ПУШКАРСКОГО ДЕЛА МАСТЕР
Быть изобретателем и новатором — дело трудное. Правда, судьба Юрия Николаевича Калачникова сложилась удачно — он воплотил многие свои конструкторские идеи в жизнь, получил награды, премии и учёные степени, созданное им оружие до сих пор в строю… Но это не значит, что трудовой путь советского инженера был усыпан розами.
Орудие № 501
…Вот уже три столетия Урал кует оружие. Вот уже четвертую сотню лет неугасимым огнем горят его доменные печи, грохочут прокатные станы и дымят трубы знаменитых на весь мир заводов. Бессменную вахту у мартеновских печей, станков и в конструкторских бюро несли и несут лучшие мастера СССР и России — рабочие и инженеры, техники и конструкторы.
И нет ничего удивительного в том, что 65 лет назад, в далеком 1950 году, на Пермском машиностроительном заводе появился еще один инженер — недавний выпускник Ленинградского военно-механического института (ныне — Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова) Юрий Калачников.
В названии этого завода слово «машиностроительный» — всего лишь легкая вуаль, которая слегка прикрывает от любопытных глаз тайны уральского мастерового люда. А на самом деле здесь всегда выпускали, выпускают и, я надеюсь, еще долгие годы будут выпускать артиллерийские орудия.
Пушки и мортиры, выплавленные пермяками, громили турок и немцев, поливали на Бородинском поле картечью французов и угощали бомбами английскую пехоту под Севастополем. В Первую мировую войну каждая пятая пушка российской армии была изготовлена в Перми, а в Великую Отечественную 25 % всей советской артиллерии — более 100 тысяч стволов — тоже были сделаны из уральской стали. Спроси здесь любого человека, и тебе с гордостью скажут, что первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала пермская 122‑мм корпусная пушка А‑19 с заводским номером 501!

Выгрузка боеприпаса