Ряд рекомендаций зоозащитников не учтен в законопроекте "Об обращении с животными", направленном в парламент
26.10.2015 13:04
—
Новости Общества
Минск, 26 октября. Направленный в парламент проект закона "Об обращении с животными" существенно отличается от того варианта, который был представлен зоозащитникам перед отправкой в Национальный центр законодательства и правовой инициативы.
"К сожалению, эта инстанция решила в худших бюрократических традициях молча проигнорировать вариант, прошедший согласование на многочисленных рабочих группах, проводимых госорганами с участием заинтересованных общественных организаций, и взять законопроект образца 2011 года, внеся лишь некоторые изменения из согласованного варианта", — сообщает кампания "Нет жестокому обращению с животными".
В частности, в документ вернулся термин "собаки потенциально опасных пород" вместо "породы собак, требующие особого обращения", который не вызывал вопросов на всех стадиях согласования. В законопроекте также отсутствует список пород таких собак, который ранее был исправлен зоозащитниками и кинологами. Ответственность за разработку такого списка возложена на Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Из законопроекта также полностью удален раздел "Отлов животных", который регламентировал порядок отлова и доставки животных в пункты отлова и временного содержания, а также прописывал обязанности ловцов. По словам зоозащитников, этот раздел необходим для исключения случаев отлова или убийства домашних животных, а также жестокого отлова бездомных животных в присутствии несовершеннолетних. Кроме того, данный раздел включал пункт, предусматривающий транспортировку животных в пункты временного содержания в день отлова, поскольку их длительное нахождение в машине в жару или мороз "равнозначно особо жестокому обращению".
Не учтены и предложения по обращению с лабораторными, сельскохозяйственными, дикими животными, а также животными, которые используются в культурной деятельности. Из варианта законопроекта 2011 года исключены ограничения на "проведение опытов, экспериментов, связанных с хирургическими операциями или иными болезненными процедурами на животных, при участии несовершеннолетних граждан или в их присутствии; демонстрация на лабораторных животных рефлекторной деятельности их организма".
В проект закона не внесено предложенное зоозащитниками понятие "эвтаназия", отсутствует "полное соответствие между запретами по обращению с животными и ответственностью за их нарушение".
В документе также не отражены предложения зоозащитников по обязательному чипированию домашних животных и применению дифференцированного подхода в вопросе ограничения количества питомцев, разрешенного для содержания в домашних условиях.
В то же время зоозащитники отмечают позитивные изменения в законопроекте по сравнению с вариантом 2011 года. В частности, по их мнению, улучшились разделы, отражающие принципы обращения с животными, а также появился новый раздел "Права и обязанности владельцев животных".
Проект закона обязывает владельцев животных создать для них условия, которые удовлетворяют их потребности в пище, воде, воздухе, свете, отдыхе, движении и иные физиологические потребности, а также запрещает держать собак на привязи длиной менее 2,5 метра.
Кроме того, в законе более широко предусмотрены права граждан, у которых, в частности, появилась возможность "обращаться за помощью в органы или подразделения по чрезвычайным ситуациям в случаях, когда оказание помощи животному сопряжено с риском для жизни или здоровья человека".
При выбраковке или окончании использования служебных животных их необходимо будет передавать в приюты, пункты содержания или новым владельцам, в то время как раньше можно было только усыплять.
Предыдущий вариант законопроекта предлагал регулирование численности бездомных животных исключительно через отлов и умерщвление невостребованных животных. В новом варианте регулирование возможно "путем стерилизации безнадзорных собак и кошек, содержащихся в пунктах содержания или приютах, перед передачей их новому владельцу; стерилизации животных, не представляющих племенной ценности".
Новый вариант законопроекта также предполагает создание пунктов содержания отловленных животных не только в Минске и областных центрах, но и в городах областного подчинения, районных центрах и иных населенных пунктах (при необходимости). "На данный момент такие пункты существуют только в Минске и областных городах, а значит, бездомные животные в иных населенных пунктах просто не имеют шанса на выживание, и зачастую просто уничтожаются немедленно, причем далеко не гуманными способами", — отмечают зоозащитники.
Законопроект также запрещает на умерщвление с использованием курареподобных веществ, вызывающих мучительную смерть.
Проект закона "Об обращении с животными" разрабатывался в апреле—мае в Минжилкомхозе. За его основу был взят законопроект, который обсуждался в Палате представителей в 2011 году, но не прошел второе чтение. В качестве консультантов привлекались представители организаций по защите животных, кинологи и другие специалисты.
