Кто и как подделывает белорусские сигареты за рубежом?
В Евросоюзе наши табачные бренды знают не понаслышке. Цифры Объединенного исследовательского центра по транснациональной преступности: в позапрошлом году доля наших контрабандных сигарет на сером рынке в Литве составляла 77,9 процента, Латвии — 57 процентов, Польше — 48,8 процента. Но сейчас тенденция меняется.
Теневой сектор Евросоюза наводняет не контрабанда легально произведенных в Гродно и Минске сигарет, а подделки наших известных марок, пишет «СБ Беларусь Сегодня».
Тайник в днище
К белорусско-польской границе 24-летний Алексей приехал на велосипеде. Немного волновался. Решил подстраховаться и выбрал «красный коридор» — вез спиртного больше, чем разрешено. Казалось, все пройдет успешно: алкоголь задекларировали без лишних вопросов. Но вмешался дотошный польский пограничник. Он заинтересовался наклейками на велосипеде. Наклейки оторвали. Из дыры в раме торчали сигареты. Находка стала поводом для более тщательного осмотра. В велосипеде нашли свыше 50 пачек. В целом случай типичный. Разве что транспортное средство нестандартное.
Гродненские пограничники задержали 21-летнего литовского умельца, который сделал в своей Audi A6 два тайника. Один — в багажном отсеке между полом салона и днищем, второй — за спинкой заднего пассажирского сиденья. Примечательно, что спинку сиденья можно было опустить и поднять с помощью пульта дистанционного управления. Литовец был удивлен, что пограничники нашли «схрон» — более 2 тысяч пачек сигарет.
Нередко используется такая нелегальная табачная схема: контрабандисты с обеих сторон заранее договариваются о встрече у конкретного столба вдоль границы (они все пронумерованы) и перебрасывают друг другу товар. Раньше это был наименее рискованный вариант. Но с 23 июля в силу вступили новые правила пребывания в приграничной зоне. Теперь здесь при себе можно иметь не более 1 тысячи сигарет или 1 кг табака, если нет специальной лицензии на торговлю табачными изделиями. За нарушение — административный штраф от 10 до 50 базовых величин (от 1,8 до 9 млн рублей).
Подорожание идет на километры
Пресс-секретарь Госпогранкомитета Александр Тищенко рассказывает:
— Главные организаторы нелегальной переправки находятся по ту сторону границы. У нас — пособники, «несуны». Верхушка финансирует покупку товара для перевоза или непосредственно его предоставляет. После того как товар переправлен через границу, он попадает в точки сбыта и оттуда распространяется дальше по Евросоюзу.
Способы транспортировки тоже непростые. Сигареты, например, «сплавляют» на плотах по течению рек, присоединив при этом GPS-трекер. Или используют специально купленные машины — как правило, автохлам, с которым не жаль расстаться в случае конфискации, в которых делают тайники — под крышей, в бензобаке, в колесах. Этим нередко занимаются СТО в Литве — переоборудовать автомобиль можно недалеко от границы. Крупные партии «дымчатой» продукции перевозят фурами.
В марте этого года польские таможенники на литовско-польской границе обнаружили в Scania 185 тысяч пачек «Фэста». Стоимость контрабанды — около полумиллиона долларов. В том же месяце — другой необычный случай. Двадцать пять тысяч пачек белорусских сигарет было спрятано в бревнах.
Два года назад французские таможенники раскрыли крупную подпольную табачную сеть. Блоки наших брендов прятали на сухогрузах и морем доставляли в Ла-Рошель из стран Восточной Европы. Тогда следствие определило, что за четыре года злоумышленники дважды в месяц переправляли по 200 блоков.
В Евросоюзе сигареты растут в цене с каждой сотней километров. Судите сами: стоимость товара в грузовике с сотней тысяч сигаретных пачек у нас примерно 30 тысяч евро, в Польше — 100 тысяч евро, в Германии — 250 тысяч евро, а в Великобритании или Скандинавии — до 500 тысяч евро. Так что бизнес этот сверхприбыльный.
