Каждый дом нарисован от руки: как менялся Минск на панорамах Рубена Атояна
Рубен Атоян уже несколько десятков лет рисует панорамы городов по самостоятельно разработанной технологии. Всего он нарисовал около сотни городов, а некоторые карты пережили немало переизданий. Недавно в продаже появилась новая версия панорамы Минска. Мы встретились с Рубеном Владимировичем и узнали о секретах картографа и о новых панорамных планах.
Рубен Атоян разработал собственную схему панорамирования, но и задолго до этого взгляды на город словно с высоты птичьего полета уже существовали. Например, еще в 1967-м, к 50-летнему юбилею Октябрьской революции, журнал «Крокодил» публиковал панорамы центров столиц союзных республик. Их авторами стали художники Г. Огородников и Д.Синицкий. Эта серия продолжилась в 1970 и 1985 году; также Герман Огородников нарисовал панорамы для журналов «Мурзилка» (1969) и «Работница» (1990). К 850-летию Москвы он нарисовал огромную панораму российской столицы.
В 1977 году Архитектурная секция Минского городского совета Общества охраны памятников истории и культуры подготовила «План-аксонометрию исторического центра Минска» с обозначением памятников архитектуры по типам и времени постройки.
Во время выхода этой карты Рубен Атоян только начинал свою трудовую деятельность. Но если другие художники и организации почти перестали создавать панорамные карты городов, то Рубен Владимирович совершенствовал свой метод и изображал не только большие города, но и страны целиком, и маленькие поселки, и отдельные крупные здания. Сравнивая панораму Минска разных годов издания, интересно проследить, как менялся город, где возводили новые здания, где уничтожали старые.
Рубен Атоян рассказывает нам:
— С 1977 по 1979 годы я по распределению работал в Грузии, и одна из первых моих работ в качестве редактора была «Грузия глазами юмориста», а цензурная комиссия спросила: а что, мол, в Грузии только юмор есть? Пришлось название поменять на «Грузия туристская».
В 1989 году я защитил диссертацию по теме новых видов туристских карт, и одним из видов были трехмерные перспективные изображения; я разработал собственную проекцию, по которой мог рисовать панорамы городов. В качестве образцов мы с коллегой рисовали армянские города, рельефные карты, регионы, — всего около 30 карт. Оформили справку о внедрении (нечто вроде патента), получили по 40 рублей премии.
В 1990 году я переехал в Минск и работал на государственном «Западном аэрогеодезическом предприятии» (предшественник «Белкартографии» и «Белгеодезии»). Они тогда выпускали точные топографические карты, но решили заняться чем-то новым, товарами народного потребления. Я предложил сделать карту Несвижа с панорамами — это было в 1991-м. И сейчас эту карту очень сложно найти, как-то мне самому пришлось ее заказывать в Национальной библиотеке.
Первым крупным городом, панораму которого я нарисовал, стал Вильнюс, — это произошло в 1992 году. А с 1993-го я начал работать над картой Минска, и два года спустя она вышла в печать. Я оформил индивидуальное предпринимательство, и предлагал свои панорамные наработки разным компаниям. Я успел поработать с несколькими издательствами: сначала с государственным, потом с совместным белорусско-чешским картографическим предприятием «Евроферлаг», — они, чтобы обойти возможные притязания по поводу авторских прав, слегка изменили проекцию, повернули карту под другим углом, перекрасили крыши — и вот как будто уже новая, самостоятельная работа.
А с 1999 года карта выходит в издательстве «Квадрограф», и раз в год либо через год выходит одно из изданий — «Минск на карте и панораме» и «Минск на мольберте и на плане». Первым появился как раз «Минск на карте и панораме», его начальная версия включала в себя центр города примерно от площади Независимости до Академии наук, чуть позже дорисовали западную часть города со станцией метро «Пушкинская» и Минск-Ареной. А панорама «Минск на мольберте и на плане» захватывает больше восточных территорий — вплоть до Национальной библиотеки.
