Каникулы: проводим время с пользой для здоровья

Источник материала:  

До начала осенних каникул остается совсем мало времени. Мальчишки и девчонки ждут их с нетерпением. Наконец-то (пускай всего и 10 дней) не надо просыпаться по утрам под ненавистный звонок будильника. Тем более что с наступлением хмурых октябрьских будней этот процесс становится все более мучительным.

* * *


Современная учебная нагрузка наших школьников весьма велика. Их учебный день, включая приготовление уроков, нередко превышает по своей продолжительности рабочий день взрослых. От того как ребенок отдохнет во время каникул, во многом зависит его работоспособность и успешность в учебе.


Конечно, для некоторых родителей гораздо удобнее «загрузить» свое чадо новой компьютерной игрой или фильмом, чтобы ребенок был, как говорится, при деле. Однако многочасовое завороженное сидение сына или дочери перед телевизором или экраном компьютера является большой психоэмоциональной и зрительной нагрузкой. А в сочетании с гиподинамией и вовсе становится серьезным испытанием для растущего детского организма.


К тому же длительная работа за компьютером может быть причиной головных болей. И, как это ни покажется странным, наиболее утомительны для детей игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции, так называемые «стрелялки», «убивалки», «догонялки».

Медики путем специальных исследований установили, что продолжительность непрерывного занятия за компьютером для детей в возрасте 7–12 лет составляет 20 минут, а для ребят постарше — не более получаса. Эти же временные рамки можно отнести и к просмотру телевизора.


Компьютерные игры, как и просмотр телепередач, — это интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на центральную нервную систему, а именно на ее высший отдел — головной мозг. Следовательно, ни о каком полноценном отдыхе с пультом на диване не может идти и речи.

* * *

Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе — вот лучший отдых после уроков, которого так недостает большинству детей в учебное время. Общая двигательная активность школьников во время учебного года падает почти на 50%. Мы, взрослые, зачастую недооцениваем значение прогулок для их нормального роста и развития.

Особенно мало дети бывают на свежем воздухе осенью и зимой. Нередко их пребывание на улице ограничивается дорогой в школу и обратно. Поэтому в каникулы у вашего ребенка не должно быть «двигательного голодания». Не забывайте мудрое высказывание французского врача XVIII века Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движений».

Если у вас нет возможности организовать отдых за городом, постарайтесь, чтобы пребывание ребенка на воздухе было организовано как можно дальше от проезжих дорог, скопления транспорта, промышленных предприятий.

* * *

Право выбора режима дня на время каникул остается за родителями. Ведь все дети разные. Одни хорошо переносят ранний подъем, другие трудно адаптируются к любым изменениям. Во втором случае лучше сохранять тот же режим, к которому они привыкли в учебное время. Можно также сохранить в целом распорядок дня, но сместить время подъема (и, соответственно, при необходимости, время отхода ко сну) на 1–2 часа. Этот вариант удобен для ребят, которые сильно переутомились за время учебы или испытывают трудности с ранним подъемом.

Родители могут и вовсе отказаться от жесткого режима, планируя время подъема и отхода ко сну исходя из планов на день. Однако подобный вариант подходит только в случае, если нервная система ребенка способна адаптироваться к такому «плавающему» режиму. Большинству младших школьников в силу особенностей психоэмоционального развития врачи рекомендуют придерживаться относительно стабильного режима дня.

Но в любом случае следует неукоснительно соблюдать норму сна для школьников. Продолжительность сна для детей 8–9 лет должна быть не меньше 10,5 –11 часов, 10–11 лет — 10 часов, 12–15 лет — 9 часов и для учащихся более старшего возраста — 8–8,5 часа. Большинство учеников в период школьных занятий недосыпают, в результате чего у них довольно часто развиваются неврозы. Недаром древние мудрецы на вопрос, что целебнее всего на свете, отвечали: «Сон».

Чем младше ребенок, тем больше времени требуется его мозгу и всему организму для того, чтобы полностью восстановить работоспособность. Поэтому в каникулы эта важная для растущего организма биологическая потребность должна удовлетворяться полностью. Особенно это актуально в зимнее время, когда данная потребность увеличивается по сравнению с летним временем.

* * *

Некоторые родители стараются во время каникул заполнить пробелы в знаниях своих чад и загружают их выполнением домашних заданий. Оправданно ли такое «повышение успеваемости»? Каникулы — это, конечно, не ничегонеделанье, но загружать ребенка по полной программе тоже не следует. Важно вместе с ним принять решение и сделать это так, чтобы он не чувствовал себя жертвой и не рассматривал занятие как наказание.

И еще несколько рекомендаций: включайте в занятия не только то, что ребенку сложно и что он не умеет делать, но и то, что он делает с удовольствием. Именно с того, что получается хорошо, и нужно начинать занятие. Оптимальное время с 11 до 12 часов дня. Главное, чтобы все задания выполнялись не в последний вечер перед первым учебным днем. Если ребенок желает сделать все уроки в начале каникул, чтобы потом «спокойно отдыхать», то пусть так и будет. Но если он оттягивает момент, когда нужно сесть за стол, вам следует напомнить ему о заданиях. Занимайтесь регулярно и лучше каждый день, но не очень долго (малышам достаточно 15–20 минут, а старшим 30–40). Более того, равномерное распределение нагрузки позволяет поддерживать учебную активность и существенно облегчает переход к школьной жизни. Помните: хорошо работает тот, кто хорошо (а главное — правильно) отдыхает.

Подготовила

Татьяна Гатова,

фото автора

 

←Светлана Статкевич:«Я самая счастливая мама на свете»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика