"Все мы становимся немного итальянцами". Прогулка по Милану с послом Беларуси
В 8.30 утра, центр Милана еще только просыпается. Даже на площади возле Дуомо, где обычно не протолкнуться от туристов, прохожих и торговцев сувенирами, пока почти безлюдно. Здесь мы встречаемся с Евгением Шестаковым, послом Беларуси в Италии с октября 2008 года.
Спецпроект TUT.BY «Беларусь на ЭКСПО-2015» рассказывает о Всемирной выставке «Накормить планету. Энергия для жизни» в Милане — самой большой выставочной площадке мира. 20 млн посетителей на площади размером в 154 футбольных поля могут увидеть все самое лучшее, что есть в 145 странах мира. Там же — и павильон Беларуси, который в течение полугода, с 1 мая по 31 октября, презентует нашу страну иностранным туристам, дипломатам, бизнесменам.
О том, как Беларусь представлена на выставке, почему стоит приехать на ЭКСПО-2015 и чем, кроме шопинга, заняться в Милане — читайте в материалах проекта.
Из Рима, где расположено посольство, в Милан дипломат приехал, чтобы посетить национальный павильон на ЭКСПО-2015. 9 сентября на выставке пройдет день Республики Беларусь.
Мы прогуливаемся по соборной площади, откуда начинают осмотр города большинство туристов, к галерее короля Виктора Эммануила II с самыми фотографируемыми магазинами, и говорим о том, почему Беларуси стоит участвовать во Всемирной выставке, о почти семейных связях двух стран и о том, где в Риме кормят лучше всего.
ЭКСПО и что участие в ней даст Беларуси
С мая по октябрь павильон нашей страны представлен в Милане на Всемирной выставке ЭКСПО-2015. Интересуемся у Евгения Андреевича, какую пользу, на его взгляд, участие в этом международном событии принесет Беларуси.
Он называет ЭСКПО уникальным событием.
— Неофициально ее приравнивают к третьему наиболее значимому событию в мире после Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу. Когда в мероприятии участвует более 140 стран — это уже показательно.
По словам дипломата, ЭСКПО — это огромная площадка для продвижения достижений своей страны, для узнавания государства и бизнес площадка — прежде всего, для установления деловых контактов. Работа белорусской экспозиции организована таким образом, что все области представлены частными и государственными деловыми кругами, представлены на уровне губернаторов и крупнейших представителей бизнеса. В течение 2−3 дней отрабатывается серьезная программа, включающая B2B, презентационные мероприятия, представления продукции.
Если мы что-то хотим продавать, мы должны научиться это рекламировать. ЭСКПО-2015 — это шикарная эффективная площадка для рекламы нашей продукции, технологий, знаний и достижений в области сельского хозяйства
Оценивать эффективность присутствия на ЭКСПО можно по-разному, основу этому положили голландцы в 2000 году в Ганновере. Они просили каждого посетителя ответить только на один вопрос: «Посетив национальный павильон, Вы хотели бы приехать в Голландию как турист?» 85% посетителей ответили утвердительно. Позже организаторы Всемирной выставки оценили минимальный эффект с учетом стоимости пребывания туристов в день в Голландии в сумму около 40 млн долларов.
Финальная окупаемость — в виде установившихся связей, которые потом выльются в конкретные проекты, — будет гораздо выше, отмечает Евгений Шестаков.
— Благодаря ЭКСПО мы на сегодняшний день уже начали работать над двумя крупными инвестиционными проектами. Не называя конкретную компанию я скажу так: второй по величине в Европе и первый в Италии производитель молочной продукции сейчас крайне заинтересован освоить производство в Республике Беларусь полной гаммы безлактозной продукции, обезжиренной продукции — от сыров до сливочного масла, которую мы пока еще не освоили в полной мере, — и полной гаммы детского питания от 0 до 3 лет. Этот проект, я считаю, для нас тоже интересен, поскольку такие продукты всегда востребованы.
Беларусь также ждет благоприятного результата в сотрудничестве со второй в Европе компанией по производству свинины, предприятия которой расположены в Италии, Польше, Венгрии. Ожидается, что эта компания инвестирует в наш рынок: в выращивание свинины, ее разделку, изготовление конечной продукции для удовлетворения собственного спроса и экспорта.
