ЧП на водохранилище Дрозды. Очевидцы упрекают спасателей в бездействии, ОСВОД вину отрицает
Вечером 8 августа на водохранилище Дрозды отдыхающие наблюдали за тем, как спасали очередного тонувшего белоруса. По словам очевидцев, реанимацией пострадавшего занимался сотрудник ОМОНа, в то время как это прямая обязанность спасателей. ОСВОД, в свою очередь, категорически отрицает обвинения в непрофессионализме.
«Никто не знал, что делать дальше»
На выходных журналист Екатерина Синюк стала свидетелем абсурдной, с ее точки зрения, ситуации, когда ни спасатели, ни медики, ни отдыхающие рядом люди не смогли оказать должной помощи пострадавшему. Своими наблюдениями она поделилась на странице в Facebook.
Из рассказа следует, что в районе 18 часов вечера в центр пляжа из воды вытащили парня 23−24 лет без сознания. Судя по всему, мужчина был пьян. Шокированные отдыхающие образовали вокруг пострадавшего плотное кольцо. «Вот тут-то и начался балаган. Потому что никто не знал, что делать дальше <…> Вместо помощи люди сконцентрировались на том, что бегали и кричали „Врачей, врачей!“, которых нигде не было».
Екатерина подчеркивает, что события первых 10 минут после того, как вытащили тело, восстановила со слов других очевидцев. В дальнейшем за происходящим наблюдала сама и сделала вывод, что «с такими спасателями в стране страшно жить не только пьяным, но и трезвым».
Отдыхающие наблюдали в толпе спасателя, который не знал, как помочь пострадавшему до приезда скорой. «Прибегает осводовец. Бегает вокруг тела. Бьет пару раз парня по щекам. Затем обращается к толпе: «Кто умеет оказывать первую помощь? — пишет Екатерина со ссылкой на очевидцев. — Никто не откликается. Человек остается лежать на спине. Минуту, вторую, третью».
В итоге на помощь пришел сотрудник ОМОНа, который не растерялся и начал делать искусственное дыхание. «Прикиньте! Омоновец, а не осводовец! Это нормально вообще?!» — передает слова очевидцев Екатерина Синюк. Отдыхающие возмутились и самой схемой оказания первой помощи. Многих учили, что сначала нужно положить человека на живот, откачать из организма жидкость и уже потом пытаться реанимировать.
«Почему эти ребята не умеют оказывать первую помощь?»
«Где-то на этой минуте, собственно, к толпе и пришла я. Своими глазами видела, что еще какое-то время парню делают массаж сердца, по очереди кто-то из толпы. Осводовец, кстати, как-то и в самом деле оставался мало участным к происходящему», — продолжает рассказ Екатерина.
По ее словам, скорая приехала только минут через 20. «Полчаса делали ЭКГ, кололи адреналин, вставили какую-то трубку в рот, но, но признаков жизни человек не подавал. <…> Толпа разбрелась по своим лежакам».
Журналист выразила сомнения в профпригодности спасателей. «Если все, что рассказывают очевидцы, правда, то зачем нам ОСВОД? Почему эти ребята не умеют оказывать ПЕРВУЮ (!), черт побери, ПОМОЩЬ?! За что им платят деньги?».
Удивило Екатерину и то, что скорую в тот вечер пришлось вызывать. «Уж где-где, а именно здесь она просто обязана быть регулярно. Почему на какой-нибудь несчастный Чернобыльский шлях или прочее массовое мероприятие с участием трех с половиной оппозиционеров организаторов обязывают заключать договор с медиками, а тут — топовое место для отдыха минчан. Столько трезвонили о том, как усердно работают наши службы. И ни одного медика!»
Пострадавший умер через 2 часа в больнице
Как удалось выяснить TUT.BY, пострадавшего в тот вечер все же удалось реанимировать на пляже. Скорая помощь доставила его в больницу, где через два часа он умер. Молодому человеку было всего 26 лет.
