"От вложенной суммы с ума можно сойти". Как бизнесмен из Гродно восстанавливает старинную усадьбу
Пока шикарный дворец в Святске под Гродно разрушается в ожидании реконструкции, его сосед и тезка в деревне Радзивилки обретает вторую жизнь. Гродненский предприниматель Виктор Барташевич уже несколько лет восстанавливает заброшенную усадьбу Святск Гурских, которая вскоре может стать одним из самых востребованных туристических объектов в районе Августовского канала.
Чтобы попасть в Радзивилки из Гродно, нужно доехать до Сопоцкина, а за ним повернуть направо. Еще недавно тут была грунтовая дорога, но в этом месяце закончили укладывать асфальт — теперь он есть и в деревне, и по пути к ней. Кроме указателя на деревню появился еще один — туристический. Раньше о существовании старинной усадьбы случайному человеку узнать было сложно.
«Мы даем этому месту вторую жизнь, выводим его из комы»
Усадьбу Барташевич купил с аукциона летом 2011 года. В отличие от многих других аукционов, где продаются старинные поместья, потенциальных покупателей было несколько. Обычно же такая недвижимость не привлекает людей — состояние оставляет желать лучшего, а вложить надо в несколько раз больше, чем стоит здание.
Барташевич — один из самых известных и опытных гродненских предпринимателей. У горожан его фамилия ассоциируется прежде всего с двумя магазинами и рестораном «Дом». Правда, не все в курсе, что за последние несколько лет Виктор один магазин продал, другой сдал в аренду, а все деньги вкладывает в усадьбу. «Посчитать, сколько уже сюда вложено, нереально. От суммы можно с ума сойти», — говорит сам Виктор. За эти деньги, по его словам, можно было построить серьезное производство и получать соответствующий доход. Но средства идут на проект «для души».
«Я давно носил это в себе, выискивал, интересовался другими местами, например, бывшим имением Тизенгауза в Каролино», — рассказывает Виктор о том, как пришел к покупке усадьбы.
«Получается, вы уже достигли того уровня, когда можно вкладывать деньги и не особо думать об окупаемости?» — интересуюсь я.
«Нет, об этом нужно думать всегда, деньги должны приносить доход», — улыбается в ответ Виктор, хоть и признает, что вложенные средства вернутся в очень далекой перспективе.
«Мы уже в истории и этой усадьбы, и страны. Мы даем этому месту вторую жизнь, выводим его из комы», — рассуждает предприниматель. Он считает, что его работа может стать вдохновением для других. «Я один из первых, а после за нашу старину возьмутся другие», — говорит Виктор. Он уверен, что состоятельные белорусы со временем будут активнее покупать старинные усадьбы: «Люди уже заработали денег и будут их вкладывать. Кроме того, играет роль возраст — меняется человек, меняются и приоритеты».
Первым делом восстановили сад
По усадьбе нас проводит сын Виктора Александр. Он тоже предприниматель, работает в сфере общепита. Когда мы приезжаем на место, там вовсю кипит работа: пока что Святск Гурских, или иначе Малый Святск, — скорее, стройка, чем туристический объект.
Одной из первых работ в усадьбе стало восстановление яблоневого сада. Когда-то хозяин имения Юзеф Гурский, увлекавшийся селекцией, постоянно пополнял его новыми сортами. «В 1980-х сад зачем-то полностью вырубили, на его месте ничего так и не сделали», — рассказывает Александр. Его отец высадил новые деревца сразу же, как выкупил усадьбу. «Вообще, когда мы принялись за работу в 2012-м, все было в ужасном состоянии. Все заросло травой, на крыше уже выросли деревья, не было окон», — вспоминает наш «экскурсовод».
Усадебный дом состоит из трех частей. В 1873 году к оригинальному зданию 1828-го один из хозяев Петр Гурский пристроил двухэтажное здание, а в советское время добавили еще один фрагмент. До продажи усадьба принадлежала гродненскому предприятию «БелТАПАЗ», еще раньше там был дом-интернат для инвалидов и престарелых.
