Самый солнечный театр. Репетиция единственного в Беларуси театра для молодежи с синдромом Дауна
Здесь нет понятия «особенные дети». Каждый ребёнок — особенный. Нет возрастных и прочих ограничений. Рады видеть всех. На лицах ребят — улыбки. Как же им сложно сыграть злость! «Синдром Дауна — не приговор» написано на сайте общественного объединения «Даун Синдром». Своей работой организация подтверждает правдивость девиза. Объединение создало театр «Солнечные дети» — единственный в Беларуси для молодёжи с синдромом Дауна. TUT.BY посетил репетицию театра, познакомился с воспитанниками и узнал, кому и почему важно не бояться.

Справка TUT.BY
По статистике, 1 ребенок из 700 рождается с синдромом Дауна. Этот показатель одинаковый для разных стран, не зависит от здоровья, образования, образа жизни родителей. Синдром Дауна не болезнь, а значит, не лечится. Это генетическая аномалия, которая заключается в наличии лишней хромосомы.
Исследования специалистов показывают, что, вопреки стереотипам, дети с синдромом Дауна успешно развиваются при регулярных занятиях. Недостаток информации об этой аномалии становится причиной заблуждений и негативных реакций в обществе. Как следствие, 90% детей с синдромом, становятся сиротами при живых родителях.
Согласно результатам исследований, люди с синдромом Дауна также нуждаются в дружбе и социальных связях, как и сверстники без генетических аномалий.
Театр «Солнечные дети» репетирует в Центре социального обслуживания Московского района города Минска. Здесь ребят все знают, начиная с охраны. Относятся с добродушием, всегда помогают. Если кто-то потерялся на этаже, тут же его ведут, куда нужно.
С радостью нас встречает Ольга Шалковская, директор общественного объединения «Даун Синдром». Именно благодаря стараниям и упорству этой женщины семь лет назад в Беларуси появился театр «Солнечные дети».
Создание театра
Ольга — мама двух девочек с синдромом Дауна, одна из них — приёмная. Родная дочь Вера росла очень спокойной девочкой. С появлением приёмной дочери Наташи жизнь в доме Ольги изменилась.

— У неё совсем другие внутренние ощущения мира. Наташа очень подвижна, эмоциональна. Она постоянно в танце, в эмоциях, в милой и очень забавной игре.
Так, благодаря младшей дочери, у Ольги появилась идея театра. Первое время в театре было лишь несколько артистов. Ребята с синдромом Дауна — творческие и подвижные.
— Театральное искусство помогает детям реализовываться, раскрываться. Им очень нравится, когда они востребованы. Всё делают с удовольствием, — рассказывает Таисия Зенова, заместитель директора Центра социального обслуживания.
Ребята, желающие играть, нашлись очень быстро. Трудности возникли с поиском режиссёра. Подобных специалистов по работе с молодёжью с синдромом Дауна в стране нет. Всё изменила случайная встреча Ольги Шалковской с актрисой Минского камерного драматического театра Светланой Яцевич.
Светлана работает режиссёром «Солнечных детей» уже более пяти лет. Она у руля театра. Сама пишет пьесы и сценарии. В театре она оказалась не случайно. Говорит, что ей всегда была интересна подобная тема. До «Солнечных детей» она работала в «Новинках».
— Даунята, — замечает режиссёр, — это особенный случай. Никто же толком не знает причин. Лишняя хромосома, и что? Товарищи, которые работают с такой категорией, не учат их ничему. Поэтому я сама придумывала всё, что только могла. Законы режиссуры и приёмы актёрской игры везде одинаковы.
Когда Светлана пришла к «Солнечным детям», поняла, что бросить их не может. Говорит, что угождать своему самолюбию, исполняя роли, не главное.
— Зачем это всё? Даже звёзды первой величины сегодня живут, завтра умирают, послезавтра про них все забывают.
Новая постановка
Сегодня в театре восемь ребят. Они как раз начинают разучивать новый спектакль. Для создания атмосферы в репетиционном зале играет сказочная музыка. Ребята все во внимании — слушают режиссёра Светлану.
Новая постановка основана на притче о слепом мальчике и светлячке. Когда светлячок играл на скрипке, мальчик слушал. Скоро у музыканта появилось много поклонников, и он бросил мальчика. Пока светлячок себя раздаривал всем подряд, сам же и потускнел. Поклонники заметили это и оставили его. А мальчик сидел и ждал. Когда светлячок вернулся, мальчик был очень рад ему. И тут светлячок понял, что мальчик был слепой. Он не видел, что его друг стал тусклым и некрасивым.
Режиссёр сценарий переделала, светлячков убрала, а вместо мальчика поставила девочку. Иногда здесь разгораются настоящие театральные страсти: у кого сколько слов, какая роль по величине.
— У меня есть восемь детей. Вот нужно для них и делать сценарий, — говорит Светлана. — Мгер будет рокером. Думаю его в косуху одеть, чтобы он «увёл» своей мишурой Кольку. Колька уходит с Мгером, Артём остаётся с девочкой и понимает, что же самое важное на самом деле: не золотой плащ, а дружба.
Новая постановка предлагает задуматься о том, что важнее — вид или внутреннее содержание. «Солнечные дети» играют о жизни. О том, что нельзя предавать, обманывать, что самое главное — дружба, честность и любовь.
— Они точно так же влюбляются, как все остальные люди, — замечает режиссёр Светлана.
Репетиция
Репетиция идёт полным ходом. Ребята то и дело поглядывают на своего нового гостя журналиста, улыбаются и машут. Они всегда рады новым знакомствам и встречам. Тем временем режиссёр Светлана бодро руководит детьми:
— Надя остановилась. Руки вниз пошли медленно. Посмотри на них: «Зачем вы так со мной поступили?». Похлопали. Смотрим на мальчиков. Руками на неё махни, прогони её. Кыш! Верочка! — командует Светлана.
Режиссёр старательно пытается научить Верочку, как прогнать Надю. Учит махать руками, легонько толкать — всё тщетно. Обидеть свою подругу Верочка не может и не хочет.
— С руками, я вижу, тебе неудобно, — сдаётся режиссёр, — поэтому просто помашешь на неё.
Мамы ребят с синдромом рассказывают, что их дети чётко чувствуют отношение окружающих к себе — от любви до неприязни. Самое главное качество, которым обладают «солнечные детки», по мнению Ольги Шалковской, это чистота.
— В отличие от нас, — делится Ольга, — они не имеют вторых, третьих и пятых лиц. Они такие, какие они есть. С ними очень просто. Потому что если они чувствуют так, то это так, а не иначе. И, наверное, они не могут притворяться, когда им не смешно. Они не могут, например, быть агрессивными, если только ты того захотел. Они отражают своё окружающее пространство, свой дом. И в них отражаются, конечно, необыкновенные качества, присущие таким людям.
Если было суждено стать матерью ребёнка с такими особенностями — это, наверное, самое лучшее, что Господь подарил. Только понимаешь это не сразу.
Чтобы почувствовать себя частью семьи, общества, совсем не обязательно играть не сцене. В театр однажды пришёл мальчик, у которого был и аутизм. Целый год он просидел за ширмой, просто привыкая к обстановке. Ему нравилось всё, что происходило на сцене. Но он не мог открыто и быстро влиться, как это делали другие.
Девочка Надя первый год ничего не говорила. Когда ей поручили одну фразу «школа пропала», все боялись, что она не справится. Сегодня Надюша — главная героиня новой постановки.
— Она показала, на что способна. Открылась, доверилась нам — и мы видим большой прогресс, — объясняет Ольга Шалковская.
Примерно так происходило и со всеми остальными ребятами театра. Парень Артёмка считал, что мужчина и театр — несовместимые вещи. Грозился уйти после первой недели. Всё-таки не бросил. Приходил снова и снова. Так и остался. В коллективе говорят, что к работе он подходит с особенной ответственностью.
— Театр, — утверждает Ольга Шалковская, — играет двойную положительную роль в жизни семей, который воспитывают ребёнка с синдромом Дауна. Потому что, во-первых, это самореализация человека, имеющего лишнюю хромосому. И, во-вторых, семья видит, насколько востребован этот человек.
Семьи ходят на спектакли «Солнечных детей». По словам Ольги, такие мероприятия становятся особенным событием, «выходом в люди». Обычно к представлениям очень долго готовятся. Родители наряжаются в самое лучшее, что у них есть.
Саша Метелица
В Беларуси не так уж много мест, где дети с синдромом Дауна могут реализовать себя. Самый взрослый участник театра — Саша Метелица. Ему 35 лет. Первую половину дня он работает в приходе «Всех скорбящих Радость».
