"Прогулки по незнакомому Витебску". Крокодил в Двине, дом с "Приветом" и другие тайны Бибкина переулка
Сегодня мы снова приглашаем вас на «Прогулки по незнакомому Витебску». Пройдем по одной из самых ярких улиц в центре города — Янки Купалы. Она короткая — всего триста метров, но здесь что ни дом — то памятник архитектуры. Улица входит в охранную зону исторической части Витебска.
Раньше эта территория относилась к Взгорью. Несколько крупных домовладений здесь принадлежали Константину, Ивану и Прокофию Бибкам. Вероятно, поэтому одна из улиц района и получила название Бибкин переулок.
В 1927 году его переименовали в переулок Залмана Хайкина, известного в начале ХХ века журналиста и общественного деятеля. Но название не прижилось, и переулок снова стал Бибкиным. В 1950-м — новое переименование: власти города выбрали имя классика нашей литературы Янки Купалы.
Практически все каменные дома в Бибкином переулке появились столетие-полтора назад. На первых этажах находились лавки. В них торговали зерном, мукой, сахаром, мануфактурой, лесом, вином
Большая часть старой застройки сохранилась.
Дом с «Приветом»
Улица Янки Купалы начинается от улицы Ленина и идет до зоопарка.
Двухэтажное угловое здание № 2/44 известно как дом Немойтина (на первом фото к материалу). Но это уже не аутентика: в середине 1980-х его снесли и отстроили заново. Многие витебляне помнят парикмахерскую «Привет» — на первом этаже дома со стороны улицы Ленина, а также кондитерскую «Ласточка» — в подвальном этаже. Сейчас в этом здании банк.
Напротив бывшего дома Немойтина — угловой 4-этажный жилой дом № 1/46. Его построили в 1957 году для работников ветеринарного института.
Квартиры в доме № 1 получили и другие горожане, в том числе актер драмтеатра Анатолий Трус. На стене находится мемориальная доска. Она сообщает, что народный артист БССР жил здесь с 1957 по 1989 год.
До войны на месте дома № 1/46 стоял каменный особняк, принадлежавший семье Марковичей. Это было людное место — здесь размещались центральная еврейская библиотека и клуб имени Залмана Хайкина.
Клуб играл настолько заметную роль в жизни города, что переулку, на котором он находился, даже дали одноименное название. Здесь проходили творческие вечера, спектакли, лекции, концерты, работало более 10 кружков. В клубе состояло около 400 человек, отмечает витебский краевед Аркадий Подлипский.
Особняк, где жил Маршак
История улицы связана с именем известного литератора Самуила Маршака.
С конца XIX века и, по меньшей мере, до 1914 года дом по адресу: Бибкин переулок, 3 принадлежал его деду по материнской линии — Беру-Абраму Гиттельсону. Он приехал в Витебск в 1881 году и почти 30 лет преподавал в женской Мариинской и мужской Александровской гимназиях. Кроме того, являлся казенным раввином Витебска — представлял еврейскую общину в местных госучреждениях.
Маленький Самуил приехал к деду в 1892 году и жил у него полтора года, вместе с матерью, братом и сестрой. Здесь будущий поэт научился читать и писать.
Витебск запомнился мальчику как город с большим количеством старых домов, «узких, кривых, горбатых улиц и совсем тесных переулков». «В каждом закоулке ютятся жалкие лавчонки и убогие, полутемные мастерские жестянщиков, лудильщиков, портных, сапожников, шорников. И всюду слышится торопливая и в то же время певучая еврейская речь…» — вспоминал Маршак.
Здание, где жил маленький Маршак, не сохранилось. Сегодня на его месте находится двухэтажный жилой дом. В местном дворе находится одно из самых красивых и добрых витебских граффити — его все называют «дворник с кошками».
Дом, где учились девушки с прекрасными манерами
Следующие дома на нечетной стороне улицы — №№ 5, 7, 9, 11 — вековой давности. О некоторых их бывших владельцах сохранились документы и воспоминания, а чья-то судьба — пока загадка.
Дом № 9 принадлежал некоему Авсею Гуревичу. Помещения у него арендовало женское училище. Это учебное заведение появилось в Витебске в 1870 году и по уровню знаний и стоимости обучения приравнивалось к гимназии, но официально такого статуса не имело. В 1906-м училище стало частным, содержала его Александра Варварина. Она в свое время окончила известную витебскую гимназию — Мариинскую.
Воспитанницы изучали закон Божий, русский язык, историю, географию, природоведение, математику, физику, древние и иностранные языки, педагогику, рукоделие и пение. Среди преподавателей были известные ученые, в частности, Дмитрий Давгялло и Владимир Краснянский.
В Бибкином переулке гимназия размещалась до 1909 года. Затем переехала на Вокзальную (сейчас улица Кирова, здание не сохранилось). Здесь учебное заведение просуществовало до революции.
Вскоре после событий 1917 года особняк Гуревичей перешел в городскую собственность. Сыновья Авсея — Гецель и Залман, как и многие горожане, пытались отстоять право собственности на дом. Однако их прошение власти не удовлетворили, и к 1930 году особняк, по выражению братьев, «приобретенный трудами долгих лет всей семьи при жизни отца», перешел к жилищно-арендному кооперативному товариществу.
Сейчас кафе, а раньше — винная лавка
Одноэтажный каменный дом № 4 принадлежал семье торговцев Сапгиров. Несколько комнат они сдавали внаем. Здесь же находилась винная лавка.
Потом советские власти отдали его чулочно-трикотажной артели «Красный Октябрь». В ней в основном работали женщины. Они изготавливали носки, перчатки, чулки, галстуки, кашне, шапочки. В войну здание было полностью уничтожено. Потом его восстановили. Сегодня в бывшем доме Сапгиров — кафе «Сыты пан».
