Почему учителя уходят из школы?
Накануне нового учебного года Naviny.by поговорили с молодыми учителями, которые ушли со школы сразу после окончания распределения. Мы спросили, что нужно изменить в системе образования, чтобы через несколько лет было кому заменить преподавателей, которые пришли в школу еще 20 лет назад.
Инга Сакута, работала учителем белорусского языка в Мостах:
«В 2008 году я окончила университет с красным дипломом и по распределению попала в среднюю школу в Мостах. Больше всего в работе учителем мне нравилось общаться с детьми, видеть, как они меняются. Я старалась уделять больше внимания ребятам из так называемых неблагополучных семей. Есть такой стереотип, что их невозможно научить, им ничего в жизни не надо. Но это не так. Просто эти дети запущенны, с ними, как правило, никто не занимается. Помню, одному из таких учеников я поставила 8 баллов за то, как он рассказал стихотворение наизусть. Гудел весь класс, мол, это первая восьмерка в его жизни, он никогда раньше ничего не учил. После этого было заметно, что он стал чаще готовиться к урокам. Конечно, талантливые ученики радуют особенно. Я готовила призера областной олимпиады по белорусскому языку, это была моя отдушина.
Самый негативный момент в работе учителя – это бумажная волокита. По сути, в Беларуси следят не за тем, как ты учишь детей, а как ты в журнале записал тему. И если слово «старонка» ты сократил «стар», а не «стр», тебя могут лишить премии. Классного руководителя могут оставить без надбавки, если дети не питаются в школьной столовой. Кроме того, следят за средними показателями по успеваемости. Я не вижу, в чем смысл было вводить 10-бальную систему, если и сейчас, и раньше заставляли дотягивать оценки. Школе нужно, чтобы было как можно больше учеников с баллами от 6 до 10. Как и в советское время, главное — показатели.
Еще одна проблема — дети не тянутся к знаниям. В любом книжном магазине продаются сборники сочинений, решебники задач. Происходит отупление нации, а государство закрывает на это глаза. Дети теряют умение критически мыслить. Сложно заставить прочитать даже повесть, я уже не говорю про роман. В интернете скачивают короткое содержание, оттуда же списывают сочинение. В чем тогда смысл образования?
И, кроме того, преподаватели, конечно, недовольны зарплатами. Учителю начальных классов оплачивают ставку за класс из 30 человек. Получается, учитель может выделить ученику только 1,5 минуты за урок.
И, последнее — работа учителя не ценится ни учениками, ни родителями, ни государством. Школьник может тебя обозвать на уроке, и ты ничего не сделаешь. Родители чаще всего говорят, что их ребенок прав, перекладывают вину за его воспитание на школу.
Мне нравилась работа в школе, но при таких условиях я вряд ли когда-нибудь вернусь туда обратно».
Анастасия, работала учителем иностранного языка в Гродно (фамилия собеседницы не указывается по ее просьбе):
«Я ушла из школы, потому что была низкая зарплата, и за время работы я подорвала здоровье.
Самое плохое расписание; классы, с которыми все остальные учителя просто отказываются работать; дополнительная нагрузка в виде факультативов, которые опять же остальные учителя вести не хотят, — вот что получает молодой специалист.
Учебный процесс то и дело прерывается спортивными мероприятиями, репетициями и так далее. В моей практике были уроки, которые я вынуждена была проводить в столовой, спортивном зале и даже в коридоре.
На второй день работы в школе, когда молодой учитель еще не знает детей, а дети пока не привыкли к нему, уже приходит проверка. И тебя пристально изучают с задней парты.
Если бы руководство проявило к нам, молодым специалистам, больше внимания и уважения, достойные люди оставались бы в школе.
Что еще можно изменить в школе? На первом месте должно быть образование, а не походы по ледовым дворцам вместо уроков или «отпрашивание» учеников на конкурсы, репетиции, уборку территории возле школы».
Алексей Кириенко, работал учителем иностранного языка в Могилевском районе:
«По образованию я — историк, но в школе мне пришлось преподавать английский язык, потому что не хватало специалистов. Я окончил гимназию с углубленным изучением английского, бывал за границей, поэтому на предложение директора преподавать иностранный язык, согласился. Мне очень нравился мой коллектив, было много молодых специалистов. Правда, они, как и я, там временно: распределение отработали — и прощай, школа. Ученики мне тоже нравились, попроще, чем в городе. Ведут себя спокойно, в деревне у учителя больший авторитет. С другой стороны, учебная база в сельских школах гораздо ниже, чем в городских — не хватает техники и материалов, чтобы проводить интерактивные уроки.
Главная проблема для молодых специалистов в нашей системе образования — это распределение. По сути, ты не можешь выбрать, где работать. Вместо того, чтобы привлекать зарплатой, хорошими условиями труда, жильем, используют административный ресурс: мол, соглашайся на Могилевский район, иначе поедешь в Хойники.
Зарплата у меня была примерно 150 долларов — это на ставку, без классного руководства. И никаких перспектив, чтобы улучшить финансовое положение. У меня была коллега, которая всю жизнь отработала учителем, ушла на пенсию и получает теперь примерно те же 150 долларов. Поэтому пока зарплата учителя не будет равна средней зарплате по стране, молодые специалисты будут убегать из школы сразу после распределения. И еще об отношении к учителям. В райисполкоме мне сказали: гуманитариям жилье не положено. Я так и ездил два года на работу из Могилева.
Вообще я мог на второй день работы уйти из школы. Как только в отделе образования узнали, что я член Объединенной гражданской партии, мне предложили оформить «свободный диплом». Но я принципиально отказался. Считаю, что получил важный опыт.
А вообще белорусские учителя — очень зависимые от администрации люди. Профсоюзные комитеты вообще не работают. Учителей заставляют и двор мести, и ремонт в школе делать, и подписи за Лукашенко собирать. Откажешься – лишат премии, не продлят контракт. Принципиальных людей в этой системе очень мало.
Именно поэтому молодые люди вроде меня ищут другие перспективы сразу после окончания срока распределения».
Адарья ГУШТЫН