Главный архитектор проекта "Газпрома" о сносе автовокзала "Московский", новом объекте и зарплате
3 сентября в рамках национального фестиваля архитектуры в Минске прошла презентация комплекса «Газпрома», который строят на месте пересечения проспекта Независимости и улицы Филимонова. Мы поговорили с главным архитектором проекта и заместителем председателя Белорусского союза архитекторов Михаилом Гаухфельдом не только о будущем объекте. Также собеседник рассказал о своем отношении к сносу автовокзала «Московский» и о своей зарплате в российской компании.
Что будет представлять собой «Газпром Центр»
Архитектор проекта рассказывает, что комплекс площадью 4,5 гектара будет состоять из 9 зданий разного назначения. Возведут объект к концу 2018 года.
Основное сооружение — штаб-квартира компаний группы «Газпром» высотой 189 метров, которое станет самым высоким зданием столицы.
На 32-35 этажах высотки расположатся рестораны разного ценового сегмента, включая заведение высокой кухни со смотровой площадкой.
Рядом с основным зданием расположится четырехзвездочный отель Radisson Blu на 204 номера.
За гостиницей вдоль улицы Филимонова возведут медицинский центр. Консультантом выступает южнокорейская компания, рекомендации которой учитываются при строительстве объекта.
А вот оператор спортивного центра уже известен — это литовская сеть «Impuls LT», объекты которой можно встретить в соседней стране. Помимо стандартных решений для подобных комплексов здесь оборудуют теннисный корт на кровле.
Кроме того, многофункциональный комплекс включит в себя и четыре офисных здания класса «А». Для планируемого потока не только работников, но и посетителей комплекса, предусмотрен подземный паркинг на 1300 мест.
«Возможно, мы еще оптимизируем паркинг до 1400−1500 мест», — отмечает Гаухфельд.
Во внутреннем пространстве комплекса расположатся не только бутики, но и общедоступный амфитеатр с фонтаном в центре. Летом в нерабочее время эту площадь планируют использовать для проведения массовых мероприятий.
При огранизации таких событий фонтан будут отключать, а зимой на его месте будут заливать каток, на Новый год — ставить елку. Доступ на лед планируют сделать бесплатным.
Почему вместо британцев комплекс проектировали россияне
Собседник рассказывает, что изначально планировалось, что комплекс будет проектировать британская компания, но в связи с тем, что работать нужно было по белорусской нормативной базе, переговоры затянулись.
«Ведь построить можно по европейским нормам, но эксплуатировать будут наши люди и им придется сталкиваться с различными противоречиями», — поясняет он.
В итоге англичане отказались от проекта, а следующий конкурс выиграла питерская компания «КБ ВиПС», у которой на субподряде был московский «Горпроект».
«А сейчас этот тандем строит новый 465-метровый центр для „Газпрома“ в Санкт-Петербурге», — добаваляет главный архитектор минского проекта.
К слову, генподрядчиком объекта в Питере является турецкая компания, которая участвует и в конкурсе на участие в строительстве минского комплекса. Будет ли это именно она — узнаем примерно через полтора месяца.
«Было подано очень много заявок на конкурс, но в процессе отбора осталось несколько международных компаний», — говорит Гаухфельд.
А вот название для будущего комплекса уже выбрали. Представители компании рассказывают, что конкурс проводился в несколько этапов, вариантов было около ста, в том числе и связанные с историческими личностями Беларуси. Однако в конечном итоге было принято решение назвать комплекс «Газпром Центр».
Как безвозвратно снесли автовокзал «Московский»
На сегодняшний день на месте строительства ведутся работы, старт которым дали лично Александр Лукашенко и Алексей Миллер. Мало что сейчас напоминает о том, что раньше на пересечении проспекта и Филимонова располагался автовокзал «Московский». Михаил Львович признается, что до сих пор как архитектор жалеет о его сносе.
В те годы он еще работал главным архитектором «Минскпроекта» и даже подготовил проект с сохранением вокзала рядом с комплексом, но сбыться ему было не суждено.
«При таком раскладе у „Газпрома“ было бы не 250 тысяч метров, а 120. И они заплатили двойную компенсацию за снос автовокзала в бюджет, и в случае необходимости город мог построить вокзал в другом месте», — делится подробностями главный архитектор проекта.
Вариант переноса вокзала с таким же обликом, но из новых материалов, также устраивал собседника, ведь объект был уже не в лучшем состоянии. Например, козырек сооружения был сделан из поликарбоната, который был практически непригоден для эксплуатации.
«Можно было строить точно такой же вокзал в другом месте, но город Минск не пошел на это, а вложил эти деньги в ремонт двух существующих станиций. Как архитекторы мы протестовали против такого решения, но не мы же все решаем", — говорит собеседник.
Зачем «Газпрому» все это нужно
Исходя из вышесказанного вопросов к «Газпрому» Михаил Гаухфельд, который тогда был главным архитектором «Минскпроекта», не имел. Сейчас же он уже около двух лет работает на российскую компанию.
«В какой-то момент „Минскпроект“ стал терять все свои позиции, специалисты стали разбегаться из-за низких окладов, и я понял, что я не смогу выполнять свои функции. Я говорю откровенно, задачи просто некому было исполнять: люди не шли на такую зарплату», — поясняет собеседник.
Более того, к тому моменту он вышел на пенсию, что облегчило уход из организации. Ему предложили стать главным архитектором газпромовского проекта, и он согласился.
«Всю жизнь я работал в „Минскпроекте“, и нам говорили — экономьте каждую копейку, а архитектура — это же искусство королей. Нет денег — архитектуры не будет. А это международный крупнейший проект с новым подходом и декларированием, что ничего подобного в республике не было. Это меня тоже привлекло», — сообщает архитектор.
А вот денежный вопрос на первом месте не стоял. Собеседник говорит, что получает сейчас сопоставимую с прошлой должностью зарплату: «когда-то меньше, когда-то больше». Причина — колебания курса российского рубля.
«А вообще, у нас все сотрудники начиная от шофера до руководителя получают цифры, средние для Беларуси», — говорит он.
Этот проект, добавляет собеседник, не только бизнес: «Газпром» хочет создать себе в Беларуси образ компании, которая не просто получает деньги от газа, а идет навстречу людям, отмечает Гаухфельд.
«Под этот проект „Газпром“ обеспечил строительство дома для многодетных на 30 квартир. Компания вкладывает сюда средства, чтобы создать позитивный имидж», — поясняет главный архитектор проекта.