Пиковый товарооборот с Италией в прошлом году
Беларусь и Италия — традиционные торговые партнеры. Взаимная номенклатура как импорта, так и экспорта широкая, в этом вопросе отношения развиваются методично, постепенно и успешно. Беларусь поставляет на итальянский рынок большое количество промышленных продуктов: нефтяную химию, металлопродукцию, калийные удобрения.
— В 2014 году мы достигли пикового товарооборота в 2,2 млрд долларов. Италия стала шестым торговым партнером Беларуси, что закономерно, — подчеркивает посол. — Мы вышли примерно на равные поставки: около миллиарда мы поставляем в Италию, около миллиарда мы закупаем.
— Планируется ли увеличение товарооборота в будущем году?
— Говорят, что товарооборота много не бывает. Чем более теплые отношения между государствами, чем более бизнес заточен на развитие торговли, тем, конечно, интереснее его развивать. Есть года конъюнктурные, и, к сожалению 2015 год, наверное, не будет рекордным в наших отношениях из-за того, что происходит с нефтепродуктами, из-за состояния кризиса, в котором находится Европейский союз, из-за сложностей нашего основного партнера Российской Федерации. Ведь мы не изолированный участок земного шара, мы подвергаемся всем тем тенденциям — позитивным или негативным, — которые существуют вокруг нас. Вместе с тем, 2014 год действительно был рекордным во всех отношениях, потому что сумма в 2,2 миллиарда для государства, которое торгует с третьей экономикой ЕС, является достаточно серьезным результатом.
Важную часть белорусского экспорта в Италию составляют нефтепродукты. Беларусь на условиях ФОБ (международный торговый термин, описывающий условия поставки груза, по которым перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировку в точку назначения оплачивает покупатель. — TUT.BY) поставляет в основном судовое топливо, авиационное топливо, газойль, дизельные продукты, которые могут использоваться в самой широкой сфере, от заправки кораблей до железнодорожных локомотивов. Закупки конечных белорусских продуктов на условиях ФОБ позволяют нашим продавцам получать на 10−15 долларов на тонну больше, чем если бы они самостоятельно везли эти продукты на итальянский рынок.
— Италия была, есть и остается крупнейшим потребителем белорусских нефтепродуктов наряду с, может быть, Великобританией, и дальнейшее увеличение этого экспорта зависит, прежде всего, от той цены, которую на сегодняшний день итальянские компании готовы заплатить.
По словам Евгения Шестакова, интересы итальянского бизнеса в Беларуси постоянно развиваются. Если 4−5 лет назад иностранных бизнесменов интересовало в основном сырье, то сегодня крупному бизнесу все чаще интересно создание конкретных предприятий на территории страны. Белорусский рынок привлекает производителей молочной и мясной продукции, а компании с оборотами от миллиарда и выше стремятся создавать собственные производства в Беларуси. Это позволит им выпускать те продукты, которые пока не в полном объеме освоены местным рынком, а также завоевать близлежащий рынок — прежде всего, рынок Евразийского экономического союза, который насчитывает порядка 170 миллионов человек, добавляет посол.
Среди конкретных примеров уже реализованного итальянского бизнеса в Беларуси — проекты, связанные с модернизацией БМЗ, которые заключались в поставках мелкосортного прокатного стана, где только стоимость оборудования превысила 100 млн евро. Еще один крупный проект связан с сейсмотехникой: в рамках него итальянская компания Дриллмек выкупила существенную долю белорусского предприятия (в 2011 году Drillmec S.p.A. приобрела 19% акций гомельского предприятия ОАО «Сейсмотехника». - TUT.BY) и сегодня производит буровые установки, которые используются по всему миру.
Бизнес по-итальянски: чему стоит поучиться и о чем помнить, работая с итальянцами
Посол считает, что Беларусь может взять пример с Италии в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Италия на 99% сформирована из мелкого и среднего бизнеса, это предприятия численностью от 2 до 50 человек. Это, наверное, то, к чему нам надо стремиться
— Да, такие компании бывают слабыми в условиях финансовых потрясений, но с другой стороны, они очень гибкие, моментально наращивают или сокращают численность сотрудников в зависимости от существующих заказов.
— С кем в Беларуси итальянские компании более охотно ведут бизнес: с государством или частным бизнесом?