Дом Ратнеров
Дальше улица Янки Купалы пересекается с улицей Суворова. Каждый из домов на этом перекрестке имеет свою историю.
Дом № 8/7 до революции принадлежал врачу Исааку Ратнеру. Он занимался медицинской практикой в городе более 50 лет. Его жена Софья преподавала немецкий язык в художественном училище. Известный витебский доктор умер перед началом войны, а его супруга погибла в гетто.
Ратнеры брали к себе на постой квартирантов. Среди них был Михаил Лебедев — директор и преподаватель женской Мариинской гимназии.
После революции особняк на углу Бибкина переулка и улицы Суворовской (сейчас — Суворова) муниципализировали, часть помещений сдали в аренду. Здесь находились латышские клуб и школа для взрослых, городской отдел соцобеспечения.
В доме Ратнеров некоторое время жил белорусский художник Владимир Хрусталев, ученик Бориса Кустодиева. С Витебском Хрусталева связывают 18 лет жизни — с 1926 по 1943 год. До войны он преподавал в художественном техникуме. Во время оккупации, чтобы прокормить семью, зарабатывал тем, что умел делать — рисовал. После войны переехал в Минск.
Что было на месте «Золотого льва»
Дом № 13/20 — пожалуй, самый старый на этой улице: построен в последней трети XIX века. Его по собственному проекту возвел для своей семьи архитектор Лазарь Фишков.
В довоенное время и в годы оккупации здесь находился детский дом. Потом жили люди. В начале 2000-х годов здание находилось на капремонте. В то время витала идея открыть в нем музей городского быта. Но судьба распорядилась иначе: теперь тут ресторан «Золотой лев».
Архитектурная особенность дома № 11/9 — фасады, перпендикулярные друг другу, с разной формой окон. Здание состоит из трех частей и имеет столько же входов со двора. Угол срезан — это характерно для старых витебских домов, расположенных на перекрестках.
Крокодил… в Двине
Колоритное здание из красного кирпича под номером 17 завершает застройку улицы. Сразу это был частный особняк. Как вспоминают горожане, в послевоенные годы его занимали сотрудники ОСОВИАХИМа (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), затем — ДОСААФа. Жили они рядом, на улице Политехнической, 3.
Сейчас здание принадлежит зоопарку. Он появился в Витебске в 1992 году на базе театра зверей. Вначале животные размещались на заднем дворе здания на улице Крылова, 7, позже вольеры переместили в парк. Пять лет назад в микрорайоне Билево начали строить новый зоопарк, и часть питомцев переехала туда.
Перед началом войны в Витебске гастролировал Ленинградский зоосад. Выездной зверинец оказался под бомбежкой. Животных эвакуировали, но спасти удалось не всех. В частности, возникли сложности с транспортировкой крокодила. И рептилию решили… выпустить в Западную Двину. Куда уплыл ленинградский гость и удалось ли ему спастись — неизвестно.
Сад с библиотекой
На месте зоопарка был популярный городской сад. Заложили его в XVIII веке.
Знаток местной старины Николай Никифоровский вспоминал, что в углу сада находился двухэтажный буфет, а позднее — библиотека. Она всегда была полна «лучшей публикой, которой вдоволь было простора и на бульваре, и в открытом саду. К сожалению, последний не замедлил сделаться притоном „воркующих голубков“ и соединенной с сим беспорядочности, а потому в половине 1870-х гг. снова был закрыт для общественного пользования…».
В 1924 году парк превратился в сад имени Ленина. Здесь проложили дорожки, обустроили площадки, качели, аппаратную будку, сцену, открыли буфет-читальню. Городские власти постоянно благоустраивали сад и укрепляли берег реки.
Сад сохранял свое название и предназначение вплоть до 1990-х годов. Здесь проходили танцевальные вечера, концерты. В памяти многих горожан сохранилось, как выглядели местные аттракционы, павильоны, кафе «Чебуречная». Каким станет парк после того, как зоопарк окончательно переберется в Билево, — покажет время.
Как родилась легенда про ходы под Двиной
Неподалеку находился и городской бульвар. Он проходил перпендикулярно Бибкину переулку вдоль берега Двины, зданий Успенского собора и семинарии. Имел несколько названий — Успенский, Соборный, Семинарский, Губернаторский, Дворцовый.
У витеблян это было излюбленное место для прогулок. Чтобы избежать обрушения берега Двины, здесь соорудили каменные и деревянные укрепления, для отвода грунтовых вод устроили подземные стоки. Эти инженерные сооружения и породили легенду о том, что из Успенского собора и семинарии под Двиной есть ходы на противоположный берег.
С Губернаторским бульваром связаны воспоминания старожилов о городских забавах «голицынского времени». В 1846−1853 годах в Витебске жил генерал-губернатор Андрей Голицын с супругой Софьей. Она основала театр, устраивала развлечения, в том числе катание с горки. Начиналась она в районе современного сквера героев Отечественной войны 1812 года и заканчивалась около Успенского собора.
«На всем этом протяжении, имевшем тогда естественный скат, горка была устлана ледяными плитами из Двины… Любители катания с горки взбирались на последнюю по винтовой лестнице, садились в одинарные или семейные сани и катились вниз на собственную потеху и удовольствие многочисленных зрителей, тем временем наслаждавшихся бульварной музыкой, сценами катания и потешными огнями по вечерам…» — пишет Николай Никифоровский.
Подобной забавы здесь давно нет, но и сегодня в этом сквере в любое время года можно увидеть публику, неспешно гуляющую по аллее, которую когда-то величаво именовали Губернаторским бульваром.