Парад "готовых артистов" и "будущих звездочек". Репортаж с творческого вступительного экзамена
«Творческий экзамен — специфический, со стороны можно не понять, как мы все оцениваем, — сходу предупреждает нас директор Минского колледжа искусств Юрий Лейко. — У технарей проще: сложили результаты тестов, а тех, у кого самые высокие баллы — зачислили. У нас так невозможно. Наша задача — увидеть индивидуальность, найти талантливого ребенка». Журналисты TUT.BY побывали на творческом вступительном экзамене по специальности «Хореографическое искусство (народный танец)».
«После школы сразу прыгать в вуз неправильно»
Юрий Александрович Лейко руководит минским колледжем искусств вот уже десять лет. Он говорит, что популярностью у абитуриентов неизменно пользуются две специальности: народный танец и эстрадное пение. На первую конкурс ежегодно держится около двух человек на место, на каждое бюджетное место второй претендуют по четыре абитуриента.
— Сегодня везде, а особенно на телевидении, пропагандируется эстрадное направление: проводится масса конкурсов, начиная с Академии талантов. К сожалению, падает интерес ребят к классическим специальностям — инструментальному исполнительству, дирижированию. Но ведь это то, что и составляет основу всего направления искусства.
Директор колледжа считает, что это проблема государственного масштаба: сегодня престиж музыканта и творческого человека слегка пошатнулся.
— Начнем с невысоких зарплат в сфере культуры: абитуриенты тонко чувствуют, где они будут зарабатывать, а где — нет. Хотя я им всегда говорю: если ты мастер и профессионал, тебя всегда будут ценить, и ты будешь хорошо зарабатывать.
Что касается танцевального направления, то поступают в колледж, говорит руководитель, дети подготовленные, отдавшие танцу не один год жизни.
— Конечно, есть самородки: у него и шаг, и подъем, и растяжка. И глазки умные — а это очень важно. Но без работы над собой невозможно добиться результата. Мы оцениваем физические данные, внешность: ребенок должен быть стройным, опрятным. Опять же важны ритмические данные: какой из него танцор, если он музыки не слышит?
На большинство специальностей в колледж поступают после базовой школы. Проходной балл состоит из двух оценок: среднего балла документа об образовании и оценки за творческий вступительный экзамен. Еще два года назад помимо творческого экзамена для поступления нужно было написать диктант по русскому и белорусскому языкам.
— Уже второй год диктант мы не пишем. Думаю, это к лучшему, ведь иногда приходят дети с очень низким уровнем общеобразовательной подготовки: такого в диктантах понапишут! Конечно, здесь палка о двух концах: хочется, чтобы поступали умнички во всем. Но главное — талант.
В этом году, чтобы стать студентом специальности «Хореографическое искусство (народный танец)», абитуриентам нужно было набрать минимум 15,1 балла.
Юрий Лейко говорит, что высшее учебное заведение средне-специальному не конкурент: он считает, что в ссузе дают базу именно по будущей специальности, серьезный профессиональный фундамент. Вуз же, по мнению директора, расширяет кругозор, дает много материала другого направления.
— Четкая система: «сначала училище, потом институт», была разработана еще в советские времена. После школы сразу прыгать в вуз неправильно — об этом говорят все руководители отделов культур на местах.
«Целевое взяла для того, чтобы была работа, на которой будут ждать»
Экзамен начинается ровно в десять часов. В аудитории, помимо членов экзаменационной комиссии, присутствует директор, представитель Комитета госконтроля, и двое технических сотрудников: один из них включает композицию для выступления, второй — объявляет абитуриентам результаты экзамена.
Старт экзамену дает Юлия Жданович со Столбцов. Первым делом девушку просят выполнить несколько упражнений у станка - физические танцевальные способности абитуриентки преподавателей радуют.
На суд экзаменационной комиссии она представляет танцевальный этюд под композицию «Весялуха». Перед девушкой стоит непростая задача: за несколько минут ей нужно продемонстрировать все свои способности и убедить преподавателей в том, что она заслуживаешь звания студент.
— Все, что связано с танцем, требует определенных физических данных и возможностей: все-таки за четыре года ребята получат у нас диплом артиста. В основном поступают к нам дети, которые окончили хореографические школы, - рассказывает член экзаменационной комиссии и преподаватель классического танца Наталья Мочалова. — Когда ты с этим связан, например, как я — а я в танце практически 50 лет, — сразу видишь, кто из ребят на что способен: кому-то повезло с природными данными, а кто-то готов усердно работать над собой.
Для Юлии Жданович не представляет трудности и следующее задание, которое дает экзаменатор: ей нужно в точности повторить ритм, который отстучал преподаватель.
