Взять и отменить: что думают о домашних заданиях в школах родители, учителя и чиновники
В Корее и Финляндии дети тратят на домашнее задание около 3 часов в неделю. Белорусский старшеклассник, по Санитарным правилам и нормам, должен тратить столько же — но в день. Некоторые мамы жалуются, что из-за нагрузок вынуждены давать ребенку целую аптечку лекарств. Медики предложили освободить школьников от домашнего задания. TUT.BY выяснил, что на этот счет думают родители и учителя, и как задают «домашку» в других странах.
Представитель центра гигиены и эпидемиологии: Я высказала свое мнение как специалист
19 августа заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова предложила отменить или хотя бы дозировать домашние задания для школьников. Она привела в пример старшеклассников, которые занимаются до 3−4 часов дня, а потом делают уроки дома.
Позже специалист пояснила TUT.BY, что высказала свое мнение как специалист, который давно работает и видит, как с годами меняется школьная программа.
— Некоторые журналисты очень громко заявили, что в Беларуси отказываются от домашних заданий. Я просто высказала мысль, что в будущем, возможно, можно будет хотя бы сократить их объем.
Предложение особенно актуально для старшеклассников, которым могут ставить по 8 уроков в день. Вопрос о нагрузках обострился после перехода школы на 5-дневку, считает Алла Малахова.
— При 6-дневке не было 7 уроков в старших классах, 6 уроков — в средних и 5 уроков — в начальных. Сейчас это присутствует. В советское время с учебной субботой было по 6 уроков максимум, а сейчас даже по 8 может быть. Если бы ребенок находился в школе до 12 часов дня, можно было бы побольше домашнего задания дать. Если он до 4 часов дня сидит на уроках, ему сложно заниматься дома.
Минобразования: Объем домашнего задания должен быть разумным
— Домашние задания, наше мнение, должны оставаться, но объем их должен быть, безусловно, разумным. Основное — это урок, учебные занятия, — заявила сегодня Ирина Каржова, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования.
Она пояснила, что домашнее задание призвано закрепить материал, полученный на уроке. Будет ли ребенку интересно готовиться дома, зависит от профессионализма учителя, считает она.
— Учитель должен отработать урок таким образом, чтобы дома ребенку остались какие-то интересные творческие задания.
Учитель года: Могу отпустить детей без домашнего задания, если они усвоили материал на уроке
Преподаватель английского языка Инесса Зубрилина, получившая звание «Учитель года-2011», согласна, что мотивация и результативность детей в школе — зона ответственности учителя. Она не считает, что домашние задания стоит отменять, но уверена, что к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Если учитель работает с детьми постоянно и знает особенности их здоровья и психики, это не составит труда, уверена она.
— Нужно принимать во внимание возрастные, психологические особенности ребенка. Я считаю, что в первую очередь учитель должен брать на себя ответственность и дифференцировать домашние задания.
У нее самой в арсенале есть такой прием.
— В конце занятия я проверяю изученный материал и исходя из результатов, даю разное домашнее задание. Когда это системная работа, дети понимают, почему Света делает одно упражнение, а Наташа другое. Все, что ребенок не успел отработать на уроке, он может выполнить дома. И именно с этого я начну следующий урок, чтобы видеть, насколько я могу озадачить его чем-то более сложным.
Инесса Зубрилина признается, что может отпустить детей и вовсе без домашнего задания, если видит, что они полностью усвоили материал на уроке.
— Но если я вижу, что на что-то нужно обратить внимание, то я могу предложить задание в формате рекомендации. Дети следуют ей, если они мотивированы, если к ним найти подход.
Сколько тратят на домашние задания школьники разных стран
— Мое мнение — отказываться от домашнего задания не надо. Оно полезно, закрепляет выученный материал. Дети заменят «домашку» телевизором, так что пусть лучше уроки делают. Когда я рос, было домашнее задание, и все было хорошо. Мне кажется, это не такая насущная проблема, ради которой стоит что-то радикально менять, — говорит многодетный отец Александр Онохов.
«Благодаря детям я счастлив». Александр Онохов после смерти супруги один воспитывает 11 детей
У него нет ощущения, что ребята перегружены в школе. А вот у других родителей оно возникает. В марте газета «СБ. Беларусь сегодня» публиковала письмо мамы девятиклассника с перечислением уроков на вечер: сделать упражнение по русскому языку, подготовиться к сочинению по литературе, выучить параграф по истории и биологии, решить 4 задачи по химии и 3 задачи по математике, подготовить сообщение о погоде и 2 задания к уроку английского. На выполнение уроков, по словам мамы, ушли часы, а спать семья отправилась ближе к полуночи.
Известно, что в Беларуси действуют нормативы времени, отведенного на «домашку». Во 2 классе — до 1,2 часа, 3−4 классах — до 1,5 часа, 5−6 классах — до 2 часов, 7−8 классах — до 2,5 часа, 9−11 классах — до 3 часов. По словам Аллы Малаховой, это средние значения, которые не могут учесть индивидуальные особенности ребенка.
