионов Беларуси. На южном берегу — территория Нацпарка «Нарочанский» в Мядельском районе Минской области. Пребывание человека в заповедной зоне строго запрещено. Находиться здесь можно только на специальных стоянках. Летом на них одновременно отдыхают 60−180 человек. Академия наук рекомендовала администрации Нацпарка ограничить количество туристов: на озере их должно быть одновременно не более 30 человек, и то — только в выходные. Однако число отдыхающих не уменьшилось, и природа продолжает страдать от нашествия человека.
Станчики — на противоположном, северном берегу. Это территория гидрозаказника «Швакшты» в Поставском районе Витебской области. Со временем здесь появится комплекс церковных построек. От холма с храмом до берега Болдука — метров 300, не больше. И экологи уверены, что и без того высокая антропогенная (то есть возникшая в результате деятельности человека) нагрузка на озеро увеличится. И оно может погибнуть. Первый признак деградации его экосистемы — «цветение» воды — уже наблюдается.
Храм на горé. Или на гóре?
Заказчик строительства — православная религиозная община «Приход храма святителя Николая Чудотворца» из Постав. Спонсор — минский бизнесмен Николай Романевич. Назван будущий храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
В центре Станчиков — дорога, которая ведет на холм. Видно, что по ней ездит техника.
Территория застройки огорожена и обтянута сеткой. В центре площадки установлены два креста. Один — поклонный. Второй — деревянный, на месте будущей церкви.
На плите надпись: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Закладывается камень сей в основание храма в честь образа Божией Матери „Живоносный источник“ при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, митрополите Минском и Заславском Павле, Патриаршем Экзархе всея Беларуси, архиепископе Полоцком и Глубокском Феодосии в лето от Рождества по плоти Иисуса Христа Бога Слова 2015 октября 14».
То есть крест и камень появились здесь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября.
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий в комментарии TUT.BY отметил, что относится к этому проекту положительно. «Храмы строить нужно», — сказал глава православной епархии, на территории которой появится новая церковь.
На заборе — паспорт объекта. На плане мы видим, что храм будет здесь не единственным культовым сооружением. Неподалеку от него запроектированы колокольня со свечным киоском и надкладезная часовня. Будет также входная брама — со стороны деревни.
Отдельно остановимся на том, что такое надкладезная часовня. В России такие сооружения находятся на территории монастырей. Строятся они там, где бьет источник или стоит колодец с целебной водой.
Этот план похож на маленькое монастырское подворье. Появится ли здесь со временем обитель, неизвестно. Но жители Станчиков получили письмо из облисполкома с информацией, что «на предоставленном земельном участке после строительства храма будет организовано подворье Белорусской Православной Церкви с последующим созданием детского оздоровительного православного лагеря».
«Подобные объекты немыслимы без сопутствующей инфраструктуры — жилых зданий с водоснабжением, канализацией
Недавно застройщики пересадили за забор около 70 молодых сосен и несколько лиственных деревьев.
— Но сделали это непрофессионально — просто вырвали, как морковку, а потом едва присыпали. Видите, растение можно легко достать из земли, — Игорь демонстрирует это, а потом сажает сосну обратно. — А подобные пересадки должны были согласовать со специалистами: как правильно выкопать, какие подготовить лунки и так далее. Вряд ли эти деревья теперь приживутся.
Православная церковь в католической деревне
Еще один член инициативной группы «Болдук», житель соседней деревни Войшкуны Анатолий Ловкис рассказывает о религиозной стороне конфликта:
— Нам сообщили, что основанием для отвода земли под строительство церкви стала «просьба православных верующих деревни Станчики Лынтупского сельсовета». Но в Станчиках живут одни католики. В основном это дачное поселение, постоянных жителей здесь и в Войшкунах мало — не больше десятка. Получается, что для этой церкви в окрестностях нет реальных прихожан.
От райцентра до Станчиков и Войшкунов — около 40 километров, но они входят в приход храма святителя Николая Чудотворца в Поставах.
Сельчане задаются вопросом: кто из райцентра будет приезжать молиться в Станчики, если общественный транспорт сюда не ходит, а на личном автомобиле добраться тоже нелегко, особенно в распутицу — четверть пути проходит по дороге среди леса.
— По законодательству религиозная община может строить культовые здания только на территории, указанной в ее уставе, — продолжает Анатолий Ловкис. — Поставский приход изменил свой устав в ноябре 2010 года, включив туда удаленные деревни Станчики и Войшкуны. Облисполком утвердил эти изменения в январе 2011-го.
Но, в соответствии с законом «О свободе совести и религиозных организациях», для того чтобы деятельность общины распространялась на тот или иной населенный пункт, необходимо, чтобы в нем постоянно проживали верующие той же религиозной конфессии.
