Пять вопросов новому старому президенту
«Если Лукашенко изберут, то жизнь на этом не останавливается», — сказал 11 октября оставшийся на новый пятилетний срок первый и единственный президент Беларуси. Однако изменится ли она к лучшему для людей, отдавших ему свои голоса?
Фото: president.gov.by
«Чтобы нормально жить, в Беларуси есть всё»?
На избирательном участке 11 октября Александр Лукашенко заявил, что готов на любые мероприятия и любые реформы, однако объяснил, почему на них не пойдет: «Но выдержите ли вы это? Надо ли вам это?».
«Я должен буду, исходя из того, что есть, продолжить, пусть без радикализма, очень быстрое движение по выходу на нормальный уровень развития Беларуси. Вот что для меня главное. Я должен обеспечить безопасность народа», — запаковал Лукашенко в многословные конструкции свое стойкое нежелание начинать экономические реформы.
Правительство разрабатывает программу социально-экономического развития Беларуси на ближайшие пять лет, которую с некоторой натяжкой можно назвать программой структурных реформ, на которых давно настаивают международные кредиторы. Но опыт прошлых лет убеждает, что даже самые благие намерения правительства ничего не стоят, если на их реализацию не будет политической воли.
А глава государства, похоже, еще не избавился от иллюзии, что действующая экономическая модель не исчерпала все резервы.
«Надо посмотреть, всё ли каждый делает для того, чтобы жить нормально. Чтобы нормально жить, в Беларуси есть всё. Но прежде чем требовать от президента, посмотрите на себя, всё ли вы делаете для этого. Если вы не покладая рук работаете день и ночь и не имеете в результате, к примеру, зарплаты, хотя это больше к советскому времени подходит, значит здесь что-то не так, значит надо что-то во власти искать. Если же вы где-то недорабатываете и хотите жить, как на Западе, тогда разве мы можем жить нормально?».
Где и за что работать «день и ночь»?
Большинство белорусских работников трудится на нанимателя в лице государства. При этом государство создало на рынке труда такие условия, которые ставят многие семьи под угрозу бедности.
Например, в январе-июле 2015 года 177,5 тыс. работников организаций промышленности работали в режиме вынужденной неполной занятости.
За последний год количество вакансий в Беларуси сократилось практически в два раза.
Сохраняется проблема с задержкой и невыплатой зарплат. И хотя перед выборами государство усиленно ликвидировало долги, предприятия все еще должны своим работникам 27,9 млрд рублей.
Сами зарплаты существенно потеряли в покупательской способности. Белорусам обещали, что к 2015 году средняя зарплата в стране достигнет тысячи долларов, а в реальности получили падение до 400 долларов. Столько белорусы зарабатывали в среднем еще в 2009 году.
Кризис в экономике и промышленности, считает председатель оргкомитета по созданию Белорусской партии трудящихся Александр Бухвостов, появился не потому, что он связан с международной ситуацией, как пытаются нас убедить:
«Кризис появился потому, что у нас бездумная промышленная политика. До чего она довела машиностроительные предприятия, если те практически загибаются? Только за два года из штата машиностроительных заводов выведено более 30 тысяч человек, и этот процесс будет продолжаться… Центры занятости сегодня уже не берут на учет работников, желающих стать получить новые профессии. В регионах, небольших городах люди не могут найти работу — заводы закрываются. Об этом все молчат».
Как выживать безработным?
По данным Минтруда, численность зарегистрированных безработных на конец августа составила 45,9 тыс. человек. При этом число вакансий по стране было в два раза меньше — 27,5 тыс. В основном, требуются рабочие разных специальностей.
Безработные в Беларуси брошены на произвол судьбы. Некоторым везет переобучиться, но большинство получают смехотворное по сумме пособие — 180 тысяч рублей в месяц.
В стране за годы правления Лукашенко не было проведено реформы системы социальной поддержки, разве что в 2007 году урезали льготы разным слоям населения.
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц считает, что система социальной поддержки, созданная в 90-х годах, не отвечает современным вызовам. «А вопрос поддержки людей необходимо решать неотложно», — говорит эксперт.
Будет ли увеличен пенсионный возраст?
Летом Лукашенко обещал, что пенсионный возраст в Беларуси повышаться не будет:
«Мое мнение на сей счет известно: если люди не хотят повышения пенсионного возраста, мы им прямо сказали — вот такой пенсионный возраст, такой пенсионный фонд, мы его делим на всех пенсионеров».
В стране быстро уменьшается количество населения в трудоспособном возрасте, в активную трудовую жизнь начинают входить родившиеся в 90-х годах, когда случилась демографическая яма.