— Я готовлю постельное бельё людям из-за границы, — рассказывает Саша о своей работе. — Но, рано или поздно, я буду заниматься другими вещами, серьёзными.
Саша признаётся, что хотел бы заниматься резьбой по дереву, но пока не умеет. Когда парня пригласили в театр, он сразу увлёкся. Говорит, что играть для него легко.
— Слава Богу, что в мою сторону повернулась удача! Я удачник в этом деле.
Театр не единственное увлечение Саши.
— Я люблю заниматься историей. И не просто одной какой-то, а всемирной, — добавляет он с гордостью.
Говоря о театре, Саша шёпотом признаётся, что устаёт и хочет уйти, чтобы заниматься собой. На вопрос «будешь ли скучать по ребятам» отвечает просто: будет встречаться с ними.
— Я хочу покинуть этот театр, потому что хочу иметь карьеру. Самое главное для человека — это карьера, — объясняет Саша.
Спустя некоторое время после нашей беседы, Саша возвращается, спрашивает фамилию журналиста, просит ручку и бумажку:
— Знаете, зачем я попросил? — таинственно улыбаясь, спрашивает Саша. — Чтобы с вами подружиться «Вконтакте».
Коля-Николя

Скоро к нам подходит ещё один молодой актёр. Представляется как Коля-Николя. Ему 21 год. Без капли стеснения рассказывает, что хорошо двигается и танцует. Любит рисовать, слушать Билана. Театр тоже любит, но перед выступлениями волнуется.
— Когда мама уходит, дома я остаюсь за главного. Тарелки мою и высушиваю, — хвалится парень.
Режиссёр Светлана рассказывает, что Колька — женолюб. Где только появляется объект моложе лет пятидесяти, он там. Однажды удалось договориться о встрече с Эвелиной Блёданс после спектакля в Минске.
— Он её и обнимал, и целовал. Эвелина еле справилась с Колей, — смеётся Светлана Яцевич. — Блёданс, конечно, молодец, простая очень.
Мгер Минасян

Мгера Минасяна в театральном коллективе называют звездой. Про него делали сюжеты все национальные телеканалы, писали газеты. Мгер — настоящий талант. Участвует в театре, играет на фортепиано, танцует, изучает иностранные языки. Кроме того, работает в отеле «Ренессанс».
— На работе я познакомился с коллегами. Мы теперь дружим. По-маленькому у меня в театре друзья, а по-взрослому — на работе. Я не общаюсь с теми, кто не обращает на меня внимания.
Во время репетиции Мгер сидит в зрительном зале и внимательно наблюдает за постановкой. Говорит, что ему не нужно заучивать роль — всё получается автоматически. Парень шёпотом рассказывает, что хочет уйти из театра. Говорит, что больше всего ему нравится спорт и работа. Хочет заняться боксом.
И снова на вопрос «будешь ли скучать по коллективу из театра?» неожиданный ответ — «нет». Парень объясняет: если соскучится, придёт к ним или соберутся на пикник. Зачем скучать, если можно увидеться?
На самом деле, ни Саша Метелица, ни Мгер из театра уходить не собираются. Такие истории появляются оттого, что ребятам с синдромом, как и всем прочим людям, хочется иметь свою семью, работу, свою личную жизнь.
— Я уже устала от этих разговоров, — признаётся режиссёр Светлана. — Мгер, значит, бизнес открывает, в армию идёт, женится, Саша эмигрирует куда-то. Конечно, они хотят жить, как обычные люди, и иметь семью. На Западе — пожалуйста, женятся и детей рожают.
Мгер, по его словам, недавно увлёкся новым делом — чинит мебель. В доме всё ремонтирует сам. В свободное время любит играть на фортепиано Бетховена.
— А на ближайшем фестивале буду играть полонез Огинского, — с гордостью выдаёт Мгер.
Сокровенная мечта парня — стать бизнесменом, иметь свой мебельный цех. Но самое главное для человека, считает Мгер, — семья. Недолго раздумывая, объясняет, какими качествами должен обладать хороший человек и друг:
— Быть умным, слушать своих родителей и участвовать в театре, и в танцах с музыкой.
Мама Мгера Мариэтта рассказывает, что, придя в театр, сын стал уверенней себя чувствовать, стал ещё больше развиваться. В первый раз шли с опасением, что ничего не получится. Директор объединения «Даун Синдром» Ольга Шалковская уговорила попробовать.
