Правозащитник требует взыскать с госслужб почти миллиард рублей за нанесенный материальный и моральный вред
Правозащитник Леонид Судаленко (на снимке) направил 18 сентября в суд Гомельского района исковое заявление, ответчиками по которому являются Минская региональная таможня и Сморгонская пограничная группа. Заявитель просит суд взыскать с них материальный и моральный вред на сумму около 1 млрд. рублей. Речь идет о событиях 25 августа, когда таможенники с применением физической силы сняли правозащитника с поезда Вильнюс — Минск.
Фото: gomel.today
Как сообщил БелаПАН Судаленко, в тот день он был вынужден прервать рабочую поездку в Литве в связи со смертью близкого человека, поэтому раньше времени возвращался из Вильнюса в Гомель на поезде. В пункте пропуска «Гудогай» он прошел в поезде таможенный контроль, никаких претензий ему не предъявляли. «Во время прохождения пограничного контроля и проверки паспорта на специальном оборудовании сканером пограничник в чем-то засомневался, вызвал старшего, указал ему что-то пальцем на мониторе, тот забрал паспорт и ушел в неизвестном направлении. Спустя некоторое время ко мне подошел таможенник и заявил, что мне придется выйти из поезда на станции Молодечно для проведения личного таможенного досмотра. При этом мое замечание о том, что я уже прошел таможенный досмотр, а также мои предложения провести личный досмотр в пути следования либо по прибытии в Минск, остались без внимания», — объяснил правозащитник.
По прибытии поезда в Молодечно вокруг пассажирского места в вагоне собралось около десяти таможенников, которые в настойчивой форме требовали от правозащитника покинуть вагон, а пограничник фиксировал происходящее на видео. Затем Судаленко, по его словам, «силой схватили под мышки и вытолкали из поезда».
На станции Молодечно таможенники провели личный досмотр. Судаленко считает, что принудительное, с применением насилия, вытаскивание из поезда, а также дальнейшие действия таможенников, ограничивающие свободу перемещения, фактически означают лишение личной свободы и нахождение в статусе «задержанное лицо». Хотя правозащитник не подозревался в совершении правонарушения, прошел таможенный контроль в поезде, а таможенники никак не обосновали необходимость задержания для проведения личного досмотра.
Указанные действия должностных лиц он считает незаконным.
Судаленко отмечает, что таможенники, фактически задерживая его, не совершившего ничего противозаконного, привели его в такое состояние, при котором резко поднялось артериальное давление, потемнело в глазах и началось головокружение. «Из-за боязни не успеть к месту похорон близкого мне человека я испытывал очень сильное душевное волнение, а таможенники никак не реагировали на то, что я спешу и могу опоздать на похороны. Я был вынужден вызвать скорую помощь», — подчеркивает заявитель.
Медики зафиксировали высокое давление и сделали инъекции. После инцидента и до сих пор Судаленко принимает дорогие таблетки. Дорого стоит и аппарат для контроля давления. Ему также пришлось самостоятельно покупать билет до Минска.
Судаленко считает, что у таможенников не было никаких законных оснований проводить личный досмотр и применять физическую силу. Такие действия «унизили человеческое достоинство, заставили правозащитника ощутить свою беззащитность перед произволом и вседозволенностью чиновников, усомниться в действенности в стране принципа законности и справедливости, подорвали веру в верховенство закона в государстве».
Он предполагает, что на границе существуют некие черные списки, а сотрудники госорганов следят за перемещениями некоторых граждан, тем самым произвольно и незаконно осуществляют вмешательство в личную жизнь.
Отметим, что у Судаленко не единожды возникали проблемы при пересечении белорусско-литовской границы.