ПУТИ-ДОРОГИ К ПОБЕДЕ
Мой рассказ — дань памяти легендарному командиру Дяде Саше — Александру Александровичу Морщинину, который несколько месяцев партизанил в лесах Беларуси — до осени 1942 года. Этот период более или менее полно освещен в средствах массовой информации. А как сложилась судьба героя дальше? Об этом лучше всего узнать у его земляков.
…После курса лечения в московском госпитале А. А. Морщинин снова в строю. Он выполнял «особые задания» Белорусского штаба партизанского движения, возглавив спецотряд, действовавший в тылу врага в районе Калининского фронта.
В июле 1943‑го офицера отозвали в Москву из-за резкого ухудшения здоровья. На этот раз после лечения Александра Александровича направили на Высшие офицерские курсы «Выстрел». После ускоренной учебы он продолжил службу в штабе 1‑го Украинского фронта. Однако такая служебная расстановка никак не удовлетворяла майора Морщинина: он обратился с письмом к Г. К. Жукову «с просьбой направления в действующие на фронте войска». Просьба была удовлетворена: 24‑летнего боевого офицера назначили на должность заместителя командира 658‑го стрелкового полка, входящего в состав прославленной 218‑й дивизии, которая в дальнейшем участвовала в освобождении Украины и Польши. Но где бы Морщинин ни находился, везде его называли закрепившимся за ним во время партизанства именем — Дядя Саша.
В воспоминаниях о путях-дорогах к Победе Александр Александрович поведал: «В Западной Украине был такой эпизод. Командира батальона Кудренко окружили фашисты на его командном пункте. Услышав по связи тревожное сообщение, я собрал группу бойцов и отправился с ними на выручку. В коротком бою мы часть фашистов уничтожили, остальные разбежались. А комбат был спасен от гибели или плена… Вспоминаю, как в боях на Варшавском шоссе после третьего ранения я потерял сознание. Меня оттащили от дома сержант Власов и старшина Кудрявцев. А через несколько минут этот дом разнесло бомбой… На Сандомирском плацдарме меня засыпало грунтом. Было много переломов, ушибов, повреждений внутренних органов. От контузии потерял зрение, слух, речь. Потом уже узнал, что меня откопали и фактически спасли жизнь солдаты во главе с врачом Ильей Беленьким…».
При выписке из госпиталя медики вынесли приговор: инвалид первой группы.
О фронте, понятно, и речи быть не могло. Но куда же девать большой фронтовой опыт? И он снова в строю, подлечившийся и окрепший. Александра Александровича направили в военно-пехотное училище, расположенное в городе Златоуст на Южном Урале. Его курсантам старший преподаватель тактики Морщинин и передавал богатый опыт.
В июле 1945‑го офицер возглавил тактический центр при пехотном училище, который находился в городе Молотове (с 1957 г. — г. Пермь). Когда в феврале 1946 года учебное заведение расформировали, А. А. Морщинин уволился в запас и уехал на малую родину. С июля он служил в органах внутренних дел в городе Череповце.
Дядя Саша принял должность заместителя начальника лагеря военнопленных, работавших на строительстве Цимлянской гидроэлектростанции и в других местах. В 1954 году здоровье, подорванное во время войны, вынудило Александра Александровича уйти на заслуженный отдых. О себе он сказал: «Уже после войны был дважды парализован, да и сейчас открываются старые раны…».
Теперь фронт Морщинина — общественная работа. Снова подлечившись, он организует и возглавляет Вологодскую городскую секцию ветеранов войны. Длительное время ветеран — заместитель председателя областного штаба Всесоюзного похода молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа — участвовал в слетах его победителей, проходивших в городах-героях. А. А. Морщинин вел переписку и исследования, к нему за помощью обращались земляки, сослуживцы и другие поисковики. В результате кропотливой работы он установил имена 11 воинов‑вологжан, участвовавших в обороне Брестской крепости, выяснил, что пятеро земляков совершили таран в воздушных боях с летчиками противника (двое из них повторили подвиг Николая Гастелло), семеро принимали участие в историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, а 27 — в Параде Победы 24 июня 1945 года в Москве…
Александр Александрович — автор и соавтор ряда книг по военной тематике, многих очерков и статей. В 1989 году в интервью он сказал: «Более сорока лет собираю материал о героике нашего края…». Неудивительно, что ветеран удостоен звания почетного гражданина Вологды, его имя занесено в «Золотую книгу» города. При этом следует заметить: Вологда и Гродно — города-побратимы.
Скончался кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и дюжины медалей Александр Морщинин 27 мая 2004 года в Вологде. До сих пор земляки с теплом вспоминают его, называя, как близкого, Дядей Сашей…
Иван Архипов, член Белорусского союза журналистов
Минск — Вологда — Устье — Заднее — Минск