Протестная столица 1994-2015. Как голосовал Минск по сравнению с регионами
На президентских выборах этого года Минск во многом отличился от остальной республики: около 25% горожан не пришло на участки, а против всех проголосовало более 20%. Мы решили сравнить окончательные данные от Центризбиркома с тем, как проявляла себя столица с 1994 года. Какие собственные электоральные тренды сформировались у Минска за 21 год — в материале TUT.BY.
1994. Разделившийся и не принявший Кебича Минск
Первые президентские выборы были не только самыми непредсказуемыми, но и самыми интересными с точки зрения электоральной географии. Например, в 1994-ом итоги голосования на Западе и Востоке страны значительно отличались, а объединяло их лишь лидерство Александра Лукашенко.
Минск также отдавал первенство Лукашенко уже в первом туре, но это были не привычные сейчас цифры за 60%, а всего лишь 26,48%. Меньше голосов молодому политику не дал ни один регион: в целом по стране Александр Григорьевич получил около 44%, а на Могилевщине — целых 63%.
Практически вровень с лидером после первого тура в Минске шел бывший председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич с 21,21% голосов. По всей Беларуси коренной минчанин получил 9,91%, а Могилевская область отдала ему лишь 3,83%.
Почти 21% в столице набрал и лидер «Народного Фронта» Зенон Позняк. Больше Зенону Станиславовичу дала лишь его родная Гродненская область — 21,21%, а всего по стране получил почти 13%. Могилевская область, как обычно, не жаловала прозападных кандидатов: тут Позняку досталось лишь 4,68%.
Кроме того, Кебич получил в Минске 18,2%, а Дубко — 3,50.
Поскольку председатель Совета министров Вячеслав Кебич не вошел в тройку лидеров в Минске после первого тура, не много он получил и во втором — 19,82%. Как и в первом туре — это меньше, чем в остальных регионах. За Лукашенко во втором туре проголосовали 70% минчан.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/10/1444997931847114.jpg)
Итог. Первые выборы показали, что Минск отличался от остальной страны либо плюрализмом, либо неопределенностью. Больше 20% в первом туре в столице набрали целых 3 кандидата. При этом, молодого политика Лукашенко столица еще принимала не так горячо, как регионы.
2001. 57% за Лукашенко и первая попытка «Плошчы»
Вторые выборы были более предсказуемыми и уже тогда не сопровождались единством оппозиции. Минск еще хорошо помнил массовые митинги 1996 и 1999 годов, но больше половины жителей столицы отдали голоса за действующего президента.
Тогда Александр Лукашенко получил 57,37%, что было почти на 20% меньше, чем по стране в целом (75,65%). Больше всего в 2001-м президента поддержала даже не Могилевская (83%), а Гомельская область (85%).
Второе место в Минске занял единый кандидат от оппозиции и профсоюзный лидер Владимир Гончарик с результатом в 30,5%, что было в два раза больше, чем по стране в целом. Около 15% этот кандидат получил в западных регионах и Минской области, а вот Могилев и Гомель поддерживали оппозиционера меньше.
Третье место — оно же последнее — досталось лидеру ЛДПБ Сергею Гайдукевичу, который набрал в столице 3,37% голосов. В остальных регионах он получил еще меньше.
Вечером после выборов в Минске прошла акция протеста на Октябрьской, но лидеры оппозиции действовали неорганизованно и первыми покинули площадь.
Люди также разошлись и лишь молодежь из «ЗУБР» на время захватила здание Дворца профсоюзов.
Итог. Минск по прежнему поддерживал Лукашенко меньше, чем остальные регионы, а оппозиционного кандидата — больше. К 2001 году явного единства оппозиции уже не было, а о выборах все забыли спустя день, когда в США случилась трагедия 11 сентября.
2006. Все больше поддержки Лукашенко и провал харизматичного ректора БГУ
Выборы 2006 года в Минске проходили несколько в иных условиях. Горожане стали значительно богаче (сказались «жирные нефтяные годы» 2003−2007), политическое поле еще больше зачистилось, но совсем свежими были воспоминания от победы Оранжевой революции в Украине.
В марте 2006 года за действующего президента отдали свои голоса 70,8% минчан, по стране в целом Лукашенко набрал целых 83%. Больше всего Александра Григорьевича поддержала тогда снова родная Могилевщина, дав ему 88,5%.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/10/1444997935265294.jpg)
Лидер объединенных демократических сил Александр Милинкевич занял в Минске второе место с результатом 10,1%, что на 4% больше, чем по республике в целом. Меньше же всего оппозиционера поддержала Могилевская область, где он набрал 4%.
Третье место в столице занял «конструктивный оппозиционер» Сергей Гайдукевич с результатом в 5,1%. Всего по республике за него проголосовало 3,5%, а меньше всего поддержали в Брестской и Минской областях — по 1,9%.
Нельзя не упомянуть и занявшего последнее место бывшего ректора БГУ, харизматичного Александра Козулина, который набрал 3,9% в Минске и 2,2% по стране.
Результаты выборов всколыхнули столицу и вызвали протесты на Октябрьской площади. Люди усомнились в честности результатов голосования, установили палатки возле Дворца Республики и объявили бессрочную акцию протеста. Палаточный лагерь ОМОН разогнал через 5 дней.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/10/1444997935683693.jpg)
Итог. Минск хоть и очень серьезно поддержал Лукашенко, но и в этот раз оказался самым оппозиционным регионом, что подтвердила «Плошча». С другой стороны, столица стала действительно неплохо жить, поэтому массовые акции интересовали совсем не массового избирателя.
