На дне обмельчавшего участка Сожа нашли деревянную барку 19 века
Недавно сотрудники Гомельского дворцово-паркового ансамбля обследовали останки старинного речного судна. Место его нахождения указали жители соседней деревни.
Находка стала возможна благодаря небывалому падению уровня воды в Соже. Река отступила, и на обнажившемся дне стали видны некие деревянные конструкции. Получив информацию, гомельские археологи выехали на местность и провели раскопки. Участвовавший в этих работах научный сотрудник сектора археологии Дмитрий Линденков рассказывает:
— Обнаруженная нами деревянная барка была построена в позапрошлом столетии. Характерно, что при ее сооружении металлические детали использовались мало, большинство «гвоздей» — деревянные. Рядом с судном был найден ряд предметов — фрагменты посуды, кирпич с клеймом «Уваровичи» и медный знак «За Севастополь». Возможно, барка села на мель и была оставлена командой. Очевидно, впоследствии на нее обрушилась и часть высокого берега. Также, под воздействием среды, затонувшее судно постепенно меняло свое положение.
К сожалению, полностью раскопать барку, чтобы обследовать ее до конца, определить размеры и так далее, пока не удалось. После того, как мы сняли несколько метров грунта, возникла угроза обрушения берега. Сейчас занимаемся изучением и полной атрибутацией обнаруженных нами предметов.
На осколке фаянсовой расписной тарелки изображен Тарас Шевченко. Можно предположить, что посуда с портретами украинских деятелей производилась в нашем регионе в конце XIX-начале XX веков и предназначалась для поставок на ярмарки Украины. Либо «шевченковская» тарелка могла быть просто посудой члена «экипажа» гомельской барки. Наиболее ценной находкой является знак в виде узкой медной пластины, в форме ленты, с надписью «За Севастополь». Его присуждали для ношения на головных уборах полкам и флотским экипажам, участвовавшим в обороне города в Крымскую войну 1853−1856 годов. В команде затонувшей барки мог оказаться как участник героической обороны Севастополя, так и отставной нижний чин, впоследствии служивший в части, получившей этот знак отличия.
Сож был путем интенсивного судоходства и речного сплава с древних времен, и подобные находки случались и ранее. Летом 1999 года автор в составе группы научных сотрудников Гомельского областного краеведческого музея принимал участие в раскопках подобного же судна на берегу Сожа, примерно напротив микрорайона «Пролетарский луг». Его обнаружил гомельчанин Сергей Гарин. Как и в нынешнем случае, илистое дно и прибывающая вода не позволила полностью раскопать остов деревянного судна. Но при обследовании на месте было установлено, что оно относится к типу речных барок, имеет 40 метров в длину и 12 метров — в ширину. Обшивка к деревянным шпангоутам естественного изгиба (кокора) крепилась деревянными же болтами-нагелями.
По словам старшего научного сотрудника Гомельского областного музея военной славы Сергея Титова, в 2009 году на берегу озера Волотовское (известное в народе как «Обкомовское») были обнаружены деревянные заготовки для нескольких десятков судов. Предположительно в этом месте, недалеко от Гомельского речного порта и судоремонтно-судостроительного завода, могла располагаться верфь для сооружения деревянных судов. Все найденные изделия старинных корабелов были вывезены на хранение в Гомельский дворцово-парковый ансамбль.
Первые упоминания о судостроении в регионе относятся к X веку. Речные барки, подобные обнаруженным, стали делать с XVIII столетия. В 1795 году на верфях в районе Новобелицы строили галеры для Черноморского флота. Впоследствии судостроением на Соже и Днепре занимались артели вольных мастеровых. Не делая сложных чертежей и математических расчетов, они строили свои барки, берлины, лайбы, гиляры и дубы, прежде всего исходя из личного опыта и дедовских секретов, передававшихся из поколения в поколение. Как и многие другие профессиональные цеха того времени, корабелы скрывали свои знания от непосвященных, пользовались для этого особым жаргоном из смеси греческих, турецких, итальянских, немецких, французских украинских и белорусских слов. Команда «Отдать якорь!», например, могла звучать как «Фундо сидоро!», руль назывался «дрыгаловкой», а форштевень — «деревом». И действительно, при раскопках 1999 года мы первоначально приняли нос барки за торчащий из воды пень.
Речная барка не имела мачт и парусов, и ходила на шестах, либо на бечеве — влекомая бурлаками. Недостатка желающих наняться на такую тяжелую работу в Гомельском уезде не было — здешние земли считались малоурожайными. Поэтому ежегодно у нас формировались артели для сплава леса и судов и просто гастарбайтеров на промышленный юг. На барках и берлинах из Гомеля и Ветки везли дрова, доски, смолу, деготь, циновки и рогожи. Сами эти суда, чаще всего, были одноразовыми — по прибытию в Екатеринослав (Днепропетровск) или Херсон их разбирали на дерево. Для хождения по морю плоскодонные барки не предназначались.
Приведенные находки не являются самыми древними. В середине 90-х годов в районе деревни Грановка Речицкого района на берегу Днепра был обнаружено носовое украшение старинной ладьи в виде вырезанной из дерева звериной фигуры. Местные жители не придали значения своей находке и оставили ее догнивать на берегу.
По поводу же обнаруженных недавно судов и предметов генеральный директор ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Александр Гостев сказал:
— Собранные нами находки обязательно будут использоваться на выставках и в стационарной экспозиции. Кроме этого, мы планируем воссоздать цифровую модель обнаруженного судна, наши специалисты сейчас работают над этим. Фрагменты этого судна, и другие речные находки, возможно, будут показаны на отдельной выставке. Но наиболее полным образом тема судостроения и судоходства на Соже могла бы быть представлена в музее истории Гомельской области, открытие которого планируется в будущем.