«И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОД»
Вторая мировая война, в которую было втянуто 61 государство и более 80 процентов населения земного шара, продолжалась и после капитуляции фашистской Германии. Империалистическая Япония не собиралась складывать оружие. Угроза японского нападения постоянно нависала над дальневосточными рубежами Советского Союза. В непосредственной близости от наших границ располагалась мощная группировка японских войск — Квантунская армия, насчитывавшая свыше 1,2 млн человек, более 1,2 тысячи танков, 6,6 тысячи орудий и миномётов, около двух тысяч боевых самолётов. Вдоль границ с СССР и МНР находилось 17 укрепленных районов, включавших 4.500 долговременных сооружений.
Учитывая это, Советский Союз 5 апреля 1945 года денонсировал Советско-японский пакт о нейтралитете, указав в своем заявлении, что Япония, блокируясь с Германией, помогала ей в войне против СССР, а также воевала против США и Англии, которые являлись союзниками СССР. Исходя из этого, пакт потерял смысл и продление его стало невозможным.
Перед советскими Вооруженными Силами стояла ответственнейшая и крайне сложная задача — в короткий срок разгромить японские войска, сосредоточенные в Маньчжурии, Северной Корее, на Сахалине и Курильских островах. Грандиозность замысла операции и масштабность ее размаха показательны, если учесть, что территория, на которой она проводилась, равна площади трех таких государств, как Франция, а боевые действия развернулись на фронте общей протяженностью свыше 5.000 км.
8 августа советское правительство через японского посла в Москве заявило, что со следующего дня СССР будет считать себя в состоянии войны с Японией. 10 августа войну Японии объявила и МНР. 9 августа войска трех фронтов и силы флота нанесли мощные удары с суши, воздуха и моря. В ходе наступления советским войскам предстояло преодолеть высокие горы, глубокие и бурные реки, безводные пустыни, труднопроходимые горно-болотистые леса. Наступление развивалось в тяжелейших условиях. Враг упорно цеплялся за каждый рубеж. Продвижение войск затрудняли проливные дожди, разлившиеся реки и непролазная грязь. Несмотря на это, советские воины настойчиво добивались выполнения поставленных боевых задач. Их наступательный порыв был настолько стремительным и мощным, что полоса приграничных укрепрайонов была прорвана в первый же день наступления. С запада, севера и востока ударные группировки фронтов, ломая сопротивление противника, пробивались в глубь Маньчжурии. 11 августа на юге Маньчжурии перешли в наступление войска, действовавшие под руководством компартии Китая. Усилили удары по врагу партизаны Кореи.
Мощные атаки советских войск привели Квантунскую армию к разгрому. 14 августа японское правительство приняло решение о капитуляции. Многие высокие чиновники, ответственные за развязывание войны, покончили жизнь самоубийством. Однако Квантунская армия не прекратила сопротивление и на ряде участков переходила к контратакам. В связи с таким развитием событий советское командование приказало фронтам ускорить наступление на всех направлениях. Эта задача была с блеском выполнена.
Видя полную бесперспективность дальнейшего сопротивления, японское командование отдало приказ о немедленном прекращении военных действий. С утра 19 августа началась массовая сдача японских соединений в плен. Не капитулировавшие соединения и части японцев подвергались сосредоточенным ударам авиации, артиллерии и общевойсковых соединений. Только к исходу 22 августа основные силы противника в Маньчжурии и Северной Корее прекратили организованное сопротивление.
Одновременно с Маньчжурской стратегической наступательной операцией советские Вооруженные Силы провели Южно-Сахалинскую и Курильскую десантные операции. Капитуляция японских войск повсеместно продолжалась до 1 сентября.
Именно молниеносный разгром Квантунской армии советскими войсками, а не бандитская атомная бомбардировка американцами мирных японских городов Хиросима и Нагасаки явился причиной капитуляции Японии. Акт капитуляции был подписан 2 сентября 1945 года на американском линкоре «Миссури». Капитуляцией Японии завершилась Вторая мировая война.
Автор настоящих строк командовал полковой 120‑мм минометной батареей в 157‑й стрелковой дивизии 3‑го Белорусского фронта. После взятия Кенигсберга 16 апреля нашу дивизию вывели из боев и погрузили в эшелоны. В середине мая мы прибыли в Приморье и начали усиленную подготовку к предстоящей военной операции. Перед самым наступлением мне было приказано занять должность начальника артиллерии полка, исполняя одновременно и обязанности командира батареи. В этой двуединой роли прошел войну с Японией от первого выстрела до последнего.
Наступали днем и ночью без перерыва. При встрече с противником подразделения развертывали к бою: короткий огневой налет, атака — и снова вперед. На коротких привалах спали прямо на дороге. Люди падали от тепловых ударов. По ночам мы несли потери от японских смертников‑одиночек. Но ничто не могло остановить советских воинов.
Осмысливая сейчас, 70 лет спустя, блестящую победу советского народа и его Вооруженных Сил на Дальнем Востоке, еще раз убеждаешься, что она явилась ярким свидетельством массового героизма советских воинов.
Победа советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке оказалась одним из решающих вкладов в победоносное окончание Второй мировой войны, в установление мира во всем мире.
Генерал-майор в отставке Борис Боков, участник Великой Отечественной войны