Детально восстановить хронологию происходящего на водохранилище оказалось нелегко.
Милиция сообщает, что именно сотрудники ОМОНа в тот вечер запустили сердце пострадавшего. Вечером 8 августа во время дежурства у водоема в Дроздах к одному из патрулей подошли подростки. Ребята сообщили, что вытащили тонувшего мужчину из воды и попросили милицию помочь его реанимировать, говорится в рапорте одного из правоохранителей.
Когда наряд прибыл на место, пострадавший лежал на берегу без признаков жизни. Сотрудники ОМОНа начали оказывать первую помощь. По словам старшего лейтенанта милиции Виктора Мазалевского, изначально на месте происшествия он увидел лишь толпу «зевак», которые не знали, что делать, но давали советы. Спасателей среди них не было точно. Чуть позже, уже в процессе помощи, к нему присоединился сотрудник ОСВОДа.
Милиционер уверяет, что спустя время у пострадавшего начал прощупываться пульс. Совсем скоро подъехали медики и взяли заботы по реанимации пострадавшего на себя.
«К сотрудникам ОСВОДа вопросы есть», — обмолвился TUT.BY пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский, но отказался напрямую давать оценку действиям спасателям. «Мы можем ссылаться только на юридический документ — рапорт сотрудника ОМОНа».
ОСВОД: спасатели вытащили пострадавшего из воды и реанимировали
ОСВОД, в свою очередь, настаивает на том, что от начала до конца спасением пострадавшего занимались их сотрудники. Именно спасатели вытащили тонувшего мужчину из воды, они же его откачивали и передали впоследствии медикам.
«Как только его достали из воды, сразу же дежурный по станции вызвал скорую помощь. Это абсурд — я первый раз от вас слышу, что ОМОНовец оказал первую помощь, а наши спасатели ничего не делали», — удивился ведущий специалист Республиканской организации ОСВОД Олег Борозна.
По его словам, все сотрудники ОСВОД проходят ежегодную аттестацию, во время которой сдают зачеты не только по теории, но и по практическим навыкам. Если человек не прошел аттестацию, его не допустят к работе. Поэтому такой ситуации, что кто-то из спасателей не знает, как оказывать первую помощь, просто не может быть, заявил специалист.
Ежедневно на спасательной станции Дрозды летом дежурит смена из 7 человек. По 2 человека наблюдают за порядком на воде ночью. Фактически спасатели несут круглосуточную службу.
Олега Борозну возмутили также обвинения в том, что доврачебная помощь мужчине якобы была оказана неправильно. «По новым правилам никакой откачки воды из легких путем укладки на живот или на колено животом вниз, не требуется. Поскольку объем легких у человека заполняется максимум на 20−30%, ему сразу же очищают полость рта и носа, чтобы можно было сделать искусственное дыхание».
Скорая дежурила на водоеме
Что касается помощи медиков, то, как выяснилось, в тот день на водохранилище Дрозды дежурила отдельная бригада. Именно она оказала помощь первой, в дальнейшем на место приезжала также реанимация.
«Но опять же надо понимать, что Дрозды — это достаточно большой водоем, — объяснил задержку со стороны медиков главный врач городской подстанции скорой медицинской помощи Александр Жинко, но отказался от подробностей. — Где и в каком месте человек начнет тонуть, неизвестно. Но я точно знаю, что бригада дежурила».
Жинко советует отдыхающим в подобных случаях не дожидаться, пока кто-то позовет дежурящую на водоеме бригаду. Как и в других ситуациях, необходимо незамедлительно набирать 103. На подстанции самостоятельно решат, какая бригада сможет быстрее приехать к пострадавшему.
За минувшую неделю в Беларуси утонуло 35 человек (среди них двое детей), еще 53 человека, в том числе 10 несовершеннолетних были спасены. Почти полторы тысячи человек получили предупреждения от спасателей за ненадлежащее поведение на воде.