Парламент уже несколько раз пытался принять закон "Об обращении с животными", но во всех случаях проект был отозван из-за резкой критики общественности.
Анастасия Солонович, БелаПАН.
"К сожалению, эта инстанция решила в худших бюрократических традициях молча проигнорировать вариант, прошедший согласование на многочисленных рабочих группах, проводимых госорганами с участием заинтересованных общественных организаций, и взять законопроект образца 2011 года, внеся лишь некоторые изменения из согласованного варианта", — сообщает кампания "Нет жестокому обращению с животными".
В частности, в документ вернулся термин "собаки потенциально опасных пород" вместо "породы собак, требующие особого обращения", который не вызывал вопросов на всех стадиях согласования. В законопроекте также отсутствует список пород таких собак, который ранее был исправлен зоозащитниками и кинологами. Ответственность за разработку такого списка возложена на Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Из законопроекта также полностью удален раздел "Отлов животных", который регламентировал порядок отлова и доставки животных в пункты отлова и временного содержания, а также прописывал обязанности ловцов. По словам зоозащитников, этот раздел необходим для исключения случаев отлова или убийства домашних животных, а также жестокого отлова бездомных животных в присутствии несовершеннолетних. Кроме того, данный раздел включал пункт, предусматривающий транспортировку животных в пункты временного содержания в день отлова, поскольку их длительное нахождение в машине в жару или мороз "равнозначно особо жестокому обращению".
Не учтены и предложения по обращению с лабораторными, сельскохозяйственными, дикими животными, а также животными, которые используются в культурной деятельности. Из варианта законопроекта 2011 года исключены ограничения на "проведение опытов, экспериментов, связанных с хирургическими операциями или иными болезненными процедурами на животных, при участии несовершеннолетних граждан или в их присутствии; демонстрация на лабораторных животных рефлекторной деятельности их организма".
В проект закона не внесено предложенное зоозащитниками понятие "эвтаназия", отсутствует "полное соответствие между запретами по обращению с животными и ответственностью за их нарушение".
В документе также не отражены предложения зоозащитников по обязательному чипированию домашних животных и применению дифференцированного подхода в вопросе ограничения количества питомцев, разрешенного для содержания в домашних условиях.
В то же время зоозащитники отмечают позитивные изменения в законопроекте по сравнению с вариантом 2011 года. В частности, по их мнению, улучшились разделы, отражающие принципы обращения с животными, а также появился новый раздел "Права и обязанности владельцев животных".
Проект закона обязывает владельцев животных создать для них условия, которые удовлетворяют их потребности в пище, воде, воздухе, свете, отдыхе, движении и иные физиологические потребности, а также запрещает держать собак на привязи длиной менее 2,5 метра.
Кроме того, в законе более широко предусмотрены права граждан, у которых, в частности, появилась возможность "обращаться за помощью в органы или подразделения по чрезвычайным ситуациям в случаях, когда оказание помощи животному сопряжено с риском для жизни или здоровья человека".
При выбраковке или окончании использования служебных животных их необходимо будет передавать в приюты, пункты содержания или новым владельцам, в то время как раньше можно было только усыплять.
Предыдущий вариант законопроекта предлагал регулирование численности бездомных животных исключительно через отлов и умерщвление невостребованных животных. В новом варианте регулирование возможно "путем стерилизации безнадзорных собак и кошек, содержащихся в пунктах содержания или приютах, перед передачей их новому владельцу; стерилизации животных, не представляющих племенной ценности".
Новый вариант законопроекта также предполагает создание пунктов содержания отловленных животных не только в Минске и областных центрах, но и в городах областного подчинения, районных центрах и иных населенных пунктах (при необходимости). "На данный момент такие пункты существуют только в Минске и областных городах, а значит, бездомные животные в иных населенных пунктах просто не имеют шанса на выживание, и зачастую просто уничтожаются немедленно, причем далеко не гуманными способами", — отмечают зоозащитники.
Законопроект также запрещает на умерщвление с использованием курареподобных веществ, вызывающих мучительную смерть.
Проект закона "Об обращении с животными" разрабатывался в апреле—мае в Минжилкомхозе. За его основу был взят законопроект, который обсуждался в Палате представителей в 2011 году, но не прошел второе чтение. В качестве консультантов привлекались представители организаций по защите животных, кинологи и другие специалисты.
Парламент уже несколько раз пытался принять закон "Об обращении с животными", но во всех случаях проект был отозван из-за резкой критики общественности.
Анастасия Солонович, БелаПАН.