Первые жетоны, монеторазменник и кабина машиниста прямо из Москвы. В Беларуси появился музей метро
Накануне Дня города в столице открылся Музей Минского метрополитена. Расположен он на станции «Могилевская», в галереях на уровне кассового зала. Попасть в музей можно с обоих входов на станцию.
О том, что у метро появится свой музей, говорили еще в сентябре прошлого года. В нынешнем году журналистам не раз обещали, что музей откроется «совсем скоро», но это все никак не происходило. Оказалось, что причиной было ожидание — в музей минской подземки должен был прибыть, пожалуй, самый главный экспонат.
— Начальник Московского метрополитена подарил нам кабину вагона — разрешил отрезать ее от списанного вагона, — объясняет начальник Минского метрополитена Ростислав Юреня. — Долго ждали этот экспонат: решали договорные вопросы, занимались перевозкой. Это кабина точно такого же вагона, какие мы получали в самой первой партии. У себя такого экспоната найти не могли: дело в том, что мы пока вагоны не списываем, а порезать здоровый, ходовой нам никто, конечно, не разрешит. Московский метрополитен старше — им 80 лет, а нам — всего 30.
Вес экспоната — 1 тонна 700 килограммов. Начальник электродепо «Московское» Владимир Семашко рассказывает, что из Москвы в Минск кабину машиниста транспортировали на большегрузном автомобиле, потом ее чистили-красили.
Самым сложным было перевезти будущий экспонат из электродепо, которое находится в районе «Института Культуры», на «Могилевскую», а потом поднять на высоту — на уровень кассового зала, в музей.
Но теперь основные хлопоты позади и метрополитеновцы показывают первым гостям и этот, и другие экспонаты с историей.
Вот устройство с серьезным названием «автоматический монеторазменник (АТМ)».
— Чтобы получить 5 копеек — монетка использовалась для оплаты проезда, — пассажир должен был бросить монету в разменник. Были автоматы на 10 копеек, 15, 20. За 10 копеек вот из этого автомата вылетало две монеты. Ну кто вам сейчас даст за одну монету две? — шутит ведущий инженер службы движения Григорий Якимков, который проводит первую экскурсию.
Первые жетоны, первая пресс-форма для жетонов с чеканкой. Первые проездные, от хождения которых минская подземка, оказывается, долго отказывалась — но городские власти настояли на своем.
— Первые проездные были совсем простыми, их поэтому легко подделывали, — объясняют сотрудники метрополитена.
Кстати, «липовые» удостоверения, по которым в подземку, бывало, пытались пройти псевдольготники, тоже тут, за музейным стеклом.
Два основных музейных зала стилизованы под вагоны метро. Правда, открыта экспозиция пока только в одном. Но уже сейчас любопытного хватает. Например, в музее есть фрагменты отделки станций «Площадь Победы», «Парк Челюскинцев», «Площадь Якуба Коласа» — то, что на самой станции далеко от глаз, здесь можно рассмотреть вблизи.
На каждой станции в 1984-м (год открытия метро) лежали книги, в которых каждый желающий мог оставить запись. И минчане, и гости белорусской столицы писали пожелания, слова благодарности и просто радости.
Например, такие:
«Устаньце, Купала і Колас, устаньце! На нашы агульныя радасці гляньце! 30.6.84».
А Сережа Бенеш, пяти лет, хоть и с ошибками, но зато сам написал свое «СПАСИБА СТРАИЦЕЛМ ЗА МЕТРО».
— Я думаю, что я найду этого Бенеша — какой он сейчас? — с задумчивой улыбкой говорит Григорий Якимков.
В той же книге — около 100 подписей участников войны.
— Ведь момент открытия нашего метрополитена совпал с 40-летием освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Вот здесь — подписи людей, многих из которых уже нет с нами. Вполне возможно, кто-то увидит здесь знакомую фамилию…
Режим работы музея Минского метрополитена на ближайшие дни такой: 12 и 13 сентября он будет работать с 10.00 до 14.00. После праздников экскурсии будут проводиться для групп, по мере комплектования. Записываться можно по телефону 291-51-09. Пока вход в музей свободный.