Специалист: Надо как можно раньше начинать коррекцию гиперактивности детей
Родителям следует обращать внимание на своих детей и как можно раньше выявлять у них гиперкинетическое расстройство внимания и поведения, начинать его коррекцию.
Такое мнение на пресс-конференции 19 августа высказала заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» Маргарита Девялтовская, сообщает БелаПАН.
Согласно проведенному РНПЦ «Мать и дитя» исследованию, гиперкинетическое расстройство внимания и поведения в предшкольном возрасте выявляется у 39% детей, у которых на первом месяце жизни была диагностирована энцефалопатия новорожденных.
Как рассказала Девялтовская, ребенок с таким расстройством все время движется, ему трудно усидеть на месте и сконцентрировать внимание на чем-то одном. «При более легких гиперкинетических расстройствах ребенок постоянно должен хотя бы двигать рукой или ногой, куда-то смотреть, чтобы отвлечься», — отметила она.
Кроме того, для детей с гиперкинетическим расстройством характерна импульсивность и отсутствие страха, поэтому они могут перебегать дорогу, не боясь попасть под машину. Такие дети не могут долго заниматься одним делом, отвлекаются на уроках и хуже усваивают материал. «В силу своей постоянной подвижности они являются проблемой для педагогов, потому что ребенок, как говорят учителя, крутится, вертится, отвлекает других детей и мешает вести урок. В этом случае говорят, что ребенок плохо себя ведет. Но всегда нужно разбираться, ребенок ведет себя таким образом просто потому, что ему так хочется, или потому, что у него такое состояние нервной системы», — пояснила специалист.
По ее словам, дети с гиперкинетическим расстройством слабо реагируют на критику и наказания, но похвала и поощрения за успехи обычно дают положительный результат. При правильной психолого-логопедической и медицинской коррекции в возрасте до семи лет расстройство быстро проходит, поведенческие привычки можно также изменить и до 10 лет, но после этого возраста «практически ничего уже сделать невозможно», отметила Девялтовская.
При этом она подчеркнула, что интеллектуальные способности таких детей обычно выше среднего уровня, и при правильной коррекции эти дети в будущем достигают хороших результатов. Без лечения дети начинают еще больше отставать от сверстников по оценкам и усвоению знаний. «Если проблемой не заниматься, то после 11 лет она перерастает в расстройство личности, аддиктивные формы поведения», — подчеркнула специалист.
Детям с гиперкинетическим расстройством рекомендуется идти в школу в семь лет, в классе им лучше сидеть на первой парте рядом с учителем, который, в свою очередь, должен понимать, что ребенок не может вести себя по-другому, и поощрять его за успехи, рассказала Девялтовская.