Дело Вербицкой. Таинственная пауза перед последним словом
24 августа в Минском районном суде завершилось судебное следствие по делу бывшего председателя ЖСПК «Лес-2010» Елены Вербицкой. Начались прения сторон. Гособвинтель предложила наказать обвиняемую лишением свободы. Сама же Вербицкая не успела выступить с последним словом. Судья Анжелика Козлова неожиданно объявила перерыв…
Завершению судебного следствия предшествовал допрос потерпевшей медсестры Ольги Нефедовой.
Напомним, что согласно новому обвинению из-за административных помещений, построенных вместо квартир на первом этаже, ЖСПК якобы передал меньшее количество квартир Минскому райисполкому. Именно из-за таких «преступных действий» Вербицкой граждане, считает прокурор, состоящие на учете, не смогли улучшить свои жилищные условия.
Сколько этих граждан, доподлинно неизвестно, в обвинении сообщается — «в том числе Мешкова В.Н. и Нефедова О.А.». К месту заметить, женщины по состоянию на 2015 год стоят в очереди на улучшение жилищных условий при Ждановичском сельском совете под номерами 1201 и 1309 соответственно.
Допрошенная 18 августа в суде в качестве потерпевшей Вероника Мешкова (она работает следователем) так и не смогла пояснить, почему выбор прокуратуры пал на нее. Более того, в ходе судебного заседания 24 августа Мешкова попыталась отказаться от этого статуса.
«Я не считаю себя потерпевшей», — заявила она. Правда, женщина, юрист по образованию, не смогла внятно пояснить ход своих отказных мыслей и ответить на вопрос судьи, почему она изменила свою позицию. Ведь еще неделю назад молодая женщина утверждала, что ее права были ущемлены тем, что на первом этаже дома вместо квартир были построены административные помещения.
По словам Мешковой, решение отказаться от статуса потерпевшей было принято «на семейном совете». «В том доме я бы и не строилась», — заявила она.
Судья тут же обратила внимание на противоречия в ее показаниях и напомнила об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. После такого намека потерпевшая больше не настаивала на лишении статуса потерпевшей.
А вот гражданка Нефедова ничтоже сумняшеся сочла себя потерпевшей, правда, от гражданского иска к обвиняемой, как и Мешкова, она отказалась. Но и здесь не обошлось без недоразумений.
На вопрос адвоката Вербицкой, каким образом и почему женщина стала потерпевшей, Нефедова неожиданно ответила: «Я отказываюсь свидетельствовать против себя». Затем добавила: «Я не знаю, как выбрали меня».
Под занавес судебного следствия в качестве свидетеля был допрошен Александр Платак. Он является аттестованным судебным экспертом в области строительства.
Правда, ни сторона защиты, ни гособвинитель такого свидетеля не заявляли. В зале суда он появился по инициативе судьи. Почему, стало известно после того, как Анжелика Козлова отклонила ранее заявленное ходатайство адвоката Ольги Стэчман о проведении судебной строительно-технической экспертизы. Ее назначение судья признала нецелесообразной. Защита же была убеждена, что только экспертиза даст конкретный ответ на вопрос о возможности или невозможности строительства квартир на первом этаже дома типовых потребительских качеств.
Отвечать на этот ключевой вопрос пришлось свидетелю Платаку. По словам специалиста, все зависит от технико-экономических условий. При соблюдении одних — на первом этаже можно было проектировать и строить квартиры. По другим требованиям санитарных норм и правил — это запрещено.
Стоит заметить, что изначально предполагалось возводить отдельно стоящий дом в лесу. Поэтому все необходимые для его обеспечения объекты — насосная станция, тепловой пункт, водомерный узел и электрощитовая — не должны находиться рядом или под жилыми помещениями. Это запрещено санитарными нормами. В данном случае, когда весь первый этаж состоит из административных помещений, то все объекты без проблем были размещены в подвале.
Был, конечно, и другой вариант, сообщил суду Платак. При проектировании жилых помещений на первом этаже все необходимые для обеспечения дома объекты следовало бы располагать в специально построенном рядом здании. Что, безусловно, отразилось бы на стоимости всего объекта, который возводился на деньги членов ЖСПК. Впрочем, на сей момент гособвинтель почему-то никакого внимания не обратил.
Прокурор Татьяна Гракун убеждена, что Вербицкая совершила ряд должностных преступлений и должна быть наказана лишением свободы.
За то, что Елена Вербицкая «построила не тот дом», «что повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан, государственным и общественным интересам», гособвинитель предложила на основании ч. 1 ст. 426 УК РБ (превышение должностных полномочий) приговорить женщину к 1 году 6 месяцам лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности сроком на пять лет. Санкция статьи — от штрафа до лишения свободы на срок до 3 лет.
Также Вербицкая обвиняется в том, что она составила заведомо ложные документы, на основании которых ее сын был принят в члены ЖСПК «Лес-2010» для строительства двухкомнатной квартиры. За это на основании ч. 2 ст. 424 УК РБ (злоупотребление служебными полномочиями) прокурор предлагает лишить Вербицкую свободы сроком на 2 года 6 месяцев со штрафом 500 базовых величин с лишением права занимать руководящие должности сроком на пять лет.
Итоговое предложение: путем частичного сложения назначить Вербицкой окончательно наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года. В связи с законом об амнистии освободить от наказания частично сроком на один год. Меру пресечения подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить, взять под стражу в зале суда. На имущество обвиняемой наложить арест для исполнения приговора в части штрафа в случае неуплаты такового.
В прениях сторон адвокат Ольга Стэчман была категорична: обвинение нелогично, вина не доказана, дом проектировался и строился с учетом рельефа местности и технических возможностей, которые не позволяли размещать на первом этаже жилые помещения. Квартиру сын обвиняемой строил на законных основаниях. Вербицкую — оправдать.
…До окончания рабочего дня оставался почти час. Времени было достаточно, чтобы Вербицкая произнесла последнее слово. Да и текст был заранее подготовлен. Свою вину она не признает. И вдруг… Судья Анжелика Козлова неожиданно прерывает заседание, сообщает, что последнее слово будет выслушано в четверг, и быстро покидает зал суда.
По определенным законом правилам после завершения прений сторон судья объявляет о времени провозглашения приговора и удаляется в совещательную комнату. Все что происходит в этой комнате — тайна.
Тот дом или не тот. В суде решают «законность» построенной в водоохранной зоне Дрозды многоэтажки
Читайте также:
Дело Вербицкой. Тайна прокурора: как следователь стала потерпевшей?
Тот дом или не тот. В суде решают «законность» построенной в водоохранной зоне Дрозды многоэтажки
Дело бывшего председателя ЖСПК «Лес-2010» Вербицкой. Чем дольше суд, тем больше дров
Как президенту пыль в глаза пустили. Главу ЖСПК судят за то, что построила «не тот» дом