В России такие лимиты тоже есть, и они чуть строже. Во 2−3-м классах на домашние задания отводится не больше 1,5 часа, в 4−5-м классах — 2 часа, в 6−8 классах — 2,5 часа, в 9−11 классах — до 3,5 часа. В Минобрнауки их даже решили издать отдельным ведомственным приказом, глядя на растущее количество родительских жалоб на загруженность детей-школьников.
В 2012 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проверила, сколько времени школьники в разных странах тратят на выполнение домашнего задания.
Россия оказалась на втором месте в мире по количеству времени, затраченного на домашние задания — 10 часов неделю. Опередили россиян только китайцы — 14 часов в неделю. В западных странах — Великобритании, Германии, США и других — школьники уделяют урокам около 4,9 часа в неделю. Меньше всего учились дома дети из Финляндии и Кореи — около 3 часов в неделю.
Беларусь в исследовании не участвовала, но если вдуматься, разница колоссальная. У нас СанПиН отводят ученикам старших классов те же 3 часа на домашнее задание, но не в неделю, а в день.
А как у них? В США ученикам задают вести блог
Дилемму с домашними заданиями в разных странах решают по-разному. Например, в Великобритании учителям разрешили самим определять, сколько задавать на дом ученикам младших классов. Для средних и старших классов такого послабления нет.
Белорусы Дмитрий и Наталья Егоровы живут в Варшаве. Их сын окончил 4 класс. Родители считают, что польская система образования похожа на белорусскую, но более лояльна к ученикам.
— Многие учителя дают шанс исправиться, шанс доработать домашнее задание, принести позже. Нам лишь однажды снизили оценку на балл за то, что мы не принесли его вовремя. Я думаю, что это хорошо, потому что это ребенок. Не каждый взрослый может все запомнить, когда у него много заданий, — говорит Наталья Егорова.
В школе, где учится ее сын, не ведут бумажные дневники. Дети записывают задания в тетрадях или учебниках. Наталья считает, что это одновременно и плохо, и хорошо. С одной стороны, родители не могут проверить, что задано на дом, с другой — ребенок учится ответственности.
— В один день было три серьезных предмета — математика, язык, литература — и три не очень серьезных. Каждый день нам что-то задавали, но не так много. Иногда на трудах задавали что-то объемное, но давали много времени на выполнение.
Родители не считают, что сына слишком загружают в школе. Иногда всю «домашку» он может сделать еще в продленке, иногда выполняет задания дома, с помощью родителей.
— Это занимает разное время. Зависит от того, сколько задали, от требований учителей и от способностей самого ребенка. Математику он может сделать за 10−15 минут, а над техникой, когда нужно смастерить что-то своими руками, он может сидеть с мамой по 4 часа, — говорит Дмитрий Егоров.
Белоруска Алена Павлова живет в США. Уровень школ там определяется именно домашними заданиями: чем лучше школа, тем они сложнее. В слабых школах детей скорее развлекают, чем обучают.
Сын Алены проучился в американской школе 1 год, закончив там 5 класс. Сначала он попал в базовую подгруппу по математике, где ему практически не задавали «домашку». Лишь после перехода в более сильную подгруппу он стал засиживаться за уроками дома.
— Иногда им дают нетривиальные задачи. Допустим, два 5-классника пошли в поход из одного реального американского города в другой. Вопрос, сколько времени они потратят на это. Для этого нужно сначала измерить свой шаг, просчитать, сколько шагов ты делаешь за минуту, вспомнить количество минут в часе и узнать, каково расстояние между этими городами.
Кроме ежедневных заданий, американские школьники делают проектную работу. Например, раз в неделю им надо написать сочинение.
— Ребенок обязан читать минимум по 20 минут в день. Раз в неделю им выдается список вопросов, применимых к любой книге. Например: «Как ты думаешь, как бы изменилась история, если бы главным героем был человек другого пола?», «С кем бы их твоего класса этот герой подружился бы?», «Как тебе кажется, что в этой истории можно было бы переписать?». В сочинении обращают внимание на два момента — грамотность и структура. Кроме того, в нем обязательно должно быть три конкретных примера из прочитанного.
Алена вспоминает еще одно задание, которое ее сын как-то получил в школе, — вести блог. Учитель оценивал количество и качество записей в нем, а также количество комментариев от одноклассников.
В белорусских школах более глубокая академическая составляющая, отмечает Алена. В США школьники изучают материал изучают точечно, зато более тщательно.
— Вернувшись из школы в последний день учебного года, мой несентиментальный сын признался, что плакал, потому что школа закончилась. Как маме мне это важнее, что в нем не убили любовь к учебе, любовь к чтению. Для меня это важнее, чем синусы-косинунсы, которые уже проходят здесь и еще не проходят там.