Цеховики возрождаются
Единой статистики о числе наших контрабандных сигарет в Евросоюзе нет. Зато есть сведения по отдельным странам. К примеру, согласно исследованию компании KPMG за прошлый год, от нас в Литву нелегально привезли 860 млн сигарет, в Польшу — 3,11 млрд, в Латвию — 510 млн, в Германию — 980 млн, в Чехию — 130 млн, в Швецию — 40 млн, в Эстонию — 120 млн. Только по этим странам в сумме выходит около 6 млрд сигарет.
При этом нелегально за рубеж идут далеко не все марки сигарет. Авторы исследования отмечают среди самых популярных брендов контрабанды наши «Фэст» (2,9 млрд сигарет), NZ (1,2 млрд сигарет), «Минск» (900 млн сигарет), «Премьер» (500 млн сигарет). Тем временем всего для реализации на внутреннем рынке у нас производится 30 млрд штук в год. Под производство «Минск», NZ, «Фэст» и еще 7 товарных знаков отведено 18,9 млрд штук. Выходит, если бы от нас и вправду вывозили такое количество сигарет, какое приводится в отчетах Евросоюза, нашим гражданам мало что оставалось бы. Однако не факт, что западные исследователи ошибаются. Дело в том, что данные выводятся из анализа сигаретных пачек. Определить, откуда их привезли, проблематично. Так что не исключено, что поляки и литовцы и вправду думают, будто курят наши сигареты. На деле же они могут быть произведены не у нас. Александр Тищенко объясняет: в последние годы серый табачный рынок переориентировался:
— Теперь основной проблемой стала не контрабанда, а контрафакт. На подпольных фабриках подделываются наши успешные бренды. Преступникам это выгодно. Стоимость одного нелегального цеха — 1 млн евро. Три фуры — и он окупается. Размещение производства непосредственно вблизи точек сбыта позволяет сократить транспортные издержки.
Никто не хотел делиться
События в украинском Мукачеве в конце июля разворачивались, как в остросюжетном боевике. К местному спорткомплексу подъехали парни на джипах, около 20 человек — как выяснилось позже, представители «Правого сектора». Попросили охранника вызвать местного бизнесмена, депутата Михаила Ланьо. Охранник отказался и получил пулю в голову. К месту разборки прибыл начальник милиции города. Его гости попытались разоружить. Дальше, как в детективе. Стрельба в воздух, взрыв дымовой шашки. Джипы протаранили милицейский УАЗ. Перестрелка продолжилась на трассе. Три милицейские машины были уничтожены. Погибли трое, тринадцать человек пострадали. Для урегулирования конфликта президент страны Петр Порошенко вынужден был даже отправить в Мукачево бойцов Национальной гвардии. Основная версия случившегося — передел рынка контрабанды сигарет. В комментарии изданию gordonua.com нынешний губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль рассказал:
— Масштабы теневого бизнеса оцениваются не в миллионах, а, думаю, в миллиардах долларов. Конечно, за такие вещи идет борьба.
Через несколько дней после перестрелки в ангаре бывшей фермы под Мукачево украинские оперативники обнаружили три автоприцепа, заполненных сигаретами на сумму не менее 1,5 млн евро. На фотографиях помимо прочего — пачки «Минска». Правда, пресс-служба МВД Украины не преминула заметить: акцизных марок нет. На это обращает внимание Александр Тищенко:
— Отсутствие акцизных марок говорит о том, что товар контрафактный. Подделать упаковку несложно. А вот фальшивые акцизы никто не делает: за это предусмотрена уголовная ответственность.
Вспоминается еще один громкий случай этого года: в марте под Луцком разбился самолет Ан-2, перевозивший сигареты. Опять же наших брендов. И снова без акцизных марок.
«Минск» подделывали во Львове
Только недавно дело сдвинулось с мертвой точки: факт наличия нелегальных табачных фабрик в Украине признали на официальном уровне. В начале сентября в интервью порталу 112.ua помощник руководителя Государственной погранслужбы Украины Олег Слободян рассказал:
— То, что сигареты выпускаются контрафактно Львовской фабрикой — это факт, который был установлен нами, и потом уже по результатам нашей информации правоохранители начали отрабатывать эту фабрику. Насколько мне известно, на данный момент она не работает. Хотя они действительно изготовляли сигареты белорусских брендов, за счет лоббистов говорили, что это сигареты, которые пограничники пропускают на севере, а на самом деле они во Львове производились, а потом через западную границу перебрасывались в страны ЕС.
В пользу того, что в Украине скорее находят не контрабанду, а контрафакт, свидетельствует и то, что сейчас у нас стоимость сигарет выше — везти их на реализацию к соседям попросту невыгодно.
Контрафактные сигареты наших брендов встречаются и в России. Там количество подделок выросло на фоне увеличения акцизов. Гендиректор Погарской сигаретно-сигарной фабрики Игорь Моисеев в комментарии изданию «Эксперт» рассказал, что в приграничных районах дешевый сегмент заполняют белорусские бренды, при этом далеко не все — контрабанда:
— Есть еще контрафакт, который делается под марками белорусских производителей.
Начальник управления ВЭД ОАО «ГТФ «Неман» Андрей Поведайко говорит, что на фабрике знают о фальшивках, есть даже пачки нашего бренда, произведенные на Львовской табачной фабрике:
— Бороться с этим очень сложно. Мы изучали этот вопрос, консультировались с юристами, в том числе украинскими, и с патентными поверенными, которые имеют связи со странами, где реализуется контрафактная продукция. Однако мы видим, что решить эту проблему своими силами практически невозможно. Суть такова: чтобы доказать, что перед вами подделка, нужно документальное подтверждение факта реализации. Например, накладная, выписанная от того, кто продает эти сигареты, либо чек. Без этого суды не принимают заявления к рассмотрению. Но, как известно, контрафактная продукция реализуется без документов.
Пока мы ломаем голову над тем, как бы нарастить экспорт, наши сигареты без какой-либо рекламы хорошо расходятся на весьма капризном рынке Евросоюза. Более того, их подделывают. И что продается под нашими брендами, никто, похоже, не знает. И соответственно за качество никто не отвечает. Но должно ли так быть? Может, пора начать менять ситуацию? Сегодня мы легально поставляем наши сигареты в Литву, говорит Андрей Поведайко:
— Наши сигареты в Евросоюзе после уплаты всех пошлин по цене становятся такими же, как и местные, а то и дороже. Мы экспортируем нашу продукцию в Литву, но это прежде всего магазины беспошлинной торговли, которые не требуют уплаты акцизов и НДС.
Любой рынок требует к себе пристального внимания производителя. И если есть спрос на нашу продукцию, должно быть соответствующее предложение. И оно не должно замещаться поддельным товаром. С теневым рынком нужно бороться. К тому же во всем мире идет борьба с контрафактом. И мы не должны делать вид, что нас это не касается, или беспомощно опускать руки, убеждая всех, что «это от нас не зависит». В конце концов это имидж страны. Как бы высокопарно ни звучало. Да и к тому же это еще одно направление для сотрудничества с Евросоюзом. Наша граница — надежный заслон на пути контрабанды в ЕС. Но нелегальный сигаретный бизнес показывает, что только этим дело не может ограничиваться. Проблема гораздо шире. И ее нужно решать. Иначе себе, да и всем другим, выходит дороже.
35-летний минчанин Игорь «завязал» с контрабандой сигарет шесть лет назад. Он согласился побеседовать с корреспондентом «НГ» об этом нелегальном бизнесе.
— Насколько прибыльно заниматься контрабандой сигарет?
— В 2009 году с одного блока наших сигарет в Польше можно было заработать 10 долларов. Сейчас, насколько мне известно, наши контрабандисты зарабатывают 2 доллара с пачки, то есть в два раза больше. Когда-то знакомые литовцы предлагали работать с ними. Они возили контрабанду на пароме в Швецию. Брали самые дешевые машины на газу, пришивали туда бензиновый бак, куда и прятали сигареты. Эти автомобили переправляли паромом. Так вот, они говорили: если на второй «ходке» конфискуют машину и товар, все равно они остаются в плюсе.
— Кто организует всю цепочку контрабанды? Или это удел одиночек?
— Случайных здесь не много. Новички приезжают, допустим, в Литву, едут на ближайшую заправку и пытаются узнать, кому можно предложить товар. Там могут быть те, кто сразу заберет, или те, кто направит куда надо. Даже в преступной группировке нет такого, чтобы все друг друга знали. Выстраивается целая цепочка посредников. Сам контрабандист — только пешка. Ему достаточно знать нескольких человек в пункте назначения.
— Вы сами решили уйти из этого бизнеса или вас «вытолкнули»?
— Порой машину начинали обыскивать именно в тех местах, где спрятаны сигареты. Это наводит на мысль, что сдает кто-то из «своих». Но все же «вытолкнуть» кого-то из этого дела сложно. Я оставил контрабанду, когда появилась возможность легально зарабатывать нормальные деньги. И сейчас, считаю, проблем с этим нет. Нынешние контрабандисты идут на этот рынок не от нужды, а от желания получить деньги, особо не напрягаясь.
Какие наши товары подделывают за рубежом?
Сгущенка Рогачевского молочно-консервного комбината. Контрафакт изготовляют в различных регионах России. И делают это давно. Есть и весьма неожиданные варианты: например, когда на этикетке написано большими буквами «Рогачев», а потом где-то мелким шрифтом приписка, что это хутор где-то в российской глубинке.
Хлопья овсяные. Эту упаковку знают все — белая коробка с зеленым рисунком и розовыми надписями. В СМИ появлялись сведения, что ее подделывают в Украине, в Черниговской области.
Мясные консервы агрокомбината «Снов». Опять же изготовляют фальшивые консервы в России. Причем упаковку научились делать на ура — различия найдет разве что специалист.
Белье «Милавица». С проблемой подделок в компании знакомы давно. Причем делают в подполье явно некачественный товар — кривые швы, ошибки на этикетке.
Мебель «Пинскдрева». О плагиате на фабрике узнали благодаря письму жительницы Брянска. Та купила диван якобы нашего производства. Скоро он пришел в негодность. Оказалось, что женщина приобрела подделку.
Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей:
— Единственное решение, которое я вижу в этой ситуации, — вести переговоры с украинскими властями, чтобы они наводили порядок в стране, чтобы не было деструктивных действий по отношению друг к другу. Ведь мы не можем ничего делать на украинской территории против контрафактных подпольных производств. Очень мало места для маневра. К слову, рост контрафакта сегодня наблюдается по многим видам продукции. Основная стратегия: выходить на эти рынки, рекламировать свои легальные товары и рассказывать про вред контрафакта. Но с сигаретами другая история. Это акцизный товар, а рынки подакцизных товаров закрытые. Для нас легально выйти на рынок Евросоюза — не вопрос. Проблема в том, что там существуют запретительные пошлины. Значит, стоимость наших товаров вырастет до такой степени, что их просто не будут покупать. Возить несколько фур себе в убыток, просто, чтобы поддерживать репутацию, бесполезно, ведь те, кто купит наши сигареты легально и те, кто приобретет их на сером рынке, разные люди. Думаю, курильщики, которые покупают контрабандные сигареты, понимают, что товар пошел не по официальным каналам, и осознают, что рискуют. Нужно ждать вступления страны в ВТО, чтобы мы смогли работать на равных условиях с Евросоюзом. Хотя я не стал бы возлагать на это особые надежды, — думаю, там найдут вариант, как нас вытеснить.
Елена Иванова, юрист:
— По оценкам Всемирной таможенной организации, торговля контрафактными товарами составляет 5% всей мировой торговли. Европейская комиссия еще более пессимистична — по ее данным, на операции с контрафактной продукцией приходится от 5 до 7% мировой торговли. Из-за этого законные правообладатели ежегодно теряют 200−300 млрд евро. Сложность борьбы с контрафактом обусловлена рядом причин: от весьма прибыльных перспектив при относительно малых затратах до снисходительного отношения потребителей к контрафактной продукции. Для эффективной борьбы с подделкой наших сигарет необходимо объединить усилия правоохранительных органов, легальных производителей данной продукции и потребителей, причем как с нашей стороны, так и со стороны стран, которые являются потенциальными изготовителями и распространителями контрафактной продукции.
Среди конкретных способов борьбы можно выделить следующие. Во-первых, усилить сотрудничество в данной области правоохранительных органов стран СНГ и ЕС. Во-вторых, повышать уровень информированности потенциальных потребителей контрафактной продукции. Нужно объяснять, что покупая поддельные сигареты, они помогают производителям, которые нарушают закон и косвенно финансируют организованную преступность, а главное, подвергают риску жизнь и здоровье — как свое, так и своих близких.