«Советское барокко» превратится в комфортабельную гостиницу
Перед началом работ здание исследовали реставраторы из Минска, которые раньше занимались усадьбой Любанских в Лошицком парке. «Тут они нашли на стенах до девяти слоев краски», — показывает Александр результаты зондажа в самой большой комнате на первом этаже. Благодаря этим работам можно будет восстановить оригинальный цвет стен каждой комнаты.
Интерьеры советской части здания вызывают у Александра смех. «Настоящее советское барокко!» — говорит он, показывая на бетонную лестницу с металлическими перилами и выкрашенные когда-то в бело-зеленый цвет стены. Поскольку эта часть не имеет никакой исторической ценности, именно тут разместятся современные гостиничные номера. Более старую ждет бережная реставрация.
В Радзивилках принимали туристов еще до войны
Роль туристического комплекса не станет для Святска Гурских чем-то новым. В межвоенное время в летние месяцы усадьба становилась санаторием. Последние довоенные хозяева — Юзеф Гурский и его мать Мария — могли предложить не только полюбоваться живописным окружением, но и покататься на лошадях, воспользоваться теннисным кортом или богатой библиотекой. Свою роль играла и близость Августовского канала.
Барташевичам удалось познакомиться с сыновьями последнего хозяина именья — Ежи и Казимиром, детство которых как раз прошло во время расцвета усадьбы. «Мы ездили к ним в Варшаву, они приезжали к нам, передали много фотографий и ценной информации. Правда, в этом году Казимир умер», — говорит Александр. Оказывается, потомки Гурских периодически приезжали в Беларусь и раньше, ведь на кладбище в Сопоцкине сохранилась их родовая усыпальница. «Нам повезло еще и потому, что Казимир был профессиональным архитектором, а также написал про Святск книгу. Если все будет хорошо, то она выйдет на польском и русском языках», — добавляет Александр.
Красивой природы мало, нужен активный отдых
Пока что в усадьбе готов лишь стильный бар в подвале — тут можно накормить целый автобус туристов. В гостиничной части полным ходом идет ремонт и, если все будет хорошо, номера будут готовы зимой. Но уже сейчас в теплое время в Радзивилках можно отпраздновать корпоратив или отметить свадьбу — хозяева купили шатры, которые стоят у живописных озер, на месте есть кухня.
Кроме восстановления усадьбы Барташевичи изучают сельское хозяйство — чтобы земля не пустовала, они начали выращивать овощи и сейчас просчитывают затраты и возможную реализацию. «Делаем первые шаги в производстве экологически чистых продуктов», — говорит Александр.
«Августовский канал — красивое и живописное место. Но выезжать просто „на природу“ людям уже мало. Хочется активного отдыха», — рассуждает Александр. Именно это направление Барташевичи собираются развивать в усадьбе: «Хочется и развлечь людей, и сделать так, чтобы они прониклись атмосферой истории».
Действительно, в окрестностях канала есть дефицит как туристической инфраструктуры, так и интересных событий — новые хозяева Малого Свяцка хотят заполнить эти пробелы.
Имение Святск Гурских, или Малый Святск, находится на окраине деревни Радзивилки в 30 км от Гродно. В XVII веке это место принадлежало монахам-отшельникам из ордена камедулов — они выращивали тут овощи и виноград. В ХІХ веке имение перешло к семье Гурских, которые были на то время очень прогрессивными хозяевами: построили по соседству крахмальный завод, который работал еще в начале 2000-х, в Теолине возвели костел, организовали в деревне школу для крестьянских детей. Крахмальня была экологичным производством — ее отходы не загрязняли землю, а наоборот, использовались для удобрения. В начале ХХ века Гурские даже участвовали в финансировании реставрации знаменитого Вавельского замка.
Высокий уровень хозяйства отметили во время Второй мировой немцы, которые использовали усадьбу как место реабилитации своих раненых офицеров. В 1944 году они вывезли отсюда все ценности, в итоге до нашего времени не сохранилось вообще никаких элементов интерьера. Когда-то имение отличалось шикарной библиотекой, старинной мебелью, кафельными печами и небольшими художественными сборами.