У ОППОЗИЦИИ НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ПОЗИЦИЯ
Грядущие президентские выборы в Беларуси раскололи оппозицию на два непримиримых лагеря, между которыми проходит четкая линия разграничения. Она особенно заметна в жизнедеятельности многочисленных интернет-сообществ.
Сообществ этих на белорусском политическом поле и в соответствующем сегменте Интернета значительно больше, чем это может показаться на первый взгляд. Любая политическая партия, любое движение, еще не сформировавшееся в партию, имеет каналы выхода на широкую публику. Без таких каналов они просто не смогут существовать. Каналами могут быть зарегистрированные средства массовой информации, интернет-сайты, блоги и даже учетные записи (аккаунты) в социальных сетях. Благодаря им в Интернете возникает множество больших и малых дискуссионных политических площадок.
Едва стоит появиться такой новой дискуссионной политической площадке, как вокруг нее мгновенно формируется интернет-сообщество той или иной политической окраски. Обычно члены таких сообществ — не просто читатели или сочувствующие наблюдатели. Многие оставляют на площадках соцсетей, блогов, форумов свои комментарии. В результате они автоматически становятся активными участниками политических групп — элементами различных политических сил, способных как на объединение, так и на расколы.
Причиной наблюдаемого ныне раскола между белорусскими оппозиционными интернет-сообществами стало их диаметрально противоположное отношение к участию в президентских выборах.
В одном лагере оказались те, кто считает, что участвовать в выборах ни в коем случае не следует, потому как все равно нет никаких шансов победить. Излюбленный аргумент, который они без устали повторяют, прост, незамысловат и прямолинеен. Он таков: явиться на выборы — значит признать действующую власть. А она, эта власть, по их разумению — неправильная. Почему неправильная? Кто решил? Да Запад так решил, и точка.
В этот лагерь входят и «новый лондонец» экс-кандидат в президенты на прошлых выборах Андрей Санников, организатор массовых беспорядков, и правозащитник Алесь Беляцкий, более известный как злостный неплательщик налогов. Обоим, как известно, за свои деяния довелось побыть в местах не столь отдаленных…
У другого лагеря, образовавшегося после оппозиционного раскола, мотивов много, и они разные. Такой, например: необходимо использовать выборы как способ донести свою программу до избирателей. Или такой: выборы позволят обрести новых сторонников, показать свое участие в жизни страны. А у некоторых вообще подход к выборам как фитнесу: они заявляют, что выборы‑2015 позволят потренироваться и к выборам‑2020 прийти натренированными.
Кстати, участники второго лагеря не всегда делятся с широкой публикой подлинными доводами, планами и целями. Кое-что и умалчивают. Ну зачем, скажите на милость, иному политику лишний раз напоминать народу о том, что его участие в выборах позволит сохранить свое лидерство в партии. Или о том, что такое участие позволит продемонстрировать зарубежным спонсорам: смотрите, ребята, как активно мы занимаемся политической работой!
Нет единства и в стане тех оппозиционеров, которые против бойкота выборов. Часть из них в сослагательном наклонении сетует: мол, вот если бы договорились о едином кандидате, тогда… Но какой смысл теперь сетовать, когда время упущено и поезд ушел. Желающих порулить страной, как всегда, оказалось с избытком. Один не вполне трезвый чудак в Центризбирком даже кота своего якобы «оппозиционно мыслящего» притащил, дабы зарегистрировать его кандидатом…
Что ж, приходится констатировать: оппозиция без единого кандидата президентские выборы уже проиграла. Но разве она когда-то была способна выдвинуть такого кандидата из своих нестройных рядов? Нет. Во всех кампаниях по проведению президентских выборов она неизменно демонстрировала избирателям спектакль под названием «Сражение пауков в стеклянной банке».
Экс-кандидат в президенты на выборах‑2010 поэт Владимир Некляев отмечает, что на нынешних выборах у оппозиции нет главного — единой позиции, единой программы. Заметил: даже на пикет солидарности с политзаключенными никто из так называемых конкурирующих фирм не пришел.
Политологи же, в свою очередь, замечают, что белорусской оппозиции критически не хватает человека, который смог бы нарисовать привлекательную картинку того, какой будет Беларусь после выборов.
Нарисовать, конечно же, пытаются: намалюют, подпишут «Беларусь в Европе», смотрят и сами убеждаются: невзрачная картинка вышла. Туманная и неубедительная. Не ждут Беларусь в Евросоюзе. А если даже предположить, что приняли бы, то все равно есть опасение попасть в ту ситуацию, в которой оказалась Греция.
Владимир Кожевников, «Ваяр», kozhevnikov@mod.mil.by