"Порт-Артур", бобры и Ленин. Пять причин посетить Бобруйск
30.07.2015 14:37
—
Новости Общества
"При слове "Бобруйск" собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом". Этой фразой из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова местные жители невероятно гордятся, как и бронзовым Шурой Балагановым у самого яркого ресторана города. И своим бобром, который на животное, в общем-то, мало похож. Предметов гордости у жителей Бобруйска – множество, а мы нашли 5 главных причин, по которым стоит приехать в этот удивительный город с интереснейшей историей.
Бобруйск – исключительно толерантный город и потому никогда не знал погромов, рассказывает Олег Красный. История не скрывает того, что были мелкие провокации, но, по его словам, в них участвовали люди из окрестных деревень – их специально привозили в город. "Фокус не проходил, так как это не находило отклика у местного населения, где все друг друга знали", – поясняет он.
Все потому, что в некоторые годы до 90% населения горожан составляли евреи, если не считать гарнизона Бобруйской крепости. В нем иногда находилось до 5 тысяч человек.
Офицерские семьи – это также отдельный мир со своими порядками, традициями, укладом жизни и, конечно, уровнем образования. Например, офицерские жены были в основном врачами и учителями. Их потомки – и это заметно – сохранили культуру поведения, общения. В Бобруйске остались целые кварталы, квартиры в которых занимали военные и их семьи. Например, на улице Урицкого напротив стадиона или в микрорайоне Киселевичи.
Все начало кардинально меняться после революции, затем – после Второй мировой войны, а позже – после массового отъезда евреев и сокращения армии. Со строительством и запуском крупных производств город начали заполнять приезжие.
Из-за той самой толерантности коренных жителей анекдотичные ситуации здесь складываются на раз-два, рассказывает Людмила Ивановна. Например, в школе. Врывается в класс мама, скажем, Вани Иванова, кричит, ругается: "Почему у моего сына одни "двойки?". Учительница тоже отвечает повышенным тоном: "У вашего Вани руки грязные, уши немытые, пусть бы хотя бы зубы чистил! А как от него пахнет неприятно!". Мама в ответ: "Да я вам покажу, я напишу во все инстанции!". Заходит в кабинет мама Миши Рабиновича: "Здравствуйте. А что происходит с Мишей? А почему у Миши "двойки". – "Понимаете, ваш сын – хороший мальчик. Но он почему-то с грязными руками ходит, уши не моет, зубы не чистит, пахнет от него неприятно...". – "Вы знаете что? Моего Мишу не надо нюхать, его надо учить".
На улице Бахарова, например, есть здание, в котором находилась аптека известного провизора Розовского. Здесь он жил вместе со своей семьей. Когда в город пришли фашисты и приказали всему семейству прибыть утром в гетто, Розовские добровольно ушли из жизни, выпив чай с какими-то снадобьями.
И все же среди прочих зданий выделяется дом купчихи Кацнельсон.
Особняк купчихи – деревянный, одноэтажный – на улице Интернациональной, 25 является памятником архитектуры в стиле модерн. Он привлекает не только цветом, но и фасадом с круглой мансардой, балконом, двумя двухэтажными башнями.
По легенде, особняк стоял где-то в Прибалтике. Купчихе он так понравился, что она его купила и перевезла по частям в Бобруйск – это было по карману богачке Пае-Брайне Кацнельсон. Еврейка занималась торговлей лесом, ее имя знали даже в Англии. Перед революцией женщина сдала свой особняк в аренду полицейской управе, а сама переехала в Санкт-Петербург к сыну. После в доме жил раввин, в нем находился Бобруйский уездный революционный комитет.
До недавнего времени особняк занимала Центральная библиотека Бобруйского района. Однако в ноябре 2014 года здесь произошло ЧП – отвалился огромный кусок штукатурки. Библиотека переехала, здание закрыли на ремонт.
Свято-Георгиевский храм на улице Карбышева, 4 называют еще Белой церковью. Речь не о цвете здания, а об истории. Храм строили в 1925-1907 годах как гарнизонный. Он стоял на территории Бобруйской крепости. "В российской армии до революции храмы были только православные, хотя католиков в армии служило достаточно, – объясняет Олег Красный. – Например, поляки из Западных Беларуси и Литвы. Потом приняли решение, что военным католикам можно молиться в военных православных церквях. Так храм стал называться белой церковью, что означало: в нем могут молиться все христиане".
В советские годы Белую церковь закрыли, купола сбросили. В здании размещались швейные мастерские, склад, авторемонтные мастерские, столовая, библиотека. Церковь вернули верующим в 1990 году. Две девятиэтажки рядом с храмом – первые из многоэтажек, построенных в Бобруйске в начале 70-х годов прошлого века.