По словам Анатолия Ловкиса, четыре года назад, когда среди жителей собирали подписи за строительство культового сооружения, их ввели в заблуждение:
— Люди подписывались за строительство небольшой часовни. А позже выяснилось, что это будет уже храм.
Еще позже — что в комплексе построят и лагерь для православной молодежи. Предполагаемое количество отдыхающих — 150 человек, рассказывают активисты.
Представители общественных организаций и местные жители обращались в самые разные инстанции: облисполком, прокуратуру, Администрацию президента и др. Приводили ряд аргументов против строительства церкви на охраняемой территории на берегу уникального озера. Но все ответы сводились к тому, что в действиях Поставского православного прихода нет ничего противозаконного.
— В доказательство того, что мы не оголтелые католики, которые ненавидят православие и выступают против строительства храма именно этой конфессии, мы собрали более 90 подписей за то, чтобы его возводили не в Станчиках, а в ближайшем городском поселке Лынтупы. Там живет около 1,5 тысячи человек, есть костел, но нет церкви, хотя имеются православные верующие. Но и к этому варианту никто не прислушался. На одной из встреч представители духовенства сказали нам: «Вы стройте свой храм — в Лынтупах, а мы будем строить свой — в Станчиках», — рассказывает Анатолий.
Он обращает внимание на еще один любопытный момент. Место для строительства церкви исследовали биофизики. И выяснилось: здесь проходит геологический разлом, породивший геомагнитную аномалию. По мнению специалистов, на этом холме нельзя строить ничего, а тем более храм, а человеку не рекомендуется здесь долго находиться. Свое заключение ученые направили местным властям.
Инвестор строительства: «Не надо поднимать шум»
Столичный бизнесмен Николай Романевич — инициатор и инвестор возведения церкви — имеет дачу в деревне Войшкуны. Все, кто разговаривал с ним, говорят, что он производит впечатление глубоко верующего человека. Это подтверждают и Анатолий Ловкис с Игорем Пастуховым.
Из представителей прессы пообщаться с Романевичем пока удалось фотографу и блогеру Антону Мотолько. Бизнесмен сказал ему, что он не публичный человек, и просил не поднимать шум по поводу этой стройки.
На вопрос блогера: «Зачем идти на конфликт? Почему нельзя найти другое место, которое устроит всех?» Романевич ответил: «Вот вы напишете в интернете, а я приглашу телевидение. Вот вы обратитесь в Министерство природы и охраны окружающей среды — а я к митрополиту Минскому и Заславскому Павлу, Патриаршему Экзарху всея Беларуси». И, мол, к чему это приведет?
— Мы предлагали Николаю Николаевичу такой вариант: а почему бы вам не построить храм в чистом поле, напротив своего дома? Там же достаточно места. Это не вызвало бы ни у кого споров. Но предприниматель остался при своем решении, — говорит Анатолий Ловкис.
Строители церкви — а это несколько местных жителей — отказались разговаривать с корреспондентом TUT.BY, объяснив, что готовы давать интервью только сотрудникам государственного телевидения, а «не разной шушере».
Суд и интернет-протест
Общественная организация «Экодом» и группа местных жителей обратились в суд с иском к Поставскому райисполкому с требованием, чтобы застройщики церкви провели общественное обсуждение: как этот проект повлияет на окружающую среду.
Процесс проходит в Глубокском райсуде. Первое заседание состоялось 6 ноября. Интересы «Экодома» представлял юрист Григорий Федоров. Он заявил, что при принятии решения о строительстве церкви нарушили право граждан на благоприятную среду обитания. Юрист райисполкома Сергей Киселев не отрицал, что общественное обсуждение нужно провести. Но сделать это, по его словам, должна не районная администрация, а Лынтупский сельсовет — на его территории находятся Войшкуны и Станчики, или же облисполком — он дал добро на стройку.
Второе заседание запланировано на 11 ноября. Ожидается, что на нем суд вынесет решение.
Экологов и местных жителей поддерживают и интернет-пользователи. Более 16 тыс. человек на платформе change.org высказались в поддержку проведения общественного обсуждения и за перенос стройки в другое место.
Петиция адресована Министерству архитектуры и строительства, Минприроды, Белорусскому экзархату Русской православной церкви, Витебской и Оршанской епархии, Витебскому облисполкому, Поставскому райисполкому.
…На горе стоит поклонный крест. Но он — за высоким забором и замком. И никто из случайных гостей этой маленькой деревушки не может к нему подойти. Помолиться — за то, чтобы люди были добрее друг к другу и внимательнее к природе, чтобы в этом конфликте победила мудрость — можно только издали.