"Это не бездушная железяка-тренажер". Как в деревне под Минском лошади помогают детям с ДЦП
В деревне Новая Веска, что под Минском, есть небольшая конюшня: несколько раз в неделю инструктор-адаптолог Ольга Демидова проводит на ее базе занятия по иппотерапии. «Нельзя недооценивать роль массажа, лечебной гимнастики, плаванья. Все это здорово, но вот это (Ольга показывает на лошадь. — TUT.BY) — это такой потрясающий снаряд, который дает комплексный эффект», — уверяет она.
«Занятие проходит в тесном квинтете: лошадь, инструктор, ребенок, родитель, коневод»
— В отличие от многих развитых стран, где иппотерапия — официальный метод лечения, в Беларуси лечебная верховая езда относится лишь к средствам дополнительной адаптации людей с неврологическими и другими заболеваниями, — рассказывает адаптолог Ольга Демидова.
К конюшне, тем временем, подъезжает автомобиль: это мамы Ольга и Наталья вместе привезли на занятия своих детей. У десятилетней Насти и одиннадцатилетнего Артема — ДЦП, они учатся в одной школе в интегрированных классах. Не успев выйти из машины, Артем бежит навстречу инструктору и радостно кричит «Привет!».
Занятие проходит в тесном квинтете: лошадь, инструктор, ребенок, родитель, коневод. Инструктор считает, что каждый участник этого квинтета играет колоссальную роль.
— У меня должность своеобразного шута: я смеюсь вместе с детьми, показываю упражнения и прошу повторить. Родитель придерживает ребенка, а порой помогает мне найти с ним нужный контакт. У коневода, кажется, небольшая роль — водить лошадку, но лошадка эта не всякого человека будет слушаться и не с каждым побежит, — говорит о специфике занятий иппотерапевт.
Мама Насти Ольга рассказывает, что основной упор в лечении ребенка они делают на ЛФК и физиотерапию.
— Все таблетки и уколы дают временный результат, по крайней мере, нам такое лечение не подходит. На Володарского (Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями. — TUT.BY) есть достаточно современное оборудование, например, Локомат — приспособление для реабилитации инвалидов. Действие аппарата имитирует природную походку человека — у ребенка нарабатываются физиологические навыки ходьбы, это все происходит в игровой форме, поэтому Насте нравится.
Раньше лечебной верховой ездой Настя занималась с другим инструктором. По признанию мамы, специалист был строгий, заставлял делать ребенка много сложных упражнений. Для Насти такие занятия стали «обязаловкой» — ездить на них перестали.
— Через несколько месяцев наш инструктор по ЛФК заметила, что ребенка начало в прямом смысле слова шатать: она стала менее устойчивая. Начали выяснять, отчего ухудшилось равновесие, и пришли к выводу, что из-за того, что перестали ездить на занятия с лошадьми.
Что однозначно помогает ребенку, а что — нет, мама Насти определить не берется. По ее наблюдениям, после перерыва в занятиях лечебной верховой ездой некоторые упражнения Насте даются сложнее, чем раньше: мышцы без нагрузки слабеют.
— Больше постараемся не делать продолжительных перерывов в занятиях. К тому же, лошади Насте нравятся.
«Как двигаться, вспоминают даже те мышцы, которые атрофировались из-за отсутствия ходьбы»
Ольга Демидова рассказывает, что одна из главных особенностей иппотерапии — массаж ног ребенка мышцами спины животного: внутренней стороны бедра, икроножных мышц, голеностопа, паховой области.
— В действие приходят все группы мышц, хотя ты этого и не осознаешь. Как двигаться, вспоминают даже те мышцы, которые атрофировались из-за отсутствия ходьбы. К тому же, это психоэмоциональное расслабление. Ну как лошадь можно не любить? Это не просто спортивный тренажер-бездушная железяка, это живое, очень умное создание, с которым еще нужно найти общий язык: похвалить, поблагодарить и обязательно покормить.
Во время перемещения лошади туловище всадника выполняет те же движения, что и при ходьбе. Кроме массирующего эффекта, движение мышц спины лошади оказывает и разогревающее воздействие на мышцы ног всадника и его органы малого таза: этому способствует тепло — температура лошади на два градуса выше температуры человеческого тела.
Вместе с расслаблением ног укрепляются мышцы спины. Несмотря на то, что ребенка придерживает родитель и инструктор, для сохранения равновесия ему нужна максимально прямая посадка.
— При движении слаборазвитые мышцы формируются и укрепляются, а закрепощенные — расслабляются. Тем и уникальна иппотерапия — нагрузка одних мышц и расслабление других идет одновременно. Родители, которые привозят детей на занятия, знают: ДЦП такой диагноз, с которым нужно работать. Они не жалуются на болезнь, не опускают руки, а верят в то, что подкорректировать можно многое, а значит, отчаиваться нельзя.
«Надеемся, что положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении с лошадью, помогут»
За детским смехом трудно догадаться, что у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем. Артем улыбчив, общителен, а по словам мамы, еще и достаточно самостоятелен. Нам же мальчик рассказывает, что на занятиях ему все нравится, лошадей он никогда не боялся, да и в целом, животных очень любит. Инструктор Ольга отмечает, что Артем — способный мальчик, многое делает сам, поэтому она хочет перевести его в группу к здоровым детям.
Мама Артема, Наталья Троцкая, говорит, что конкретного упора на что-то в лечении они не делают. Обязательным, отмечает она, для них являются занятия ЛФК. Они с Артемом также, как и Настя с мамой Ольгой, проходят курс реабилитации на Володарского: ванны, массаж, грязи, парафин, физиотерапия. Еще Артем занимается плаваньем — особенно хорошо у него получается нырять.
