В Жодино в день города прятались от дождя под самым большим самосвалом и открывали ледовую площадку
В субботу 26 сентября в Жодино отмечали День города. Здесь он совпадает с днем рождения градообразующего предприятия и профессиональным праздником многих горожан — Днем машиностроителя. TUT.BY не пошел смотреть на массовые гуляния и то, как жодинцы поедают шашлыки под дождем, а побывал на «БЕЛАЗе», оценил самый большой в мире самосвал и заглянул на ледовую площадку, которая теперь есть и в этом белорусском городе.
У всех на виду. Как жители и гости Жодино рассматривали «БЕЛАЗы»
Завод-гигант проводит день открытых дверей и пускает всех желающих посмотреть на махины, которые тут производятся, уже больше двадцати лет. В этом году, несмотря на мелкий дождь, который то и дело переходил в проливной, желающих попасть на заводскую территорию хватало.
Глядя на энтузиазм посетителей, многие из которых пришли с детьми, хотелось по-доброму пошутить: жители и гости Жодино настолько суровы, что прячутся от дождя… под самыми большими в мире самосвалами.
Самосвал, попавший в Книгу рекордов Гиннеса, — «БЕЛАЗ-75 710» грузоподъемностью 450 тонн — был явным фаворитом на площадке и у взрослых, и у детей. Впервые такую громадину демонстрировали на выставке в прошлом году. Конкретно та машина уже продана и восемь месяцев работает в Кемеровской области. Говорят, за время работы этот «БЕЛАЗ» успел перевезти около 4 миллионов тонн горной массы, проехав при этом больше 60 тысяч километров.
Второй самосвал-гигант, который показывали людям сегодня, уедет в ту же российскую область. На заводе таким раскладом дел довольны и рассказывают, что в основном цеху предприятия уже завершают работу над основными компонентами для сборки третьего самосвала. Если все пройдет успешно, к концу года в мире уже будут целых три одинаково огромные машины, сконструированные и произведенные в Беларуси.
— У наших конструкторов сейчас есть интересная разработка: самосвал, который управляется по GPS — ему не требуется водитель, — рассказывает о еще одной диковинке гендиректор «БЕЛАЗа» Петр Пархомчик. — Сибирская угольная энергетическая компания проявила желание провести его эксплуатационные испытания — сейчас готовимся подписать пакет документов, к концу первого квартала 2016 года планируем приступить.
Руководитель предприятия рассказывает про заинтересованность в здешней продукции крупных транснациональных компаний. Из последнего: в минувший понедельник белорусский завод посетила компания с мировым именем — «Линкор». При этом Петр Пархомчик признает, что у «БЕЛАЗа» сейчас не лучшие времена, несмотря на прибыль, которую принесло первое полугодие. Снижение спроса на продукцию он связывает с общим кризисом в горнодобывающем секторе, который продолжается уже третий год.
— Если взять цифры — 2012-й год, когда был пик продаж у всех производителей карьерных самосвалов, и сравнить с сегодняшней ситуацией — то рынок сократился в 3,6 десятых раза. Это касается любых рынков. Причина — сырьевые ресурсы упали в цене от двух с половиной до трех раз. Соответственно, и компании, которые занимаются этим бизнесом сегодня, не могут инвестировать в расширение производства. Но мы пытаемся извлечь из этого преимущества. Сейчас все начинают заниматься снижением своих затрат — даже крупные мировые транснациональные компании, которые купались в золоте, валюте, начинают задумываться о себестоимости услуг. Идут переговоры с этими транснациональными компаниями, и мы надеемся получить право с ними работать.
На предприятии работают 10 тысяч человек, еще 3153 человека — ветераны «БЕЛАЗа». На вопрос о том, какая здесь нынче средняя зарплата, гендиректор ответил: на уровне 6 миллионов 800 тысяч рублей.
— Могу сказать, что она даже выплачивается на сегодняшний день не совсем обосновано, потому что сегодня люди работают немножко меньше, чем работали, допустим, год назад. По сегодняшней работе — плата довольно высокая.
TUT.BY поспрашивал людей, которые гуляли по цехам и между большими машинами, о том, почему они решили посетить выставку.