2010. Непредсказуемый лидер оппозиции в Минске и конец либерализации
Президентские выборы 2010 года отличались не только россыпью кандидатов, но и достаточно либеральными условиями для агитации. Пикеты с бело-красно-белыми флагами наводнили центр Минска и многим казалось, что в город вернулась политика.
Но официальные результаты выборов свидетельствовали об обратном. Так, явка в Минске составила около 84%, а Лукашенко набрал 67,65%. По стране в целом за президента проголосовало 79,65%, а больше всего его вновь поддержала Могилевская область, дав ему почти 85%. Меньше 80% Александру Григорьевичу не досталось ни в одном регионе.
Официально, ни один из остальных кандидатов не получил в столице даже 4%. Но интереснее то, что лидером среди оппозиционеров в Минске стал Григорий Костусев (3,47%), а не раскрученные тогда Санников (3.42%), Романчук (3,35%) или Некляев (3,14%).
![](http://www.21.by/pub/news/2015/10/1444997936139488.jpg)
Примечательно и то, что практически все оппозиционеры взяли в Минске свой максимум в сравнении с регионами. Лишь Виталий Рымашеский набрал в Брестской области на 0,1% больше, получив там результат 1,36%.
Число проголосовавших против всех минчан выросло до 11%.
Либерализация закончилась на площади Независимости вечером 19 декабря, когда правоохранители разогнали митинг и задержали несколько сотен человек.
Тогда на улицу вышло несколько десятков тысяч человек, многие из которых выступали не за конкретного кандидата, а против общих результатов выборов, которые, по их мнению, сфальсифицировали.
Итог. На волне подъема зарплаты до 500 долларов Минск поддержал президента даже больше, чем в 2006-ом. Глядя на официальные данные 2010 года, столицу сложно назвать оппозиционной, зато можно определить как протестную. Пришедшие на митинг 19 декабря сами не ожидали такого количества людей.
2015. Рекордная апатия и триумф кандидата «против всех»
Хоть на выборах 2015 года в Минск и вернулась политическая жизнь с пикетами, флагами и песнями, но кампания стала едва ли не самой скучной и предсказуемой для горожан. Сомнений относительно победителя не было ни у кого.
И хоть в целом по стране Александр Лукашенко получил больше, чем в 2010-ом на 4%, то в Минске голоса за действующего президента просели на 2% и составили 65,69%. Больше всего его снова поддержала Могилевщина, где он получил 88,30%.
В столице же наибольшую поддержку действующему главе государства обеспечили жители Центрального района, отдав за кандидата 69,71% голосов. Наименьшую Лукашенко получил в Партизанском районе: там ему достался 61,85%.
Интересно, что Заводской район, где сосредоточены основные предприятия, проголосовал за Александра Григорьевича с показателем 62,42%.
Татьяну Короткевич в Минске поддержали больше, чем в целом по стране: 7,07% электората столицы отдали за нее свои голоса, в то время как по республике в целом — 4,44%. Меньше всего голосовали за оппозиционерку в Могилевской области, где она получила всего лишь 3,46%.
Та же тенденция прослеживается и в Минске: наименьшую Короткевич получила в том районе столицы, где Лукашенко получил наибольшую, и наоборот. Больше всего голосов за нее отдали в Ленинском районе (8,24%), меньше всего — в Центральном (5,87%). К слову, Заводской район отдал 7,58% за первую женщину-кандидата.
Старожил белорусской политики Сергей Гайдукевич занял третье место и набрал в Минске 3,33%, что практически равно его проценту по стране.
Однако главный тренд выборов 2015 в столице — значительно возросшее число избирателей, проголосовавших против всех. Таких в Минске более 20%, в то время как в целом по стране их только 6,3%.
Более 25% минчан вообще не пошли на выборы, и за пять лет эта цифра возросла на 10 процентных пунктов.
Минск отличился от регионов и акцией протеста после закрытия участков. Но это был совсем не массовый, как раньше, митинг, ведь на мероприятие пришло около сотни человек.
Итог. Впервые в истории Минска кандидат «против всех» получил больше голосов, чем вся вместе взятая оппозиция. Такому числу протестного электората удивилась даже глава ЦИК Лидия Ермошина, а в остальном в столице на выборах все было предсказуемо.
5 минских трендов 1994−2015
За 21 год Минск показал себя наименее электорально активным и лояльным кандидатам от оппозиции регионом.
Наверняка, у многих есть друзья или родственники, которые уже давно попросту не ходят на выборы: одни не видят в этом смысла, другие — предпочитают заняться более полезными, по их мнению, делами. Тренд достиг апогея в 2015 году: на выборы не пришли более чем 25% горожан.
Кроме того, в Минске уверенное второе место занимает кандидат «против всех». Его показатель значительно превышает региональный, а в 2015-ом также достиг максимума и составил более 20%.
При этом жители столицы всегда традиционно больше регионов поддерживают оппозиционеров. И если раньше это обусловливалось прозападной ориентацией части электората, то сейчас четкий водораздел «Россия — Европа» стирается как в риторике кандидатов, так и среди людей.
Все больше людей выходят на митинги после выборов не за конкретного кандидата, а против результатов, в которые они не поверили. Акции после закрытия участков — еще одно отличие Минска, но последняя оказалось совсем малочисленной и незаметной.
Несмотря на все вышеперечисленное, Александр Лукашенко от года к году берет больше 50% голосов в Минске, что подтверждают не только официальные результаты, но и данные независимых социологических опросов. Да, в этом году за него в столице проголосовало на 20 процентных пунктов меньше, чем в целом по стране, но 65% — это мечта для европейского политика в первом туре.