Эксперимент в действии. Как работает один из первых семейных детских садов в Минске
В столице в сентябре открылись 6 семейных групп на базе детских садов. Две из них находятся в Московском районе, четыре — во Фрунзенском. Здесь в последние годы идет активное строительство жилья, в том числе для многодетных. Мест в детских садах в шаговой доступности не хватает, вот городские власти и решили опробовать новую форму дошкольного образования.
— Семейные группы — пилотный проект. Решение об организации такой формы дошкольного образования было принято в марте текущего года, в течение весны и лета проходила организационная работа, изучался спрос, разрабатывались необходимые документы, — рассказала главный специалист управления образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района Илона Дудкина. — Мы провели анкетирование среди многодетных мам Каменной Горки и Домбровки. В итоге решили поучаствовать в новом проекте четыре семьи. По две семейные группы мы открыли на базе 250-го и 108-го детских садов. В сентябре они заработали. По окончании учебного года подведем итоги проекта, проанализируем, оказался ли эксперимент успешным, что надо откорректировать или добавить, какие нюансы и пожелания учесть.
Чтобы увидеть семейный детский сад своими глазами, отправляемся в учреждение дошкольного образования № 250 в микрорайоне Каменная Горка-2.
Во Фрунзенском районе семейные детские группы созданы как структурное подразделение государственного учреждения дошкольного образования. Функционируют они по режиму группы кратковременного пребывания. В проекте могут принять участие многодетные семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до семи лет. Маму оформляют на работу в детский сад воспитателем на 0,5 ставки. Ей нужно написать заявление и предоставить необходимые при трудоустройстве документы, в том числе медицинскую справку. При этом женщине необязательно иметь педагогическое образование. Справки о состоянии здоровья нужно оформить и на детей.
Как воспитателю маме положены также оплачиваемый больничный и отпуск. Когда младшему из детей исполнится три года и женщине нужно будет выходить на работу по основному месту, ей придется выбирать, остаться в детском саду или вернуться к своей профессии (тогда семейная группа будет расформирована, детей определят в обычную группу в этот или другой детский сад). Договор с мамами заключается на время учебного года.
— Для двух семейных групп выделили отдельное помещение, рядом с ним санузел, — говорит заведующая детским садом № 250 Оксана Кульнис.
— Комната оснащена всем необходимым — мебелью, игровым оборудованием, методическими пособиями. Наш детский сад функционирует уже третий год. Изначально это помещение было предназначено для занятий «материнской школы» и адаптационных групп кратковременного пребывания для мам и малышей в возрасте до трех лет. Сейчас здесь же размещаются семейные группы.
Рабочий день мамы — воспитателя семейной группы начинается в 8.30 и продолжается 3,5 часа. Мама сама проводит с детьми развивающие занятия. Вместе с ребятами из обычных групп они посещают музыкальные и физкультурные занятия, участвуют в утренниках и других мероприятиях. В перспективе смогут посещать и бассейн. У семейных групп есть также своя площадка для прогулок на свежем воздухе.
В тот день мы побывали на занятиях в семейной группе Елены Альшук. Вместе с мужем Игорем они растят четверых детей.
— Три сыночка и лапочка-дочка! — улыбается молодая мама. — Старший, Даниил, учится во 2-м классе. Так что в детский сад приходим с младшими.
Тимофею в октябре будет шесть. Нелли — четыре, а Елисею скоро исполнится два года.
У Елены высшее педагогическое образование, она учитель английского языка.
— Переехали в новую квартиру, хотели определить двух детей в садик поближе к дому, но мест не было, — рассказала многодетная мама. — Тогда нам предложили поучаствовать в эксперименте «семейный детсад». Согласились.
Я всегда хотела присутствовать на занятиях с детьми, принимать в них участие — и получила эту возможность. Нам очень нравится такая форма дошкольного образования. В садике много возможностей для развития ребенка. Дома детям не уделишь столько времени, все время что-то отвлекает, а здесь целенаправленно работаешь с ними по специальной программе. Рисуем, лепим, делаем аппликации, учимся классифицировать предметы, животных… Используем настольные игры. Четыре раза в неделю проводим занятия по развитию речи.
Причем платить за занятия в детском саду не нужно. Еще и зарплату мама получает, пусть скромную, но в большой семье деньги лишними не будут.
Методическое сопровождение мамы-воспитателя осуществляет заместитель заведующей по основной деятельности Татьяна Василевская. Она же проводит мастер-классы. В группе создана мини-библиотека, где подобраны методическая литература, наглядный, демонстрационный материал. Также мамы-воспитатели могут получить консультации учителя-дефектолога и педагога-психолога детского сада.
— Работать с Еленой комфортно, — отмечает Татьяна Василевская. — Сотрудничаем в тесном контакте, помогаю ей изучить специфику работы воспитателя, в дальнейшем буду предоставлять больше самостоятельности. Мама очень заинтересована в том, чтобы всесторонне развивать своих детей.
Знакомимся с ребятами. Тимофей и Нелли говорят, что ходить в садик с мамой им очень нравится.
— Мы здесь работаем! — объясняет девочка.
В 12.06 рабочий день у Елены Альшук заканчивается. Детям пора домой — обедать и вздремнуть.