— Мгер зашёл, посмотрел и так захотел остаться, что до сих пор ходит. И ему очень нравится. Каждый год говорит, что уйдёт. Но это он только говорит, — улыбается Мариэтта Минасян.
Три года назад восточный парень Мгер начал танцевать в паре с артисткой театра «Солнечные дети» Наташей Окуневой. Хореограф ставила белорусские танцы, а он хотел армянские. Каждый раз Мгер протестовал, объявлял об уходе. Но любимое занятие, искренний педагог и желание совершенствоваться приносят парню большую радость.
— Вот это реальное развитие, которое появляется благодаря театральному раскрепощению. — утверждает Ольга Шалковская. — Происходит постоянное познание, преодоление чего-то и стремление к новому. Я думаю, что театр имеет огромное значение для абсолютно всех ребят.
Очень солнечные дети
— Я когда-то думала, — рассказывает режиссёр Светлана, — что прошибу лбом стены, что про моих ребят узнают, и они будут востребованы.
— Но ведь их знают, — поправляет Светлану заместитель директора центра Таисия Зенова.
— При чём тут «знают», Таечка? — объясняет Светлана. — Люди наши боятся всех. У кого диагноз, что он, значит, сделает? Топор достанет и… — режиссер воспроизводит обывательский стереотип. — Почему у нас в специальных заведениях намешаны все диагнозы? В Голландии даунята работают на фермах, выращивают животных, устраивают фестиваль хлеба. Они по своей энергетике — очень адекватные люди. Многие бывают очень умные. А у нас единицы таких, кто этих людей не бросает. Этих детей не обманешь. Они чувствуют почти, как животные. Даже если я ору, как дурная, они смотрят на меня с сожалением. Мамки — вот, кто золотые люди. Я бы так не смогла. Когда у них дети и по тридцать лет. Ни для кого не секрет, что напрямую врачи говорят и говорили, чтобы отказывались.
Для Светланы Яцевич эти дети особенные не потому, что у них на одну хромосому больше. Каждый из них — индивидуальность, со своим характером. Режиссёр с любовью и теплотой говорит о каждом актёре:
— Они, конечно, добряки. Но ничто человеческое им не чуждо. Они могут обижаться, злиться, но камней за пазухой у них точно нет. У них нет расчётливости, подлости. Катенька моя, если увидит, что кто-то плачет, тут же рыдает сама, хочет посочувствовать.

Вот Артёмка к нам недавно пришёл. Я в него просто влюблена. Ему присущи врождённое чувство такта, воспитанность, интеллигентность. Никогда он предо мною не пройдёт в дверь первый. Если я малейшее что-то буду нести, он у меня это заберёт.
Была история. У меня сердце разрывалось. Он никогда в транспорте ко мне не подходил. Может, думал, что я стесняться буду. И только, когда я ему несколько раз прочитала лекцию, что он для меня такой же человек, как все, он перестал сторониться.
Саша очень развитый парень. Когда я с ним познакомилась, я удивилась: он читал античную историю. Вера хозяйственная. Наташа — вертихвостка и кокетка жуткая. Если бы Надей с самого детства заниматься, она могла бы и читать и говорить хорошо. Мгер — мой помощник. Все они хорошие.
Зрители
Театр для детей с синдромом Дауна часто ездит с гастролями по Беларуси. Также ребята уже побывали в Украине и Словакии. «Солнечные дети» любимы и востребованы публикой. Зрители принимают с радостью, долго аплодируют. В театре признаются, что искреннее отношение почувствовать нетрудно. Людям интересно — рады дети и родители. В год театр обычно ставит один спектакль и небольшую инсценировку.
— Я не думаю, что есть какие-то сложности в работе с детьми с синдромом. Есть, наверное, определённые подходы к каждому человеку. Да, есть особенности в связи с лишней хромосомой. Мы это давно как-то переступили, пытаемся не учитывать это. Просто нужно любить, — заключает Ольга Шалковская.
Основной призыв театра, по словам директора объединения «Даун Синдром» Ольги, не бояться. Этот призыв звучит не только к детям с синдромом, не только к родителям, которые испугались заключения врачей, но и ко всему обществу — не бойтесь человека с широкой солнечной улыбкой рядом с вами. Улыбнитесь ему в ответ.