"Душа художника хочет страдать". Как мы ходили с дизайнером на выставку "Белорусская модница"
С 16 по 25 октября в ДК железнодорожников работает выставка-ярмарка «Белорусская модница». В анонсе организаторы пообещали представить коллекции отечественной одежды и товаров для женщин, хотя на деле павильонов с нашими товарами оказалось мало — 6−7 штук. На поиски лучших экземпляров белорусского легпрома в первый день выставки мы отправились с дизайнером одежды Наташей Цуран.
У входа в здание - сезонная ярмарка на улице, где можно купить черенки, дачные растения, мёд и даже пасущихся в загоне коз.
В фойе на 1-м этаже ДК работают 5−6 павильонов, и ассортимент белорусских товаров здесь не назовешь широким: платья и кофты, постельное белье, покрывала и тапки из овечьей шерсти.
В первом павильоне от витебской дизайн-студии «Полинушка» среди классических женских платьев в сдержанных холодных тонах с узорами и леопардом, Наташа находит одну модель, которая ей сразу приглянулась.
— Обратите внимание, платье в цветочек в стиле D&G за 670 тысяч. Какой-нибудь офисной работнице это платье может прийтись по вкусу. В принципе, из всего этого стенда это единственный экземпляр, где меня не смущает фасон и рисунок. Все остальное — мрачные расцветочки, жуткий силуэт.
На импровизированном подиуме по красной ковровой дорожке одну из коллекций текстиля представила «Алеся». В течение 5−10 минут манекенщицы ходили туда-сюда под музыку в платьях, из-под которых торчали ценники, а зрительницы обсуждали выставку.
Спрашиваем у дизайнера, чего не хватает нашим швейным фабрикам для того, чтобы выпускать нормальный продукт.
— Белорусским производителям не хватает больше смелости и креатива. А с другой стороны — у нас же такой спрос.
И действительно, молодых людей очень мало на выставке — разве что сами манекенщицы. Здесь в основном женщины средних лет, пенсионеры и дачницы с купленными у ДК растениями.
— В белорусском трикотаже очень сложно что-то нормальное откопать. Ну вот у «Алеси» есть вообще подвижки на более молодежное направление, я видела это в их фирменных магазинах: не просто бабские кофты, когда со времен Советского Союза не меняется модель и фурнитура, а что-то интересное. Вот у них есть мощности, но нет дизайна. Почему у них нет дизайна? Там же работают люди с таким же образованием, как и у меня.
Наташа подходит к следующему стенду с длинными платьями в горошек и с розочкой на груди. Синтетические платья на ощупь напоминают халаты и спортивные костюмы из лавсана.
Девушка с сожалением говорит, что подобные вещи вынуждены носить наши мамы и бабушки, сразу обозначив и всю целевую аудиторию подобных ярмарок.
— Из-за большого количества ярких деталей вещь выглядит дичайшей. Безвкусица и треш. Женщинам в возрасте нужно избегать подобных нарезных деталей, которые у нас любит делать брестская мода.
А вот светлогорские домашние тапочки из овечьей шерсти по 120-200 тысяч Наташе пришлись по душе: «Лучше, чем угги».
Пока мы обсуждаем роспись под хохлому на платьях, фотографа просят не снимать, потому что «мне нравится этот дизайн, я не хочу, чтобы его потом стырили с фотографий другие швейные фирмы».
Мы идем в большой зал российских шуб и меховых изделий. Здесь Наташа находит парочку привлекательных моделей, но говорит, что даже самую дорогую шубу легко испортить неуместной пуговицей или бижутерией под драгоценные камни.
В павильоне «Алеси» огромный выбор кофт в среднем по 200 тысяч: машинная вязка, крупные пуговицы, классические фасоны. Такая работа повторяется из года в год на протяжении многих лет. Этот павильон выделяется наличием большего количества ярких одежд.
Из всего ассортимента в «Алесе» Наташа находит один кардиган, который она могла бы посоветовать белорусским модницам-школьницам: черный на замке, с яркими зелеными линиями.
— Это удачное сочетание цветов, кислотный с черным сейчас очень модный. Хотя я не удивлюсь, если это просто случайность.
На втором этаже наблюдаем засилье интернациональной легкой промышленности: носки и дешевые легинсы из Кыргызстана, турецкие пальто и кофты, китайские пуховики, индийские платья, мотки цепочек и разливные духи — 160 тысяч за 30−50 мл, будь то аналог Kenzo, Chanel или Lacoste.
Продавец нахваливает потенциальному покупателю пальто: «Очень стильно и богато! Идеально подходит под ваш платок с Ван Гогом».
«Как будто на маленьких «Жданах», — говорит об общих впечатлениях Наташа.
Из белорусских товаров здесь есть только гродненские юбки с оборками и пуговицами да брюки на резинке. У дизайнера даже не возникает желания искать тут что-то стоящее.
— Это явный пример работы белорусского производства: нам надо произвести брюки, у нас есть те, которые в прошлом году успешно продавались. Отлично, повторяем в этом! Типичный производственный дизайн: карманы, которые визуально увеличат бедра, пуговки там, где они не нужны. Сделать что-то лаконичное невозможно — начальство скажет, что здесь нет ничего модельерского.
По словам девушки, успешным и конкурентоспособным на мировом рынке на данный момент может быть лишь производство белорусского нижнего белья.
— Наши крупные производители и локальные дизайнеры следят за направлениями моды, предлагают достаточно свежие модели. Белорусское белье — это хорошее сочетание актуальных материалов, цены и качества. За те же Serge, "Милавицу" и MF — нестыдно.
В итоге наша дизайнер попыталась ответить на вопрос, что не так с белорусской одеждой от крупных предприятий:
— Народ хочет дешево, сердито и на каждый день, поэтому этот товар существует. Когда мы были студентами, у нас это называлась «брестская мода» — это специфическая производственная мода, много отделки, много фурнитуры, какое-то дичайшее сочетание материалов и удешевление товара за счет удешевления материалов. Понятно, что есть разные потребители с разными вкусами, запросами: кто-то покупает одежду с подиума, а кто-то с таких ярмарок. Но вкусы у наших женщин за 50 специфические.
Еще одна сложная тема — большие размеры, говорит девушка.
— Редко какой производитель умеет сделать не чехол на танк, а нормальное платье большого размера: сохранить стиль и сделать деликатную отделку, чтобы женщина надевала это и чувствовала себя стройнее. Хотя есть производители, которые считают, что вот так (указывает на длинное красное синтепоновое пальто с капюшоном) мы выглядим лучше. Хотя я вижу в этом бабушку в метро.
Из-за спроса на простую, несмелую одежду, считает Наташа, не стоит приглашать сюда дизайнеров — это просто бессмысленно, не будет принято и понято.
— Душа художника хочет страдать, когда на это всё смотришь.