— Хорошо, молодец, — Наталья Ивановна ограничивается общими фразами: какой балл поставить за экзамен комиссия решит, когда абитуриентка покинет аудиторию.
За те пару минут, пока Юлия еще находилась перед экзаменационной комиссией, директор колледжа успел расспросить абитуриентку о любимых школьных предметах и о том, какую школу в родном городе окончила Юлия.
— Я тоже ходил во вторую школу в Столбцах, — признается директор Юрий Александрович.
Тем временем комиссия совещается.
— Девочка хорошая, номер отлично исполнен и способности есть, — отмечает Наталья Мочалова.
Общим решением комиссии за творческий экзамен Юлии Жданович ставят девятку.
Средний балл свидетельства об окончании базовой школы у Юлии — 8,4. Если сложить с девяткой, полученной за экзамен, в активе у девушки 17,4 балла. Полученного результата ей вполне хватило бы, чтобы поступить на бюджет по общему конкурсу. Однако в колледж абитуриентка принесла целевое направление из Детской школы искусств: по окончанию учебного заведения ей предстоит отработать преподавателем танца три года.
— После колледжа буду пробовать поступать в университет, тоже на танец. Целевое взяла потому, что если не получится попасть в какой-нибудь танцевальный коллектив, у меня будет работа, на которой меня будут ждать.
«На Дне открытых дверей сказали, что можно показать и бальный танец, но оценку за это снизили»
— Здравствуйте! Шестнадцатая композиция, — абитуриентка Арина Булдык уже, кажется, готова показывать свой танцевальный номер.
Но ее все же просят подойти к станку — проверить физические танцевальные способности. После проверки на гибкость в зале звучит лирическая композиция — в ней вовсе нет народных мотивов. Девушка танцует и делает это, по признанию членов комиссии, хорошо. К тому же, Арина безошибочно воспроизводит за преподавателем выстукивания.
— Вы у нас ба́льница, а народными никогда не занимались?
— Нет.
— Но вы знаете, что у нас народный танец?
— Да, я готова учиться, мне интересны разные направления.
После непродолжительного диалога абитуриентки и приемной комиссии выясняется, что Арина - победительница многих соревнований по спортивным бальным танцам. У девушки напоследок интересуются школьным средним баллом и отпускают.
— Мы набираем детей на народный танец. Во время обучения у них будет бальный танец, но далеко не основной дисциплиной, — поясняет нам преподаватель классического танца Наталья Мочалова.
— Все-таки специфика иная, другая постановка корпуса. На самом деле, между бальным и народным танцем большая разница: переучиваться придется много, — дополняет коллегу преподаватель народного танца Ирина Шалавина.
— Если бы она хотя бы сегодня что-то из народного показала… Мы, конечно, поставим высокий балл, но из-за того, что фрагмент показан не по профилю, высший балл, девять или десять, мы поставить не можем. Хотя исполнено хорошо, — заключает Наталья Ивановна.
Вместе с Ариной мы ожидаем результатов экзамена на коридоре. Девушка успевает рассказать, что уже более 10 лет занимается бальными танцами. На «народный танец» хочет поступить для того, чтобы узнать что-то новое и получить новую квалификацию.
Открывается дверь - из экзаменационной аудитории выходит технический секретарь, показывая абитуриентке ведомость с оценкой.
— Семь… - расстроенным голосом произносит абитуриентка.
— Выступление у вас было хорошее, но экзаменаторы сказали, что лучше бы народный кусочек показали, — пытается успокоить девушку секретарь.
А мы спрашиваем у Арины, почему для поступления на специальность «Хореография (народный танец)» она не показала «народный» этюд.
— На Дне открытых дверей мне сказали, что можно показать и бальный танец… Но получилось, что оценку за это снизили.
Средний балл свидетельства об окончании базовой школы у девушки 7,6. Если суммировать с оценкой за экзамен, получается 14,6. Проходной балл, к сожалению для абитуриентки, оказывается выше — 15,1: на бюджет девушка не проходит.
«Ноги сильные, было много поддержек. Парни у нас на вес золота. Берем!»
Первым юношей, который вошел в аудиторию к экзаменаторам, был Артур Заяц. Парня также пригласили к хореографическому станку, а вот отстукивать ритм, как это делали девушки, ему было не нужно: с парней спрос другой — показывать поддержки и трюки.
Свой творческий номер он подготовил в паре с девушкой, которая также поступает в этот колледж. По признанию парня, танцевать вдвоем им посоветовала руководительница по танцам: чтобы было не так страшно.
— Парни у нас на вес золота! Мальчик хороший, показал много поддержек, ноги сильные, берем! — с шуткой заявили экзаменаторы.
