После загса - в детский приют. Репортаж TUT.BY c необычной свадьбы, на которой не было цветов
В минувшие выходные в Гомеле прошла не совсем обычная свадьба. Молодожены после росписи в доме гражданских обрядов поехали не в ресторан, как это принято, а в социальный приют для детей. Там их уже ждали с плакатами, стихами и с деревом счастья.
«Дети никогда не винят родителей: это дяди и тети, которые забирают их из семьи, плохие»
Перед свадьбой Ефим и Александра, студенты Белорусского торгово-экономического университета потребкооперации, попросили гостей не тратиться на цветы, чтобы на эти деньги можно было купить подарки для детей из неблагополучных семей, которые вынуждены находиться в приюте.
Молодожены собирались приехать в Гомельский городской социально-педагогический центр в субботу, 15 июля, после четырех часов дня. Мы же отправились на улицу Маневича, где находится приют, за полтора часа до их приезда. Гомельский городской социально-педагогический центр размещается в здании бывшего детсада. Ухоженное здание желтого цвета, просторный двор с игровыми площадками, деревьями и цветами — что-то вроде детского санатория.
Центр работает уже почти пятнадцать лет — с 2001 года. Ежегодно на временном пребывании здесь находится более 160 несовершеннолетних воспитанников в возрасте от трех до восемнадцати лет. Большинство из них — гомельчане, но изредка транспортная милиция доставляет сюда потерявшихся или беглецов из других городов и деревень. С такими детьми все гораздо проще: вопрос решается в тот же день или на следующий. Быстро находят родителей и отправляют их домой.
А дети, изъятые из неблагополучных семей по Декрету № 18 (таких здесь большинство), в течение полугода терпеливо ждут, что их родители одумаются и заберут назад, в семью.
Сейчас в приюте — 39 несовершеннолетних воспитанников, некоторые из них сейчас отдыхают в санатории и вернутся в центр к началу учебного года. Среди воспитанников приюта четверо детей пойдут в этом году в первый класс, шесть человек — в колледжи. Всего здесь 22 школьника, остальные дошколята.
— Если родители понимают, что ребенок важнее привычного образа жизни и у них хватает ума и сил взять себя в руки, то детей возвращают в их семьи, — рассказала заместитель директора центра Елена Богданович. — В 80% случаев они делают все, чтобы стать на путь исправления. Но, к сожалению, есть и такие ситуации, когда мамы и папы вспоминают о своих детях только через полгода, когда уже встает вопрос о лишении их родительских прав. И за это время они даже не удосужились навестить своих сыновей и дочек.
А дети все чувствуют и скучают, говорят сотрудники приюта. И если первое время они считают, что попали в круглосуточный детсад или оздоровительный лагерь, то со временем начинают задавать вопрос: «А почему ко мне мама не приходит?».
— Какими бы ни были родители, дети их любят, — говорят педагоги. — Даже когда их привозят сюда, они никогда не винят маму или папу: виноваты плохие дяди и тети, которые забирают их из семьи. Некоторые родители на первом этапе, сразу после иъятия детей, устраивают скандалы, слезы проливают. Но уже через пару дней забывают о том, что у них есть дети и продолжают катиться по наклонной.
В таких случаях отдел образования подает иск в суд на лишение их родительских прав. Ребенок получает статус сироты и начинается процесс по поиску для него новой семьи. Вся информация об этих детях находится на портале национального центра усыновления оставшихся без попечения родителей, а также на сайте Гомельского городского социально-педагогического центра.
Особое беспокойство у педагогов приюта вызывают дети из многодетных семей. Вот и недавно сиротами при живых родителях стали две сестрички и брат. Теперь для 15-летнего Артура, 14-летней Снежаны и 13-летней Ангелины подыскивают приемную семью. Но трое — это еще не предел, говорят в приюте. Бывает, что и по пять детей из одной семьи сюда попадают.
По Декрету № 18 родителей обязывают покрыть расходы на пребывание детей в этом центре. Средства с них взыскиваются через суд. Кто-то возмещает в полном объеме, кто-то — нет. И тех, кто не платит за содержание своих детей — большинство. Особенно это касается многодетных семей. В принципе, этому можно найти объяснение: пребывание в приюте одного ребенка обходится государству от 1 400 000 до 1 600 000 рублей в месяц. Если мама одинокая, то чтобы покрыть расходы за четверых детей, ей надо зарабатывать как минимум 7, 5 млн рублей. К слову, если родители поняли свою ошибку и сделали все, чтобы вернуть ребенка, задолженность за его пребывание в приюте идет на списание.
Мы поинтересовались у руководства центра, как здесь отнеслись к необычной инициативе молодоженов.
— Это не чужие нам ребята. В торгово-экономическом университете потребкооперации создан и работает один из самых активных волонтерских отрядов. Они уже к нам много лет приезжают, — сказала Елена Богданович. — Причем, волонтеры не только общаются и играют с нашими детьми, но и спортивные мероприятия проводят, помогают нам по уборке территории.