— Это сложный вопрос. Сотрудничают и с теми, и с теми. Если вопросы касаются модернизации производств, совместных предприятий, я не думаю, что итальянцы испытывают конкретные преференции. Как правило, это зависит от возможностей и «вкусовых пристрастий» итальянского партнера. Ведь есть категория бизнеса, которая говорит: я с государством не сотрудничаю. Есть категория бизнеса, которая, наоборот, предпочитает работать с государством: это надежность, это стабильность, это гарантия оплаты.
Хотя дело, скорее, в прибыльности, гарантии по платежам и порядочности делового партнера. Кстати, белорусские субъекты хозяйствования, вне зависимости от формы собственности, являются эталоном для Италии по выполнению своих обязательств. Конкретный пример: Sace Lombardia — компания, занимающаяся страхованием экспортных сделок в Италии, — сказала, что у них на сегодняшний день нет ни одного проблемного клиента с белорусской стороны.
Спрашиваем о культурных особенностях, которые нужно учитывать белорусам, если они хотят делать бизнес в Италии.
Наш собеседник отвечает, что итальянская деловая культура — один из достаточно серьезных вызовов для нашего бизнеса. Тот традиционно деловой этикет, который принят в общении с нашими американскими, российскими, французскими, английскими партнерами, оказывается чужд итальянцам. Они предпочитают разговор глаза в глаза. Конечно, время меняет все, но договориться удаленно без прямого контакта практически невозможно.
— Во-вторых, они очень не любят посредников, любой посредник вызывает отторжение, и, как правило, сделка ставится под сомнение. Когда Вы первый раз встречаетесь с итальянцем, в этот же день вы можете быть приглашены на обед или ужин в ресторан. Для другого европейца это предполагает переход в более серьезную категорию бизнес отношений, для итальянца же это всего лишь элемент бизнес культуры и его повседневной жизни. К этому надо относиться спокойно.
Следует сказать и об иностранных языках в Италии. На английском говорят Милан, Рим, но по мере отдаления от основных деловых центров все больше начинаешь ощущать, что для того, чтобы делать бизнес, нужен итальянский язык. Здесь очень много традиционных, возрастных производителей, которые не нуждаются в интернационализации бизнеса, потому что клиенты сами идут к ним.
Семейные узы и «маленькая» дипломатия
Тем не менее, у Беларуси и Италии гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд.
— Италия ментально очень близка Беларуси: мы зачастую смеемся над теми же анекдотами, итальянцы прекрасно понимают белорусов, — отмечает Евгений Шестаков.
Здесь нельзя не упомянуть об оздоровлении белорусских детей в Италии. С 1986 года с этой целью Италию посетили почти 600 000 наших деток, и до сих пор поток детей сохраняется практически на одном и том же уровне.
— Причем они посещали страну не просто как туристы, а два раза в год, жили в семьях, знакомились с бытом людей. Обычные итальянцы месяцами в семьях принимали наших детей. Показывали им страну с семейной, традиционной, кулинарной, географической точек зрения. Такое знание Италии, как в Беларуси, знание традиций от маленьких местечек до Рима, Милана, наверное, мало где существует. В беседах со мной итальянцы всегда употребляют термин piccoli ambasciatori (маленькие послы — перевод TUT.BY). Хотя многие из них уже не маленькие, а взрослые люди, которые сохранили знание Италии, желание работать с итальянским бизнесом, — добавляет посол.
Показателен и тот факт, что Италия — единственное государство в мире, с которым Беларусь сотрудничает в плане усыновления. Для итальянцев это очень дорогостоящий процесс, ведь они могут работать только через специализированные юридические компании, услуги которых обходятся семьям во внушительные суммы. Например, только на подготовку необходимого набора документов итальянская семья тратит от 15 до 30 тысяч евро.
— Мы наблюдаем истории усыновления, успешность этих детей, знаем, какие гарантии Италия на высшем уровне дает нам о том, что дети получат должное воспитание, уход, образование, жизнь. Эти вещи, безусловно, нас сближают, — считает наш собеседник.
Немного о политике
— Если сравнивать с другими крупными игроками в ЕС, Италия традиционно занимала менее жесткую позицию по отношению к Беларуси даже в периоды обострения отношений, выступала против изоляции Минска…
— С одной стороны, Италия является одной из стран-основательниц Европейского союза Говорить о том, что она занимает позицию, отличающуюся от консенсунсных подходов большинства, наверное, не приходится. Вместе с тем, наши взаимоотношения с Италией всегда отличались наибольшим соответствием нашему критерию сегодняшнего отношения к Европейскому союзу: мы за уважительные, равноправные, порой пусть и взаимнокритические, отношения. Италия никогда не рождала антибелорусские инициативы.
Италия одна из тех, которые, говоря дипломатическим языком, наиболее близки нам в отношении наших ожиданий по выстраиванию равноправного сотрудничества с Европейским союзом.
— Учитывая это «особое» отношение Рима к Минску, можно ли ожидать, что Италия сыграет особую роль в нормализации отношений Беларуси и Евросоюза?
— Строить прогнозы — дело аналитиков, дипломаты же реализуют внешнюю политику, определяемую главой государства. Белорусская дипломатия сделает максимально возможное для того, чтобы Италия была в списке тех государств, которые помогут нам установить нормальные отношения с ЕС.
О хлебе насущном
Пока мы общаемся с послом на серьезные темы, галерея Виктора Эммануила II заполняется туристами. Большинство из Азии, они с восхищением рассматривают шикарный потолок пассажа, красочные мозаики на полу, фотографируют дорогие витрины. Здесь же, в галерее, расположены несколько баров, где отдыхающие и местные могут выпить чашечку эспрессо — café normale, как говорят итальянцы, или бокал Кампари. Мы садимся за столик одного из баров. Его хозяин приветствует нас, поторапливает официанта и рассказывает, что в этом году его заведение празднует столетний юбилей. Это впечатляет: в Минске таких заведений просто не существует — как и уровня сервиса, который в обычном баре в этой стране может иногда превзойти уровень обслуживания в дорогом ресторане Минска.
Дипломат отмечает, что Италия известна своими ресторанами и кафе, а Милан считается городом, где находятся лучшие в Европе бары, подающие лучший кофе. Рим более известен своими ресторанами, хорошей кухней, без увязки к интерьеру.
Итальянца, когда он заходит в ресторан, практически не интересует интерьер: ему нужно, чтобы была чистая скатерть, нужно, чтобы хорошо работал официант, который в Италии не считается обслуживающим персоналом
— Это достаточно престижная работа, которую многие начинают в 18 лет и продолжают до пенсии. Очень часто официанты в ресторанах являются их совладельцами, а владельцы не гнушаются обслуживать посетителей, помогая своему персоналу.
— В Италии очень интересная культура завтраков…
— …То есть культура отсутствия завтраков. Действительно, традиционный итальянец живет достаточно странным, с нашей точки зрения, образом жизни. Скорее всего, это связано с погодой. Они очень рано просыпаются, очень быстро собираются, и потом у каждого горожанина есть свое кафе, свой бар, где он выпивает чашку кофе и съедает круассан. Вот традиционный завтрак традиционного итальянца. Завтрак плавно перерастает в обед и, самое главное, в ужин. Ужин, фактически, является наиболее поздним и основным приемом пищи в течение дня: чем южнее — тем позже.
Обеденный перерыв в Италии ранее составлял четыре часа. Сегодня, под влиянием Европы, эти вещи меняются, государственные учреждения работают по европейским графикам.
Здесь в Милане мы узнали еще об одной итальянской традиции — вечернем аперитиве. Евгений Шестаков говорит, что это, наверное, больше миланская традиция. Как таковой аперитив существует в итальянской кухне, это дань западной моде. Как правило, он предполагает подачу слабоалкогольных или безалкогольных напитков с ярко выраженным вкусом — горьковатым, сладковатым — которые пробуждают аппетит и заставляют клиента съесть больше. В Милане это понятие шире: это система привлечения посетителей в конкретное заведение, когда гостю подаются легкие закуски и легкое спиртное на определенную сумму, чтобы он остался на полноценный ужин.
Визы, консульства и итальянские туристы в Беларуси
— Италия привлекает белорусских туристов морем, едой, древней историей, магазинами… А чем Беларусь, на Ваш взгляд, может привлечь итальянских туристов?
— Мне сложно давать советы по развитию въездного туризма, но, видя, как развивается ситуация, думаю, что в Беларуси для привлечения итальянцев важен агротуризм. В Италии агротуризм развит больше всего в Европе — по количеству усадеб на душу населения. Здесь действуют особые программы налогообложения. Если Беларусь будет активнее развивать агротуризм, представляя свои озера, реки, леса, предоставляя при этом нормальный уровень сервиса — а итальянцы очень требовательные туристы… Если мы сумеем задействовать этот компонент, я думаю, наше туристическое сотрудничество будет развиваться активно.