«Будущих звездочек» — ребят, которые упорно занимаются танцем на протяжении многих лет, в экзаменационную аудиторию заходило немало. В приемной комиссии говорят: таких детей видно сразу, и оценить их не по достоинству просто невозможно.
Пока ожидаем результатов, Артур рассказывает: с напарницей они сначала танцевали в «Карусели», позже — в «Зубренке». Танцами он занимается «всю жизнь».
— Конечно, я думал о том, чтобы поступить на какую-нибудь техническую специальность. Но решил, что раз девять лет отдал танцу, нужно продолжать — родители это решение поддержали.
Технический секретарь приемной комиссии выходит из экзаменационной аудитории и Артур узнает свою оценку — девять. Средний балл свидетельства об окончании базовой школы — 6,9. В сумме у парня 15,9 балла — это позволяет Артуру поступить на бюджет.
«А с двойкой уже не возьмут?»
Следующую девушку мы назовем Ксенией. Поступать в Минск она приехала из районного центра, где занималась хореографией в музыкальной школе, а полгода перед поступлением ходила к репетитору по танцам. После проверки физических танцевальных способностей абитуриентки Наталья Ивановна шепчет коллеге на ухо «совсем нет» — та делает соответствующую пометку, чтобы в случае чего «объяснить, почему такая оценка».
В аудитории звучит фолк-рок — под эту музыку Ксения пытается продемонстрировать свои умения. Складывается впечатление, что девушка просто заучила порядок незатейливых действий, которые далеки от народного танца. Даже непрофессионалу было понятно: уровень подготовки девушки существенно хуже предыдущих абитуриентов.
Выстукивание «дроби» абитуриентка тоже завалила: ритм за преподавателем не удалось повторить ни с первого, ни со второго раза.
Для Ксении экзамен закончился, а обсуждение у экзаменационной комиссии затянулось.
— Просто заученные движения. Это два балла. И присядки которые были… это вообще никакого отношения к женскому танцу не имеет. Движения такие: стал в эту точку, сделал это движение, переместился на два шага в сторону — повторил движение. Никуда не годится, — сходятся во мнениях экзаменаторы.
— Не слышит музыки совсем, ритм отсутствует, — отмечает преподаватель музыки Александр Жилин, который также входит в состав экзаменационной комиссии. — Не знаю даже, как тут помог и какой был репетитор, и какие тут танцы. Ставьте «два».
Техническому секретарю досталось самая сложная роль: говорить абитуриентам о результатах экзамена.
— Это как смертный приговор объявлять! — отмечает преподаватель Александр Жилин.
Тем временем мы идем смотреть на оглашение первой двойки. Выходя на коридор к абитуриенту, технический секретарь призывает к спокойствию.
— Так, спокойно, — произносит, протягивая ведомость с оценкой технический секретарь.
— Дваа? О***ть.
— Тихо, все вопросы можно задать приемной комиссии после экзамена.
— А с двойкой не возьмут уже?
— С двойкой уже нет…
— Ой…походу мне вообще кол будет, — переживает кто-то из тех, кому еще только предстоит выступить перед комиссией.
— Если честно, думала, что эта девочка меня тут убьет, — комментирует технический секретарь.
«За месяц ты добился больших успехов в народном танце»
В аудиторию входит минчанин Станислав Колечиц. Его просят рассказать о себе.
— Танцую шесть лет, но не народные танцы… Народные только месяц. Последние шесть лет только танцами и живу. Хочется разнообразить направления и поступить в ваш колледж, — на одном дыхании произносит он.
— Физические способности у парня определенно есть, — резюмирует Наталья Ивановна, после нескольких выполненных парнем упражнений у станка.
В номере, который исполняет Станислав, много трюков и присядок: «задор» и «искорка» видны сразу.
— За месяц ты добился очень больших успехов в народном танце! — выносит вердикт Станиславу преподаватель Наталья Мочанова: она чуть сдержалась, чтобы в конце выступления ему не зааплодировать. — К тому же, у тебя хорошие физические данные и видна целеустремленность.
После заходит несколько «уже готовых артистов» и «будущих звездочек», в том числе парней с «готовыми руками» и «хорошими спинами». «Высоких, красивых и выразительных». Многие из них получают высший или почти высший балл.
Десятку получает и «очень гибкая девочка», которая танцует с трех лет, но, по замечанию преподавателей, у которой есть лишний вес. По наказу педагогов, к учебному году девушка обещает «быть в форме».
Общий план набора на бюджет в этом году в Минский колледж искусств составил 100 человек. На все специальности сложился конкурс, недобора нет. Директор говорит, что по опыту прошлых лет на места по распределению доедет лишь половина их тех, кто сегодня поступил: остальные пойдут учиться в высшие учебные заведения.