За каждым ребенком стоит изломанная судьба. Здесь они живут в ожидании, что с ними будет дальше. И особенно это тревожит детей постарше, которые уже все понимают. По словам педагогов, каждый из воспитанников центра переживает психологическую травму — эмоциональное насилие, разрыв с родителями, осознание, что самые близкие люди его предали.
«Ну что — цветы? Полюбуемся на них дня три — и все. А улыбки детей всегда будем помнить»
Тем временем, педагоги уже рассказали детям, что скоро сюда приедет невеста и жених в свадебных нарядах. Подобные акции были в центре и раньше, но игрушки детям привозили уже после свадьбы. А такого, чтобы приехали в свадебных нарядах, за 15 лет здесь не припомнят.
Дети постарше вышли во двор и смотрели на подъезжавшие автомобили, девочки-подростки оживленно обсуждали, в каком платье будет невеста. «А что такое свадьба?» — спросил подбежавший к ним малыш лет четырех.
В это время в дошкольной группе мальчики вовсю повторяли разученный накануне стишок, специально подготовленный к приезду гостей.
Подростки вместе с педагогом сделали и другие подарки для молодой пары — яркий свадебный плакат с пожеланиями и дерево счастья.
Вскоре приехали молодожены, с ними были еще свидетели и другие гости. Они привезли с собой подарки для центра — два ярких ковра и пакеты с игрушками.
На вопрос, откуда такая идея, ведь обычно в этот день влюбленные сосредоточены друг на друге, молодые супруги ответили, что посетить этот центр им подсказала директор студенческого клуба университета Евгения Головацкая. Им это сразу пришлось по душе.
Пока дети разместились на новом ковре и стали рассматривать подарки, мы успели поговорить с Ефимом и Александрой. Влюбленные рассказали, что познакомились в университете во время подготовки к одному из межвузовских конкурсов. Нужно было разучить танец и их поставили выступать в паре. Оба говорят, что очень обрадовались этому.
— Я обратила внимание на Ефима еще раньше. Мы с ним иногда в университете на сводных парах пересекались. Потому, когда мы пришли в клуб на репетицию, не могла оторвать взгляда от этого блондина с голубыми глазами, — улыбается Александра. — Разучивая танец, мы просто общались на уровне «привет-пока». Потом стали переписываться в интернете, 10 марта у нас было первое свидание, после которого мы уже не расставались. Встречались семь месяцев и поженились.
Ефим тоже говорит, что тогда в клубе на репетиции выделил среди всех именно Александру. Говорит, такое счастливое совпадение, что им предложили танцевать в паре.
— Ефим очень красиво сделал мне предложение, — вспоминает Александра. — В тот день было четыре пары, а после третьей — 40-минутный перерыв. Ефим позвонил и предложил увидеться во внутреннем дворике университета. Я вышла и обратила внимание, что он прячет букет, подумала еще — наверное, накосячил где-то. А он вдруг встал передо мной на колено, спросил, хочу ли я стать его женой. Я была в шоке. Ответила «да», он подарил мне букет, одел кольцо на палец — и я расплакалась.
Ефим признался, что так переволновался в тот момент, что деталей уже не помнит.
— Я только отчетливо помню, как Саша сказала «да» — и все, больше мне ничего не надо было, — смеется он. — Мы там расцеловались и со счастливыми лицами пошли на занятия.
Ребята выросли в полных семьях. Но, говорят, у них всегда было желание помочь таким детям. Просто сейчас, пока они студенты, для этого нет финансовых возможностей, потому пока помогают как могут — участвуют в концертах, которые университет проводит в детских домах.
— А когда уже свадьбу наметили, появилась возможность помочь более предметно. Мы подумали, ну что цветы? Полюбуемся на них дня три — и все. А улыбки детей всегда будем помнить, — говорят молодожены. — Дети, они ведь родителей не выбирают. Обидно, что для некоторых взрослых бутылка дороже ребенка.
Ефим говорит, что Александра научила его по-другому смотреть на привычные вещи. С ней он стал терпимее и добрее. А Александра рада, что впервые в своей жизни встретила парня, близкого по духу — «он для меня свой человек, мне с ним легко».
После общения с детьми молодые супруги собрались уезжать — их ждали гости.
— Очень тяжело смотреть на этих маленьких детей, пусть даже они здесь на временном содержании, — сказала на прощание Александра. — У моей одноклассницы была непростая ситуация в семье: ее братик находился в приюте. И когда мы с ней туда ходили, мне было не по себе: там каждого посетителя дети считают мамой или сестричкой, бегут радостно навстречу — жутко все это. Дети должны купаться в родительской любви, а не ждать, когда его заберут из приюта. Мы с Ефимом будем рады, если ребята, обделенные вниманием родителей, станут после нашего приезда хотя бы чуточку счастливее. И еще хотим обратить внимание общества на очень важную проблему: ребенок должен жить в семье.
Как отметила форумчанка Tanya-24.07 в своем комментарии к предыдущей статье на эту тему, «вообще-то это хорошая инициатива. Если не писать о таких вещах — то люди и знать не будут, и сделают меньше. Если благодаря этой статье хоть одна пара сделает что-то подобное — это уже здорово! А если 10? А 100? Речь ведь не о сумашедших деньгах — а о том, что может любой из нас. Если захочет».