На территории Италии, по данным ЮНЕСКО, сосредоточено 80% мирового культурного достояния. Нам будет сложно удивить их нашими замками, но вот нашей природой — несомненно
К слову, в среднем годовая нагрузка на консульский отдел белорусского посольства в Италии — около 10 тысяч виз. Резкого увеличения этой цифры не ожидается, но в прошлом году итальянцы охотно пользовались режимом безвизового въезда в страну во время Чемпионата мира по хоккею. Связи между странами укрепляются в процессе работы почетных консульств Беларуси в Италии. Сейчас их пять: в Турине, Флоренции, Неаполе, Кальяри и Редджо-Эмилии. В сфере ответственности почетных консулов Беларуси — а это, как правило, яркие и значимые в своих регионах люди — оперативное решение проблем белорусских граждан, попавших в затруднительные ситуации на территории Италии, развитие более тесных отношений с органами местной власти и бизнес контактов. Еще одна задача — это культурное сотрудничество, распространение информации о Беларуси в конкретном регионе.
В Милане готовится к открытию генеральное консульство Беларуси: уже действует офис, завершены внутренние работы, набран персонал. Полномочия Генконсульства будут значительно шире, чем полномочия почетных консульств.
— Генеральное консульство в Милане станет нашим основным инструментом работы на севере страны, где делается 2/3 ВВП Италии. Две третьих нашего экспорта-импорта происходит из зоны ответственности Генконсульства. 45% граждан Беларуси, постоянно проживающих в Италии, находятся на севере. Я думаю, что уже в ближайшее время мы будем рады дать официальное уведомление о том, что Генконсульство приступило к выполнению консульских функций в полном объеме, более того, оно крайне активно задействовано в работе белорусской площадки на ЭКСПО, — говорит Евгений Шестаков.
Пока генеральный консул Беларуси в Милане Ольга Долгополова начинает работать в Италии, посол Беларуси завершает срок своей службы в Риме.
— Наверное, — это по посторонним оценкам — тут состоялось мое становление как самостоятельно работающего дипломата. Это была первая возможность руководить достаточно крупным загранучреждением, осуществляющим большое количество задач. Наверное, все мы становимся немного итальянцами, находясь в этой стране. Я воспринимаю Италию as is, такой, какая она есть, со всеми недостатками, но я люблю эту культуру, историю, эту землю, по которой три тысячи лет назад ходили этруски, две тысячи лет назад ходили легионеры. Приятно находиться в тех местах, где когда-то совершались эпохальные события. Я, безусловно, люблю итальянскую кухню.
Любовь к итальянским кулинарным произведениям у Евгения Шестакова не только на словах.
— Если мы станем к плите, я могу приготовить более 20 видов пасты, могу приготовить основные мясные, рыбные блюда. Кулинария — одно из моих увлечений. Это один из тех случаев, когда ты можешь стать немного независимее от своей любимой женщины и сделать что-то лучше, чем она, — замечает дипломат с улыбкой. — Хотя готовит в семье в основном супруга, а мы чаще всего — персоны выходного дня. Я учился готовить по книгам, по рецептам в интернете, с помощью наших итальянских друзей… Что-то рассказывают владельцы кафе, куда мы заходим.
Что касается любимых места дипломата в Риме, это, как ни банально, основные достопримечательности из путеводителей. Их посол часто посещает по долгу службы.
Наибольший интерес для Евгения Андреевича представляет Рим палеохристианский, это Рим
— В конце 30-х годов в состоянии полной секретности там начали проводить раскопки, а грунт вывозили под видом реконструкции Ватиканских садов. И только спустя десятки лет эта экспозиция стала открытой для публики. Но чтобы посетить ее, надо записываться заранее, туда не водят экскурсии более 10 человек.
Перед тем, как попрощаться с послом, мы просим его посоветовать нам интересные кафе и бары в столице Италии.
— Мой основной совет: избегайте питания в туристических местах, выбирайте рестораны, где за столами сидят в основном итальянцы. Не обращайте внимания на интерьер, не гонитесь за высокими ценами. Итальянец всегда ест в том месте, где хорошая кухня, где любят клиента. Там, где меньше туристов, в Риме вас покормят лучше всего. Такие места есть даже в самом центре.