Мингорсуд начал заново рассматривать дело о трагедии на Гая. Процесс снова закрыли
Сегодня Мигорсуд начал новое рассмотрение резонансного дела о трагедии на Гая - после того, как предыдущее решение было отменено Верховным судом.
Это не формальная отмена: основанием для пересмотра послужили сомнения Гепрокуратуры в том, что заключение стационарной комплексной судебно-психиатрической экспертизы достоверно отражает состояние Эдуарда Шалкевича в момент совершения им противоправных действий в ноябре 2014 года.
- В процессе изучения материалов дела Генпрокуратурой перед рассмотрением Верховным судом кассационной жалобы одной из сторон процесса возникли определенные сомнения: достаточно ли всесторонне и в полном объеме исследованы моменты, связанные со здоровьем Шалкевича. По инициативе Генпрокуратуры заключение экспертизы внимательно изучили авторитетные специалисты из области психиатрии, собранные стороной обвинения, скажем так, со всей страны. Они же пообщались с самим Шалкевичем. В результате пришли к выводу, что признаки, исследованные специалистами ранее, недостаточны для постановки диагноза, который фигурирует в заключении: они могли быть в том числе, например, признаками аффекта - что исключает возможность признания человека невменяемым. Компетенция специалистов-психиатров, привлеченных к изучению дела Генпрокуратурой, не вызвала сомнений ни у стороны потерпевших, ни, судя по всему, у суда, - рассказывал ранее AUTO.TUT.BY источник в процессе.
Так как в предыдущем судебном заседании эксперт, дававший заключение по Шалкевичу, допрошен не был, он, скорее всего, будет вызван в процессе пересмотра дела. Сторона потерпевших собирается ходатайствовать о назначении повторной комплексной судебно-психиатрической экспертизы в отношении виновника трагедии на Гая.
Если Эдуард Шалкевич будет признан виновным в убийстве супругов Низовых и покушении на убийство троих членов своей семьи, ему грозит смертная казнь
Процесс снова закрыли, несмотря на то, что подобное решение и ранее вызывало недоумение общественности и СМИ. У суда, несомненно, есть законные основания слушать процесс, в котором оглашаются сведения о психическом здоровье фигуранта дела, в закрытом режиме, однако ранее подобные процессы по менее резонансным делам слушались в том числе и открыто.
Напомним, что утром 8 ноября 2014 года в Минске водитель Audi A8, 38-летний бизнесмен, протаранил пять автомобилей, два человека погибли. Незадолго до этого он нанес несколько ножевых ранений жене и двоим детям. При этом 6 ноября пришел в детский сад с ножом. Последующие дни у него было тревожное состояние, он плохо спал, не выпускал из рук нож — с ним ходил по дому, с ним же ложился. Супруга не обращалась за помощью ни к медикам, ни к милиционерам, так как думала, что все пройдет и «время лечит».
Согласно заключению экспертизы, виновник трагедии в момент совершения общественно опасного деяния не отдавал отчета своим действиям ввиду психического состояния.
13 июля Мингорсуд вынес определение обвиняемому. Эдуарда Шалкевича признали виновным в совершении общественно опасного деяния, но освободили от уголовной ответственности, так как преступление было совершено в состоянии невменяемости. Ему назначили принудительное лечение в психиатрическом стационаре со строгим наблюдением.
Бизнесмена признали виновным по ч. 1 ст. 14, п. 1, 2, 6 ч. 2 ст. 139, п. 1, 5, 16 ч. 2 ст. 139, ч. 2 ст. 218 Уголовного кодекса. С него взыскали в пользу сына погибшей пары Алексея Низова 300 миллионов рублей морального ущерба и 8 миллионов на покрытие юридической помощи. Также в пользу бабушек Алексея, Галины Ращинской и Рени Низовой, — по 200 миллионов рублей каждой.