Фильм "Марсианин" - самое успешное кинооткрытие осени
Три недели. Семьдесят три страны проката. 143 600 000 $ кассовых сборов. Именно так можно описать самое успешное кинооткрытие осени. Добро пожаловать на Землю, «Марсианин»!
Ох и тяжело приходится режиссерам, которые берутся снимать фильм по мировому бестселлеру. Это заранее включает в ряды зрителей ярых скептиков, которые на каждом шагу твердят о невозможности перенесения книжного мира на экран.
В принципе, суждение справедливо, но не тогда, когда мы говорим о Ридли Скотте. За плечами режиссера такие работы как «Чужой», «Гладиатор», «Прометей», в конце концов. Все мы помним атмосферу этих картин. А тут нужно снять жизнеутверждающий фильм по книге, имеющей космические (как бы это иронично ни звучало) рейтинги и продажи.
По сути, в фильме есть только три основных, масштабных несхождения с оригиналом. Нельзя сказать, что это сильно влияет на развитие событий, но той самой перчинки и накала страстей, который мог быть подарен «вырезанными» моментами, не хватило.
Повседневная жизнь героя, несравненного астронавта Марка Уотни, также претерпела много творческих ампутаций. Книга, которая является просто кладезью качественного, тонкого юмора, так и просилась в сценарий полностью. Но даже два с половиной часа не способны уместить в себя весь желаемый текст. Ведь фильм — это картинка.
И картинка неплохая. Работа Дариуша Вольски — 9 из 10 (также за плечами оператора работа с «Пиратами Карибского моря»).
Один балл снимаем нехотя, но по делу. А именно за момент в начале картины, где Дариуш отражается в шлеме Марка Уотни, занесенного песками марсианской бури.
В остальном же оператору можно кланяться до земли. Пейзажи красной планеты, которые снимались в пустыне Вади Рам (Иордания), подарили зрителю то, что должны были: не только чувство прекрасного, но и чувство отрешенности. Легкое, щекочущее нервы, выводящее из себя своей звенящей тишиной. Это помогло стать на секунду тем самым астронавтом НАСА, забытым на Марсе и прочувствовать каждой клеточкой всю силу его одиночества.
Теперь перейдем к следующей, не менее важной составляющей фильма — музыке.
Ридли Скотт — великий экспериментатор и достаточно рисковый мастер своего дела. Чтобы буквально напичкать картину диско-музыкой 80-х, нужно быть полностью уверенным в себе и самой диско-музыке.
Конечно, данную идею подарила сама книга: автор Энди Уэйр четко дал понять читателю, что командир экипажа, Мелисса Льюис, очень любит коротать время вместе с «ABBA», Глорией Гейнор, Донной Саммер и прочими звездами танцпола из прошлого. Но так умело вплести эту линию в сюжет, чтобы музыка не шла вразрез, а дополняла каждый кадр, в котором появлялась — проявление мастерства. А финальные титры под бессмертную «I Will Survive» стали апогеем. Определенный и огромный плюс.
Оригинальные саундтреки принадлежат музыкальному перу Гарри Грегсона-Уильямса, известного по «Шреку», «Хроникам Нарнии», «Людям Икс» и прочим картинам, которые обрели звучание, благодаря этому композитору.
Стоит ли говорить, что Грегсон-Уильямс подарил «Марсианину» тот самый характер?
Команда знатно потрудилась ради того, чтобы воссоздать на экране роман Уэйра. И теперь пришло время поговорить о тех, кого мы видим каждый раз по-своему, кого любим и ненавидим, за кого всей душой болеем и переживаем. Собственно, наши главные и второстепенные герои. А, вернее, актеры, исполнившие роли полюбившихся нам персонажей.
«Верните его домой!» Так кричали заголовки, постеры, посты в социальных сетях и рекламные проспекты перед премьерой и на ее протяжении. Марк Уотни, забытый своей командой и всеми богами на Марсе, несомненно, оценил призыв. Как и Мэтт Деймон, ставший олицетворением Марка.
В целом, если судить объективно, лучшего Уотни и быть не могло. Харизма, чувство юмора, сдержанность и мастерство владения наукой — Деймон смог поймать волну, уловить тонкую грань, стать со своим персонажем одним целым. Он нашел ту самую золотую середину, чтобы не быть слишком безразличным или слишком эмоциональным. Образ получился выдержанным, качественным и очень мощным по энергетике. А обаяние актера в дуэте с легкими шутками и сосредоточенностью в работе по спасению самого себя стали катализатором всеобщего обожания.
Джессика Честейн. Командир экипажа на космическом корабле «Гермес». Сильная, волевая, строгая, но не лишенная чувств и эмоций, — такой должна быть Мелисса Льюис. Ну и любящей диско, конечно!
Честейн полюбилась в роли человека, бороздящего космические просторы, еще с «Интерстеллара», так что образ ей пришелся как раз. Приятно наблюдать за ее игрой, за точностью и четкостью действий, за взглядом, который дает понять зрителю, что перед ним капитан огромного корабля и достойной команды.
И, раз уж заговорили о команде…
Кейт Мара, Майкл Пенья, Себастиан Стэн и Аксель Хенни. Собственно, экипаж "Гермеса". Роли исполнены на отлично, попадание в цель — стопроцентное. Ведь именно эти лица возникали в воображении при прочтении книги. Внешность, характеры, поведение позволили приблизить экранизацию к первоисточнику на немалый процент. Вероятно, основная благодарность должна быть адресована директорам по кастингу. Но позвольте не согласиться и отдать должное самим актерам, так прочувствовавших своих персонажей и полностью погрузившихся в космический мир «Марсианина».
Приятно и неожиданно было увидеть на экране Шона Бина в роли Митча Хендерсона — человечного, профессионального директора управления полетами NASA. Шон явно не является актером одной роли (намек не только на «Игру престолов»), что сыграло на руку: можно было полностью отключиться от его прошлых образов и видеть исключительно Хендерсона.
Справедливость и искренность этого персонажа настолько подкупают, что Митч становится чуть ли не любимчиком, несмотря на достаточно эпизодические появления на экране.
Подводя итоги, можно с точностью сказать, что картина удалась на славу. В два с половиной часа Ридли Скотт поместил максимум первоисточника, щедро сдобрив это все эффектами, музыкой, съемкой и душой. Разумеется, совет нашим читателям будет один: неважно, смотрели вы фильм или еще нет. Книгу прочитать стоит хотя бы просто ради того, чтобы погрузиться в таинственный, тихий и поистине опасный мир Марса.
«Марсианин», ты просто космос. 9/10.
Автор: Екатерина Матрунчик