Сейчас в работе третий, самый полный вариант карты, который должен появиться в 2016-м. Мы хотим эти две карты объединить в одну, самую большую панораму. Немного расширим во все стороны: она захватит территорию от Минск-Арены на западе до Всехсвятской церкви на Востоке, от Сельхозпоселка на севере до Партизанского проспекта на юге. Основа карты Минска в оригинальном масштабе имеет размер примерно 2,5×2,5 метра, но при печати придется ее немного уменьшить, ведь размер печатного листа нельзя растягивать бесконечно. Вероятно, карта будет иметь такой же размер, как «Минск на мольберте и на плане» (примерно 90×60 см. — Прим. TUT.BY), но при этом отпечатана на обеих сторонах листа: по полгорода на каждой стороне. Не мешало бы сделать отдельной крупной врезкой район площади Свободы.
Моя проекция имеет некоторые искажения: центр города изображен крупнее, окраинные районы — мельче. А если я буду рисовать дальше на север, то со временем «в кадре» появится даже небо. Получается, что на карту Минска зритель смотрит, как будто зависая не над центром города, а примерно над улицей Воронянского или Денисовской. Иначе на картинке будут одни крыши. Еще у меня есть задумка издать панораму Минска в виде атласа, чтобы им было удобно пользоваться на ходу или в транспорте.
По моей современной технологии, чтобы нарисовать карту, приходится делать около тысячи фотоснимков. Сейчас можно в интернете смотреть спутниковые снимки и панорамные виды улиц, а раньше я ходил с фотоаппаратом и видеокамерой, снимал и зарисовывал. Оригинал карты Минска был нарисован тушью вручную. Так как в начале 1990-х не было качественного цветоделения, у большинства зданий одинаковый желтый цвет фасадов и кирпичный цвет крыш. На более поздних изданиях здания получили свои оригинальные цвета. А чтобы отразить то или иное изменение, какое-то новое здание, я рисую его отдельно, а его потом уже «вклеивают» на нужное место. Где-то здания приходится ужимать, где-то растягивать, чтобы новые постройки поместились на моей картоснове. Мне помогает дочь — она на компьютере умеет раскрашивать здания, корректировать их.
Случаются и ошибки, конечно. Где-то новое здание появилось, а ты не успел его нарисовать, — потом читатели пишут: мол, почему моего дома нет на карте? Кроме того, панорама Минска существует в нескольких вариантах, с разными версиями; порой и редактор может ошибиться и запустить устаревший вариант панорамы, и тогда снесенное здание снова оказывается на карте.
Нам удалось найти несколько недочетов на картах. Так, на левом фрагменте мы видим, как по проспекту возле КГБ и по ул. Володарского едут троллейбусы, хотя линии на этих участках демонтировали в 2006 году. На правом фрагменте видим спаренные трамваи — а ведь в Минске они перестали работать по системе многих единиц еще в 2007-м.
Всего я нарисовал уже панорамы 97 или 98 городов, включая маленькие, в шестнадцати или семнадцати странах; больших городов порядка 40−45. Самый большой город, который я рисовал, — Москва (1997), а самый далекий от Беларуси объект — развалины Ангкор-Вата в Камбодже. Если говорить про самые маленькие мои панорамы, то это, пожалуй, территория завода «Амкодор» (1998−1999) и внутренний дворик БГУ, — обе эти карты не попали в широкую продажу. Что будет дальше? У меня уже готова панорама Новогрудка и Астаны, еще я хочу нарисовать Лиду и Брестскую крепость.
С 1997 года я стал рисовать разрезы зданий — началось все с Мальборка, сейчас уже готовы разрезы Мирского замка, фарного костела в Гродно, Домского собора в Берлине. Может быть, есть смысл нарисовать также и разрез Национальной библиотеки — ведь это огромное здание со множеством интересных закоулков.
Еще мне хотелось бы сделать атлас с панорамами островов: у меня задумано около двадцати таких планов, уже есть Сицилия и Кипр, в работе — Мальта.