Как для TUT.BY в деревне искали избирателей. Репортаж с первого дня досрочного голосования
6 октября началось досрочное голосование на выборах президента. Наблюдать за первыми избирателями TUT.BY отправился в Смолевичский район. Электоральная активность была невысока, и члены избиркомов решили подхлестнуть ее ради столичных корреспондентов. Кого-то привели на участок с улицы, кого-то пригласили телефонным звонком. Местные жители — и те, кто пришел голосовать по своей инициативе, и те, кто откликнулся на просьбу, — не скрывали от TUT.BY, за кого отдали свой голос. Во всех случаях это был один и тот же человек.
Пожелание брежневского долголетия от Костика
В 9.50 утра, за 10 минут до открытия избирательного участка, в агрогородке Курково безлюдно. Возле столовой рассеянно подметает обочину местный безработный Костыль (он же Костик, он же Константин) — общительный мужчина в потертой кожаной куртке.
Журналиста TUT.BY он принимает за доверенное лицо кого-то из кандидатов. Говорит, до этого агитаторы к ним в агрогородок не заглядывали.
— Кандидатов-то я знаю, вон женщина среди них есть, 38 лет ей. Как отношусь? Молодая слишком.
— Лукашенко было 39 лет во время выборов 1994 года.
— Так он колхозом управлял! Хозяйство знал. А эта что?
— Она психолог.
— Вот и будет давить на психику, — категорично предрекает Константин. — Я на прошлых выборах голосовал за Лукашенко, и на этих тоже буду. Пусть будет, как Брежнев! А то один одну политику гонит, второй придет — другую будет гнать…
В 94-м люди шли на выборы, как на праздник
Избирательный участок в Курково расположен в доме культуры. Зал празднично убран цветами, в центре сцены, на рушниках, стоит кинескопный телевизор. Чтобы не скучать в ожидании выборщиков, председатель избирательной комиссии Людмила Гивойно включает передачу «Модный приговор».
Людмила Александровна в деревне ответственна за культуру и выборы. Она заведует курковским ДК и уже два десятка лет работает в составе избиркомов. На ее участке больше 1000 избирателей. Во время президентских выборов 2010 года явка превысила 80%.
Секретарь комиссии Надежда Глушина тоже долгожитель электоральных кампаний.
— Помню, после выборов 1994 года мне как члену избирательной комиссии подарили переносной приемник с подписью Лукашенко. Он столько лет проработал, только в прошлом году сломался, — с нежностью вспоминает Надежда Николаевна. На следующих президентских выборах таких дорогих подарков больше не презентовали. — Помню, тогда, в 90-х, атмосфера была такая приподнятая. Люди шли на выборы, как на праздник, с шариками, с детьми.
На первых выборах не агитировал Кебич, сейчас — Лукашенко
В Курково избирательный участок оформлен в красно-коричневых тонах, а в поселке Усяж — в розово-сиреневых. За первый час досрочного голосования свой выбор сделали 10 местных жителей, говорит председатель избирательной комиссии Сергей Сивко. На его счету это уже вторая президентская кампания. Вне выборов он аппаратчик по сушке торфа на Усяжском торфобрикетном заводе.
Пока избирателей нет, обсуждаем прошлые президентские кампании.
— Я вот в 94-м году голосовал за Кебича. Думал, как это председатель колхоза будет страной управлять, — пожимает плечами наблюдатель Андрей Геречинский, в прошлом учитель химии и военной подготовки. На выборы его направила ветеранская организация.
21 год назад у Лукашенко был метафоричный предвыборный лозунг. Он обещал «отвести народ от пропасти». Лозунги Кебича во время президентской кампании-1994 не помнит ни Андрей Андреевич, ни избирательная комиссия.
— Кебич на тех выборах не агитировал, потому что был уверен в своей победе. То, что Лукашенко тогда победил, было как гром среди ясного неба, — говорит Сергей Сивко.
Интересно, что на этих выборах возможностями для агитации пренебрегает уже Александр Лукашенко.
Избиратель по звонку
В деревне Юрьево избирательная комиссия тоже скучает в ожидании избирателей. Пока их нет, разговор не клеится. То ли из-за сочувствия к столичным корреспондентам, то ли из-за желания скорее избавиться от внимания прессы, члены комиссии решают нам помочь.
Один звонок — и через 5 минут на участке появляется выборщик. Это бухгалтер предприятия «Смолевичи Бройлер» Зоя Зарембо. Она, кстати, тоже член местной избирательной комиссии и будет дежурить на участке в четверг. Зоя Александровна подробно объясняет свой политический выбор.
— Я давно знала, за кого буду голосовать. Я выбирала стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Мне теперешняя жизнь нравится. Хоть небогато, но без войны. Вот как в Украине эти беженцы мыкаются. А тут знаешь, что проснешься утром, отправишь детей в школу, сам на работу пойдешь, и все нормально будет…
Двое из ее троих детей будут голосовать за Лукашенко. А вот одной из дочерей чем-то приглянулась Татьяна Короткевич.
— Не знаю, чем. Может, я ее еще смогу переубедить, — говорит Зоя Александровна как бы сама себе, но тут же отказывается от этого намерения: — Нет, это личный выбор каждого. У всех свой кандидат должен быть.
Проходивший мимо избиратель
Снова возвращаемся в Курково. Как и на остальных, на здешнем участке холодно. Время близится к обеду, избирателей все так же немного. Секретарь комиссии перебирает бумаги, наблюдатели смотрят телевизор.
Председатель комиссии куда-то отлучается. После ее ухода на участке вдруг появляется сразу несколько желающих проголосовать. Сначала мы думаем, что нам повезло. Когда следом за вторым придет третий человек, мы поймем, что это не везение, а старания сердобольной Людмилы Александровны. Она ушла на улицу в поисках избирателей.
22-летний работник Смолевичского ЖКХ Евгений Лашук — один из тех, кого Людмила Александровна уговорила зайти проголосовать и пообщаться с заезжими корреспондентами. Он сходу говорит, что отдал голос Лукашенко.
— Можно сказать, он мне нравится. Войны нет, и хорошо, — быстро отвечает молодой человек, поглядывая на дверь.
— А других кандидатов знаете?
— Не знаю. Знаю, что есть Короткевич…
— Короткевич?
Этот вопрос, кажется, сбивает молодого человека с толку, и он решает уточнить:
— Владимир?
Собирая информацию для этого репортажа, TUT.BY поговорил с 8 избирателями. Семеро из них ответили на вопрос, за кого они проголосовали. Все семеро, по их словам, сделали выбор в пользу Лукашенко. Лишь трое знали фамилии всех остальных кандидатов.