— Я, например, не работаю и полностью в нем — с утра до ночи. Стараюсь отправлять его туда, куда ему хочется. Хотелось ему в театральный — вот уже год мы ходим. Что касается иппотерапии, то здесь нас привлекло еще и то, что инструктор Ольга — медик. Наверное, нашим детям она больше может помочь, чем обычный инструктор верховой езды, — поясняет Наталья, мама Артема.
Наталья признается, что в какой-то момент руки опускались: лечение и реабилитация должны проходить без перерывов, а это непросто. Помогает набраться сил и идти дальше мысли о будущем ребенка — ставка идет на то, что ребенок станет «таким, как все», а постоянное лечение уже вошло в ритм жизни.
— Мы делали МРТ мозга, согласно результатам динамика у нас отрицательная. Отчего и почему так — непонятно. Кажется, мы делаем все, что можно: работаем, работаем. Сделай перерыв, хотя бы на месяца два — и все, такой сильный откат идет назад, что можно с нуля приступать к работе. В нашем случае ты понимаешь, что иппотерапия — не панацея, но ты надеешься хоть на что-то. Вдруг эти положительные эмоции, которые испытывает ребенок при общении с лошадью, помогут, вдруг в мозгу что-то стрельнет — и все изменится.
«Нет таблеточки, которая все исправит со здоровьем, поэтому нужно трудится — тогда будет результат»
По словам иппотерапевта, лечебная верховая езда — популярная вещь среди родителей, чьи дети болеют ДЦП. Как правило, пользу от этого занятия родителям объяснять не нужно. Инструктор считает, что лошадь во время занятия должна отдавать всаднику свою энергетику — именно поэтому седло в иппотерапии не приемлемо, на животное лишь кладут вальтрап.
— Лошадь должна быть старше пяти лет и рожавшей минимум дважды, — Ольга говорит о критериях, которые предъявляют к лошади, а также поясняет, что такое животное будет спокойней, а это немаловажно для занятий с детьми. — Еще у нее должна быть широкая спина и невысокая холка, да и сама лошадь должна быть не очень высокая. Также важно, чтобы она хорошо отзывалась на команды.
В зависимости от степени тяжести заболевания занятие с лошадью длится от десяти минут до часа. Ольга Демидова отмечает, что в других видах реабилитации много противопоказаний. К иппотерапии же, по словам специалиста, противопоказания можно по пальцам посчитать: ломкость костей, заболевание почек, эпилепсия и аллергия на саму лошадь.
— В силу своих знаний и умений (Ольга окончила медицинский и университет физической культуры по специальности инструктор-адаптолог. — TUT.BY) я не просто катаю ребенка на лошади, я делаю замеры с помощью тестов на гибкость, на координацию и стараюсь подобрать каждому индивидуальный комплекс упражнений.
Пятилетняя Ксюша Циунчик занимается лечебной верховой ездой с полутора лет. У нее ДЦП — тяжелая форма деформации стоп. Недавно они с мамой вернулись из Израиля — там для ребенка изготовили специальные ортезы, которые служат ей опорой при ходьбе. Маленькая Ксюша задает много вопросов и широко улыбается. Заниматься с лошадками ей нравится — задания инструктора она выполняет легко.
Мама Ксюши Анастасия Шуренкова отмечает, что дочка любит лошадей и не боится никаких зверей. А еще она говорит, что занятия иппотерапией формируют равновесие — по Ксении это особенно заметно. Помимо лечебной верховой езды девочка с мамой ездят на занятия физкультурой, массажем, физиотерапией и другими процедурами в Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями.
— Если обобщить — шесть месяцев в году мы реабилитируемся, а остальное — садик, в котором у нас интегрированная группа. Когда мне говорят, что такое заболевание — крест, я отвечаю: нет, это счастье, о котором вы не знаете. К сожалению, нет панацеи, таблеточки, которая все изменит: нужно просто трудиться — результат будет всегда.
«Когда оказываешься в нашей ситуации, ищешь все, что может помочь»
Инструктор Ольга Демидова рассказывает, что на занятия лечебной верховой ездой зачастую приходят гиперактивные, или наоборот — замкнутые дети. И те и другие порой очень любят общаться с лошадью: они готовы все занятие кататься с ней в обнимку.
Обычно шестилетнего Андрюшу на занятия привозит мама, но сегодня мальчик приехал с отцом. Виталий Молчан рассказывает, что когда он на работе, рядом с сыном всегда находится супруга: помимо иппотерпии она отвозит ребенка на массаж, иглотерапию и другие процедуры.
Самостоятельно держать спинку у Андрюши получается плохо — на лошади с ним ездит инструктор. Иппотерапевт рассказывает, что поначалу мальчик плохо понимал ее команды, а теперь он говорит ей «Оля, смотри!» и отпускает руки — Ольга называет это их совместным достижением за месяц.
— На лошадках он катается давно. Хотели даже попробовать покупаться с дельфинами, но нас отговорили, сказали, что смысла в этом нет, — рассказывает папа мальчика.
Виталий говорит, определить, что именно помогает ребенку и помогает ли вообще, сложно. Особенно, когда используешь все: и процедуры, и медикаменты. Пока Андрюша специально для нас считает вслух от одного до десяти, Виталий отмечает, что изменения в ребенке были видны после поездки на море.
— Заметно было уже там! А ребенок просто грелся на солнышке и купался. Врачи говорят, что после отдыха такое бывает. Знаете, когда оказываешься в нашей ситуации, ищешь буквально все, что может помочь.
На ДЦП ставить крест нельзя — на этом сходятся родители всех детей, которые приехали сегодня на занятие. А еще они говорят о том, что в мире есть такое понятие — равновесие.
— Я уверена, что наши дети воспринимают мир немного по-другому и видят немножко больше, чем мы.