В Бресте хотят остановки сделать "умными", а транспорт - пунктуальным

Источник материала:  
15.10.2015 08:21 — Новости Общества

Остановки в Бресте должны стать умными, а городской транспорт — пунктуальным. Так считает директор «Брестгортранса», и это заложено в Концепции перспективного развития автоматизированной системы оплаты и контроля проезда в городском пассажирском транспорте.

Документ разработан рабочей группой и утвержден Брестским горисполкомом. Когда, чьими силами и как будут происходить изменения к лучшему? Об этом «Вечерке» рассказал директор предприятия «Брестгортранс» Алексей Жогал.

Идейного обновления со временем требует любая система, и сеть городского пассажирского транспорта не исключение. Что мы наблюдаем в Бресте? Случаи несоблюдения графиков движения, частичное дублирование некоторых городских автобусных маршрутов (сегодня в городе их курсирует аж 61), при этом продолжают поступать просьбы жителей близлежащих к Бресту населенных пунктов пустить транспорт в их район (в Непли, например), фиксируются съезды маршрутов экспрессного сообщения с рейсов раньше времени, по-прежнему огорчают «зайцы». Всему этому нужно положить конец. В самое ближайшее время «Брестгортранс» совместно с автобусным и троллейбусным парками, а также частными перевозчиками планирует приступить к воплощению комплекса нововведений.

Диспетчер, как слышно?

Во-первых, по словам Жогала, в городе появится умная система диспетчеризации. Нужно это для того, чтобы автобусы, троллейбусы, таксички ходили строго в соответствии с расписанием. В 2013 году «Брестгортранс» сделал первый шаг на пути к этому, внедрив систему диспетчеризации посредством программы «Азимут». В пассажирском транспорте были установлены GPS-датчики, а в самой организации — специальное компьютерное обеспечение, позволяющее контролировать работу водителей. Сидя в диспетчерском пункте, операторы «снимают» информацию по любой движущейся «точке» на любом маршруте и анализируют работу. Вот только происходит это, как правило, по окончании трудового дня: «Азимут» не позволяет должным образом контролировать процесс в режиме реального времени, а значит, оперативно реагировать на форс-мажорные обстоятельства (заторы, съезды по техническим неисправностям).

Более того, чтобы составить картину транспортных предпочтений брестчан (пассажиропоток, транспортные стыковки), предприятие прибегало к услугам БелНИИТ «Транстехника». Чтобы выявить среднее число людей, пользующихся конкретным маршрутом в конкретное время, сотрудники института изучали пассажиропоток с помощью… обычного подсчета пассажиров. Подобные методы не только устарели, но и данные, полученные таким путем, быстро теряют актуальность. Хотя бы потому, что в городе строятся новые микрорайоны, гипермаркеты, изменяются социально-экономические предпочтения брестчан. По словам Алексея Жогала, за каких-то полгода пассажиропотоки могут сместиться в определенных направлениях до неузнаваемости.

— На данный момент в городе действует 61 городской автобусный маршрут и 9 троллейбусных, — продолжает тему Алексей Николаевич. — Для 300-тысячного города это очень много. В некоторых случаях можно объединить маршруты без ущерба для пассажиров. Чтобы это сделать, нужно владеть ситуацией по передвижению людей в течение дня, знать основные точки наибольшего скопления людей.

Система диспетчеризации, которую планируется установить в пассажирском транспорте Бреста, должна решить эту задачу. Кроме простых статистических ответов, сколько зашло, сколько вышло пассажиров, по запросу программа может даже подсчитывать, сколько в конкретном транспортном средстве пассажиров не оплатило проезд.

Вот билет на балет

В рамках концепции, продолжает директор «Брестгортранса», планируется переход на электронные компостеры, валидаторы и проездные карты с чипом. Вариантов подобных систем «Брестгортранс» рассмотрел множество. Например, в Минске в салонах автобусов-троллейбусов-трамваев установлены валидаторы — приборы, считывающие информацию с проездного при соприкосновении. А вот чтобы погасить разовый талон, его нужно «проштамповать» в электронном компостере, где фиксируются время и дата поездки, маршрут, номер остановки.

— Рассматриваются возможности и других компаний. Некоторые предлагают внедрить не просто проездной билет, а многофункциональную карту, которой можно расплачиваться за проезд, а также за занятия в бассейне, тренажерном зале, — уточняет Алексей Жогал.

К слову, подобная практика есть в Москве: одна карта является и кредиткой, и проездным на транспорт, и студенческим билетом. Удобно. Но по карману ли нам эта IT-роскошь? Другое дело — более бюджетные системы оплаты проезда, например, через sms-билет. В минском метрополитене вы направляете sms-сообщение на короткий номер, мгновенно со счета снимается сумма, равная стоимости проезда, а на телефон приходит ответное sms с кодом. Вы подносите экран телефона к считывающему устройству на турникете, и проход свободен. Как бы просто. Но, согласно статистике, быстрой покупкой билета воспользовалось 0,1 процента пассажиров метро. Почему? Видимо, дело в том, что возможность такой оплаты пока имеется лишь у абонентов мобильного оператора life.

Умные остановки

Следующий закономерный шаг в модернизации брестского общественного транспорта — так называемые умные остановки. Все мы знаем: таблицы с расписанием на остановочных пунктах зачастую не согласуются с реальной ситуацией. Если какая-то пробка, закрыт переезд, авария — расписание становится неактуальным. Результат — десятки звонков от недовольных, опоздавших, замерзших граждан.

— Так быть не должно. На крупных остановочных пунктах города мы планируем установить так называемые умные табло, — поясняет Алексей Жогал. — Они через спутник будут принимать информацию о реальном местоположении транспорта и тут же подсчитывать, сколько минут нужно, чтобы транспортному средству прибыть на остановку. На табло будет отображаться только реальное время. А в случае поломки машины мы будем иметь возможность на этом же табло извиниться перед пассажирами и дать сведения об изменениях, указать реальное время прибытия транспорта.

А что делать тем, кто садится в автобусы-троллейбусы на малолюдных остановочных пунктах?

«Можно воспользоваться тем, что у каждой остановки есть номер, — говорит Алексей Жогал, — чтобы внедрить систему sms-сообщений относительно расписания движения транспорта».

Другими словами, посылая запрос с номером остановки, абонент будет получать сгенерированную через GPS-программу информацию о том, когда на этой остановке появится ближайший транспорт. Безусловно, услуга будет платной. В то же время любой желающий совершенно бесплатно сможет найти ответ на этот вопрос на интерактивном сайте «Брестгортранса».

Какова цена проекта?

Сейчас проект находится в стадии подготовки документов для проведения тендера. В этой связи любая информация относительно стоимости планируемых нововведений, возможных источников финансирования и сумм, которые город готов вложить в развитие автоматизированной работы городского пассажирского транспорта, не подлежит разглашению. Когда же организация-победитель будет определена, озвучим конкретные цифры.

Планов, как видите, у «Брестгортранса» громадье. Но, может, разработчики что-то не учли? Уважаемые читатели, вы можете выразить свои соображения и предложения относительно грядущих изменений.

←Тест. А вы - настоящий гродненец?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика