Как преодолеть нежелание учиться
Людмила Буткевич, специально для Sputnik.
Нежелание учиться — серьезная проблема, которая надолго может испортить жизнь ребенку и его родителям.
Наиболее распространенными причинами такого нежелания чаще всего являются: незрелый "умственный возраст", функциональные проблемы головного мозга и нервной системы (слабая память, внимание, неумение быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, излишняя эмоциональность и нервозность), низкая мотивация, неумение рационально использовать время при выполнении домашних заданий, страх за неуспехи в учебе перед родителями и учителями.
Очень часто дети аргументируют свое нежелание учиться так: "Очень сложный предмет, я его не понимаю. Боюсь, что вызовут, а, если отвечу неправильно, все будут смеяться". Или: "Учителя слишком строгие, много требуют и задают. Очень тяжело столько выучить и запомнить. Мне это неинтересно".
В подростковом возрасте нежелание ребенка учиться может быть связано с нежеланием идти в школу и общаться со сверстниками. Сегодня уже никого не удивляет внутриклассовое деление на группы, вымещение злости на "слабых" и их унижение, чтобы самоутвердиться. Робкий, слабоуспевающий ребенок вполне может стать объектом травли одноклассников. Чтобы положить конец травле и вернуть ребенку желание ходить в школу, нужно научить его правильно себя вести в конфликтных ситуациях и уметь за себя постоять (без драк и обидных обзываний).
Вот несколько полезных советов, следуя которым родители смогут вызвать у ребенка интерес к учебе:
- В случае, когда у ребенка наблюдаются нарушения усидчивости, памяти, внимания, мышления, есть заболевания глаз, проблемы со слухом, функциональные проблемы головного мозга, центральной нервной системы или другие расстройства следует незамедлительно обратиться к специалистам.
- В доступной форме объясните ребенку, для чего ему необходимо хорошо учиться. Приведите ему жизненные примеры, чего смогли добиться либо вы сами, либо знакомые ребенку люди, благодаря учебе. Обрисуйте ребенку его будущие перспективы по достижению успеха в жизни, если и он будет хорошо учиться.
- Помогите ребенку выявить собственный талант, который даст возможность ему реализовать свои способности и творческий потенциал: математические или гуманитарные способности, склонность к живописи или вокальному пению и др.
- Дети внутренне, как и любой человек, стремятся быть лидерами. Поэтому важно объяснять им ценность получения высоких оценок за свои знания. Ведь в этом случае ребенок будет удостоен похвалы со стороны взрослых людей, а это, в свою очередь, будет выделять его на фоне остальных учеников и все захотят с ним дружить.
- Научите ребенка нормально воспринимать неудачи в виде плохой отметки. Не ругайте его, а скажите, что ничего страшного не произошло, и в следующий раз у него все обязательно получится!
- Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми, добивающихся успехов. "Вот у него все почему-то получается, а у тебя — нет! Ты что глупый?" Гораздо лучше сравнивать его с самим собой, то есть говорить фразы типа: "Сегодня у тебя получилось сделать что-то гораздо лучше, быстрее, чем ты это делал на прошлой неделе".
- Не нужно загружать все свободное время лишь выполнением домашних заданий, старайтесь рационально использовать время. У ребенка должны быть свои увлечения, хобби и возможность игры на улице с друзьями.
- Не позволяйте себе нелестных высказываний в сторону учебного заведения и учителей, поскольку это подрывает авторитет учителей и усиливает антипатию к учебе. Ребенок должен любить и уважать своего учителя. Это является большой гарантией успешного обучения. Кроме того не стоит спорить с преподавателем, даже если ваша точка зрения сильно отличается.
- Создавать ситуации успеха. Чаще хвалить и радоваться его удачам. Стоит обращать внимание на каждый, самый незначительный успех. При этом лучше не акцентировать внимание на промахах и меньше указывать на недостатки, поскольку их многократное перечисление не сделает ребенка умнее и сильнее.
- Старайтесь передавать ответственность за поступки и их последствия самому ребенку. Однако к самостоятельности нужно приучать ребенка постепенно. В младших классах школы ребенок еще не в состоянии самостоятельно справляться со всеми возложенными на него обязанностями без помощи родителей.
Обучение — сложный, а, порой, и утомительный процесс, который не протекает без подводных камней. В родительских силах помочь ребенку справиться с проблемой отсутствия желания учиться, только необходимо приложить усилия, прибегать к посторонней квалифицированной помощи тогда, когда ребенок в ней нуждается, мотивировать его, помогать, гордиться его достижениями, не наказывать сурово за промахи и, конечно же, любить.