Сергей Бибиков из Жодино приводит на завод своих двух сыновей не первый раз. Объясняет: потому что их деды работают на «БЕЛАЗе»:
— Им интересно посмотреть, может, и продолжат работу дедов. Я считаю, что работа на этом заводе достаточно интересная, многопрофильная.
Семья Елены — все пятеро человек — спрятались от дождя, как и многие другие, под «БЕЛАЗом»-экспонатом. Приехали на выставку из Борисова. Младшей, Ксюше, особенно понравилось «какие здесь большие машины и какие детали у них».
Молодые люди Татьяна и Павел приехали в Жодино из Минска. Татьяна рассказывает, что на поездку ее вдохновил спутник:
— Сказаў, што тут можа быць цікава — таму я таксама прыехала. Цікавіць сама індустрыяльная атмасфера, якая пануе на гэтым заводзе.
На просьбу порассуждать о будущем таких предприятий в условиях кризиса, Татьяна ответила так:
— Нягледзячы на тое, якія чуткі ходзяць і што кажуць пра прамысловасць Беларусі, «БЕЛАЗ» мае надзею на выжыванне, таму што машыны запатрабаваныя за мяжой. Ведаю, што нашыя кар’ерныя самасвалы вядомыя далёка ў свеце. І думаю, што пры пэўнай мадэрнізацыі завод можа выжыць.
Прокат коньков и днем и ночью. Как жители Жодино открывали ледовую площадку
В праздничную субботу в Жодино можно было не только посмотреть на тяжелую технику, но и встать на первый залитый лед площадки для массового катания. Повезло, правда, немногим, потому что первый полноценный рабочий день у спортивного объекта — завтра, в воскресенье.
Ледовая площадка в Жодино любопытна с точки зрения технологии строительства. Особенно это ощущаешь, когда попадаешь внутрь. Каток накрыт куполом — главный инженер площадки Дмитрий Збуржинский назвал это двухкомпонентной мембраной и объяснил, что она поддерживается воздухом с улицы. На случай отключения энергии, чтобы купол не упал — есть дизель-генератор, который включает вдув воздуха.
На льду, одновременно катаясь, может поместиться 50 человек. Директор ледовой площадки Анатолий Осадчий рассказал, что входной билет с прокатом коньков обойдется в 45 тысяч рублей для детей и 55 тысяч рублей для взрослых в будние дни, в выходные цена будет выше примерно на 5 тысяч. Планируются здесь и ночные катания в выходные, с 10 вечера до двух ночи.
Ледовую площадку приезжал открывать губернатор Семен Шапиро. Глава Минской области похвалил объект и рассказал, что 8 миллиардов в него вложил «БЕЛАЗ» — на условиях возвратного займа. Остальное взяли из городского бюджета. Всего на ледовую площадку в Жодино потратили 49,9 миллиарда рублей.
— Очень хорошая площадка, где будут воспитываться новые призеры и чемпионы. Глубоко убежден, что жители города смогут встать на коньки, получить хорошую зарядку и улучшить свое здоровье, — сказал Семен Шапиро. — Вы знаете, это событие — у истоков его стоял наш президент Александр Лукашенко, который, общаясь с вами, услышал эту проблему.
Как объяснили TUT.BY, имеется в виду просьба жителя Жодино построить ледовую площадку, прозвучавшая, когда Александр Лукашенко посещал город.
— Задают мне вопрос, зачем в такое время тратить государственные деньги на строительство таких объектов. Знаете, это замечательно, что мы тратим деньги на такие объекты, и беда, когда эти деньги тратят на танки, вооружения, самолеты, и беда, когда нет рабочих мест и людям негде провести досуг. Поэтому все что делается в нашей стране — все делается во имя человека, — продолжил губернатор Минской области.
Стоит добавить, что Семен Шапиро — доверенное лицо кандидата Александра Лукашенко в предвыборной гонке этого года.
Когда губернатор Минской области вошел в только-только открывшийся объект, на льду уже были хоккеисты. Над площадкой будто стоял туман — нам объяснили, что так бывает всегда, когда занимают самый первый лед.
Хоккеисты поприветствовали губернатора, Семен Шапиро символически вбросил шайбу. Да и на табло уже горел счет между командами «Жодино»-«Березино» — само собой, 1:1.