Увеличивающаяся разница между количеством работающих и пенсионеров в сторону последних вызывает вопрос об устойчивости налоговых поступлений и, соответственно, выплат пенсий и социальных пособий.
В начале 2014 года на тысячу трудоспособных (по возрасту) приходилось 403 пенсионера. В 2009 году этот показатель составлял 359 человек. Демографическая нагрузка на трудоспособное население из-за роста числа пожилых людей достигла максимального значения за всю послевоенную историю.
Сейчас коэффициент возмещения пенсии от средней заработной платы составляет около 40%. С увеличением числа пенсионеров и снижением числа занятого населения поддерживать этот показатель будет все труднее. Появится угроза уменьшения размера пенсий.
Белорусские демографы в работе «Направления совершенствования пенсионной системы» еще в прошлом году обозначили проблемы, существующие в этой сфере.
«Демографический прогноз населения на период 2014-2051 гг. свидетельствует о необходимости совершенствования не только демографической и трудовой, но и пенсионной политики», — говорится в работе.
Увеличение пенсионного возраста не является единственной возможной мерой в части проведения пенсионной реформы. Для работников среднего класса предлагается создать добровольную пенсионную систему, когда взносы платит сам работник.
Развитие такой системы требует совершенствования деятельности накопительных институтов.
«Для Беларуси на нынешнем этапе предпочтительным было бы внедрение системы добровольного участия в накопительной пенсионной системе (как самих работников, так и их работодателей). Но чтобы накопительная пенсионная система заработала в стране в полную силу, государству предстоит решить ряд задач», — отмечают демографы.
Во-первых, необходимо развивать фондовый рынок, чтобы организации, аккумулирующие пенсионные взносы, могли эффективно их инвестировать.
Во-вторых, необходимо обеспечить макроэкономическую стабильность, поскольку накопления в национальной валюте могут быть средством сбережения лишь в случае стабильности обменного курса.
Что будет с поддержкой семей и здравоохранением?
Поддержка семей, воспитывающих детей, в Беларуси гарантирована государством. Однако скорректированный республиканский бюджет на 2015 год предусматривает, что помощь семьям, воспитывающим детей, сокращена на 500 млрд рублей или на 27,7%. Какие конкретно выплаты сократят, широкой общественности не сообщают.
Также сокращены расходы на медицинскую помощь населению — по итогам года на 96,8 млрд рублей.
Белорусы и без того перманентно недовольны системой оказания медпомощи, а эксперты уже не раз заявляли о необходимости реформ в сфере здравоохранения. По данным исследования BISS, проведенного в рамках проекта «Рефорум», личный интерес белорусов к реформам сконцентрирован в первую очередь именно на реформировании системы здравоохранения.
В мире нет идеальной системы оказания медицинской помощи вне зависимости от того, сколько денег на эту медицину выделяется, сказал один из доверенных лиц кандидата в президенты Лукашенко, руководитель РНПЦ трансплантации органов и тканей Олег Руммо 12 октября в эфире программы «Контуры» на канале ОНТ.
Он привел в качестве примера медицину США, где на здравоохранение выделяется около 16% ВВП — «колоссальная сумма, сумасшедшие деньги, но при этом там много болевых точек и проблем».
В Беларуси показатель затрат на здравоохранение по отношению к ВВП постоянно растет: 2011 год — 2%, 2012-й — 3,8%, 2013-й — 4%, 2014-й — 4,2%. Это больше, чем в среднем по странам СНГ (2,7% ВВП), но ниже уровня 10 новых стран ЕС (5,4%).
Олег Руммо подчеркнул, что условия работы в ведущих медцентрах в Беларуси ничем не отличаются от таковых в ведущих клиниках мира. Уровень оснащения и возможности также сопоставимы.
Однако он признал, что амбулаторная медицина нуждается в улучшении: «Мы знаем, что существует проблема своевременно получить талон на то или иное обследование, записаться к специалисту».
При этом Руммо отметил, что решение проблемы лежит не в плоскости наращивания числа медиков. Важно, чтобы того количества медиков, которое есть, было достаточно для оказания качественной медицинской помощи.
«Мы 20 лет строили не только высокотехнологичную медицину, но развивали и первичное звено, — сказал Олег Руммо. — Однако это не значит, что мы не должны отвечать на те вызовы, которые существуют. Сейчас время наметить программу действий. Я вас уверяю, что если мы ничего не будем делать, очень быстро отстанем».
Отвечая на вопрос, можно ли ожидать существенного улучшения положения дел в медицине в течение ближайших пяти лет, Олег Руммо сказал: «Пятилетки вряд ли хватит на то, чтобы решить проблемы, но ее хватит, чтобы наметить пути решения».
Елена СПАСЮК