"Витебск TUT". Ян Кузьмин и Глеб Каштанов: "Почему искусство прячут в "специально отведенные места"?
Рубрика «Витебск TUT» — это блиц-интервью с жителями областного центра. В них они делятся мыслями о жизни в городе и немного рассказывают о себе. Сегодня мы общаемся с Яном Кузьминым и Глебом Каштановым — молодыми художниками из арт-команды StreetSkills, известной горожанам по портрету Марка Шагала и изображению героев комедии «Самогонщики» на трансформаторных подстанциях.
— Вы коренные жители Витебска?
— Мы родились и выросли в Витебске. Но за последние 1,5 года в рамках проекта HoodGraff побывали в Санкт-Петербурге, Вьетнаме, Таиланде и оставили там не один десяток работ. Сейчас вышли из этой стрит-арт-команды, на некоторое время вернулись в родной город. Творим под новым названием — StreetSkills.
— В чем «фишка» Витебска, его отличие от других городов?
— Витебск — дом, а дом есть дом. Он всегда удивляет нас зелеными пейзажами. Они великолепно сочетаются с его холмами и старинной архитектурой. Деревья придают городу атмосферу свежести и уюта. Возникает ощущение, что это не просто каменные джунгли, железобетонные конструкции и километры асфальта. У нас великолепные зеленые зоны, парки, скверики и дворики. И даже в самую сумасшедшую жару там можно спрятаться в прохладном тенечке густых крон.
Но главная «фишка» города — Марк Шагал. Благодаря ему Витебск известен во многих уголках мира. Недаром его называют «городом художников» и «культурной столицей» Беларуси.
— Чего Витебску и его жителям не хватает?
— Всего и не перечислить. Но прежде всего стоит возродить вещи, связанные с историей. Восстановить памятники архитектуры, уничтоженные революционным террором. Вспомнить и запечатлеть имена людей, которые внесли вклад не только в развитие города, но и белорусской культуры в целом.
Вопросов очень много.
Почему в нашем городе есть монумент Ленина, библиотека и улица его имени? Человеку, который строил идеологию, благодаря которой и уничтожили памятники культуры? А то, что в самом деле могло бы стать достоянием города, его лицом и гордостью, как будто специально стараются забыть.
Почему в Витебске так мало баскетбольных площадок, футбольных полей, нет ни одного скейт-парка? Почему музыкантов и танцоров, когда они делают поистине "крутые" вещи и не берут за это денег, отовсюду прогоняет милиция?
Почему в городе художников с такой опаской относятся к стрит-арту и граффити? Почему проводится так мало мероприятий, объединяющих эти культуры в одно время и одном месте? Почему у нас так много безликих стен и так тяжело получить добро на их оформление? Почему искусство стремятся спрятать в «специально отведенные места»? И что это за места?
Почему в городе не разрабатывают современные туристические маршруты? Почему игнорируют новые технологии? К примеру, свободные точки доступа wi-fi, что уже давно не новшество в мире.
И самое главное: почему так сложно попасть на встречу к нашим властям, чтобы предложить им что-то интересное и созидательное? Чиновникам стоит прислушиваться к людям, меньше гонять их из кабинета в кабинет, упростить всю эту бумажную систему.
Власти настороженно относятся к чему-то новому, современному и слабо прислушиваются к молодежи. Они как будто не понимают, что молодые люди, которые сами приходят к ним с предложениями поддержать интересные проекты, — и есть движущая сила прогресса. Это те, кто будет развивать город и его культуру в дальнейшем.
Потенциал Витебска велик. Огромен и потенциал молодежи, которая может создать мощную культурную школу в разных направлениях. Это и спорт, и музыка, и танцы, и изобразительное искусство, и литература, и кино
И нужно создать условия, чтобы прогрессивная молодежь не стремилась «сделать ноги» из родного города, а захотела в нем остаться. К сожалению, пока получается наоборот. Многие направления современной молодежной культуры здесь просто выживают.
— Что в городе нужно поменять? И что, на ваш взгляд, несложно улучшить без больших финансовых затрат и бумажных проволочек?
— Исходя из вышесказанного, понятно, каких изменений ждет молодежь. Нам же, как представителям культуры стрит-арта и граффити, хочется, чтобы Витебск на деле подтвердил статус «города художников». Чтобы он стал если не центром уличного искусства в Европе, то хотя бы приблизился к этому. Чтобы по городу стало интересно гулять. Чтобы наши чиновники наконец поняли, что стрит-арт — не каракули на стенах, а сильный ресурс, с помощью которого можно придать Витебску принципиально новый облик.
Уверены, что это будет привлекательным не только для местных жителей, но и для туристов. Люди пожелают посетить наш город и погулять по его улицам. Художники из других стран захотят приехать и подарить Витебску свои работы. И все эти мероприятия не требуют огромных финансовых затрат и бумажной тягомотины.
Пора вдохнуть в город современные тенденции и дать возможность людям раскрыть свой талант!
— Ваше любимое место в городе? И где, по-вашему, живет душа Витебска?
— Пожалуй, улица Суворова. Здесь всегда тихо, практически нет автомобилей. Красивая архитектура, церкви, скверы, зоопарк. Нет однообразных девятиэтажек, хрущевок, есть хорошие заведения, где можно приятно провести досуг. Здесь находятся музеи, музыкальные и художественная школа. С Успенской горки открывается прекрасный вид на город. На улице Суворова всегда проходят интересные мероприятия.
— Есть ли у вас какая-то любимая история, легенда, стихотворение о Витебске?
— Есть песня на белорусском языке «Віцебск» в исполнении некогда существовавшей в городе хип-хоп команды «Подвальные рифмы». Нам было лет по 13−15, когда впервые ее услышали. С того времени и осела в памяти.
— Были ли случаи, когда вы с гордостью говорили или думали: «Я из Витебска»?
— Это всегда случается, когда мы рисуем на улицах в других городах. Практически не было ни одного человека, который бы не спросил: откуда мы. За границей не все знают о нашем городе. Но в Таиланде встречались англичане и французы, которые с улыбкой говорили, что знают не только Витебск, но и слышали о Марке Шагале.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Самое нереальное — угодить каждому. Повторим: непросто найти и общий язык с властями, иногда они не хотят даже выслушать.
Тяжело также донести до людей, что создание рисунков в исторической части города — синтез двух эпох. Старинная архитектура в сочетании с качественным стрит-артом и граффити создает необычайный колорит. При этом не нужно изрисовывать фасады памятников. Нужно просто грамотно вживить рисунки в городское пространство. И получится необычайный колорит старой и современной культуры. Они будут взаимодействовать всегда.
Главное — найти экологичный и правильный способ внедрения, который не нанесет вреда зданиям. Если работаешь для людей, необходимо учитывать множество нюансов. Но загонять искусство в рамки так же ошибочно, как и делать только то, что тебе вздумается.
Если вы хотите стать героем следующего блиц-интервью, сообщите информацию о себе и свои контакты на адрес: matveeva@tutby.com.
Читайте также:
Віцебск TUT. Сяргей Маркаў: «Гораду не хапае дзіцячых пляцовак, беларускай кавярні і дрэў»
«Витебск TUT». Виктор Борисенков: «Не хватает профессионалов, любящих город«