Если вы ожидаете увидеть грандиозные фортификационные сооружения, вас ждет разочарование. В 21 веке Бобруйская крепость представляет собой группу строений, разбросанных на огромной территории.
В начале 19 века Бобруйская крепость считалась одной из лучших в Российской империи. Она была оснащена по последнему слову европейского военного искусства периода развития гладкоствольной артиллерии. Ее строили тысячи солдат и крепостных крестьян трех губерний – Могилевской, Минской, Черниговской. Материалы доставлялись из Украины, Карелии, с Кавказа, Урала. Кроме того, при строительстве были максимально использованы старинные каменные здания, например бывший иезуитский костел.
План крепости составили известный белорусский историк и инженер Теодор Нарбут и российский генерал Карл Опперман. Общая протяженность всех фронтов основной крепости составляла почти 4 километра. На ее территории площадью 1100 га также были дома.
Бобруйской крепости присвоили первый, высший класс обороноспособности. Во время войны 1812 года сооружение выдержало 2-месячную осаду, и в этом немаловажную роль сыграло качество материала, из которого строили оборонительное сооружение. К слову, недавно специалисты выяснили, что кирпич-сырец, который использовали в строительстве крепости, должен был минимум год пролежать на стеллажах, и только потом его обжигали. Предполагалось, что в его состав входил яичный желток, но экспертиза показала, что это не так. Кирпич сделан на отходах конопляного масла.
Говорят, здания крепости соединялись в том числе подземными туннелями, а в одном из укреплений была яйцевидная камера, где нельзя было ни сесть, ни встать.
Позже крепость использовали как склад, политическую тюрьму, санчасть, декорации для фильмов и клипов. Она пережила и Вторую мировую войну, но самые большие разрушения произошли в 21 веке – из-за времени, погоды и других причин. Месяц назад, например, произошел серьезный пожар в бывшем здании казармы.
Сейчас крепость заброшена, хотя вокруг зданий довольно чисто, внутри – тоже. На вид и на ощупь они еще крепкие. Над входами размещены таблички о том, что находиться рядом и внутри исторических и архитектурных памятников опасно. Тем не менее стены местами щедро разрисованы различными надписями, территорию облюбовала детвора.
Спасти один из центральных памятников истории Бобруйска можно, но стоит это колоссальных денег. О какой сумме идет речь, подсчитать никто не берется.
К слову, "Бобруйск-Арену" построили на бывшей территории крепости, по некоторым сведениям – на месте старого кладбища.
Год назад в День независимости на территории крепости открыли мемориальный комплекс "Жертвам фашизма". Это последняя работа заслуженного архитектора Беларуси Леонида Левина, одного из авторов мемориального комплекса "Хатынь". Над памятником в Бобруйске он работал вместе с известным белорусским скульптором Александром Шаппо.
Как отметила архитектор и художник Галина Левина, ее отец, работая над концепцией мемориала, стремился честно и искренне раскрыть историю произошедшей здесь трагедии в первый год Великой Отечественной войны. Фашисты, чтобы уничтожить военнопленных, возили их в жестокий холод раздетыми на железнодорожных платформах. Не случайно в центр композиции из белого бетона (куба мужества) врезается железнодорожная платформа, на которой стоит военнопленный солдат Красной Армии, укрывая своей шинелью человека.
Братская могила на территории Бобруйской крепости оказалась последней колыбелью для 560 красноармейцев и 95 гражданских. Все они в 1941-м погибли: солдаты – в лагере для военнопленных на территории цитадели, мирных жителей фашисты убили в другом бобруйском концлагере.
К слову, в городе есть еще один известный мемориал, к которому приложил руку Леонид Левин. Это первая в Беларуси Аллея праведников. Мемориальный комплекс также открыли 3 июля, но в 2005 году на улице Социалистической. Здесь установлен камень, на котором увековечены имена бобруйчан, которые спасли от смерти евреев во время Великой Отечественной войны.
Съездить в Бобруйск и не сфотографироваться с бобром – все равно что пройти мимо Эйфелевой башни и даже не взглянуть на нее. Первый памятник бобру открыли в 2006 году к празднику "Дожинки", и с тех пор он стал неофициальным символом райцентра. Автор скульптуры – Владимир Гавриленко, уроженец деревни Княжицы Могилевского района.
Памятник появился в одном из самых оживленных мест города – рядом с рынком на пешеходной части улицы Социалистической. Высота бронзовой скульптуры – 170 см. Бобр совсем не похож на животное: он в сюртуке и шляпе, в бабочке, с перстнем и тростью. По словам Владимира Гавриленко, бобр – ироничный образ среднестатистического жителя Бобруйска начала XX века. По легенде, которую создали сами бобруйчане, следует потереть цепочку от часов на пухлом брюшке бобра или дотронуться до его носа, чтобы обрести удачу и богатство.
В 2008 году на перекрестке улиц Социалистической и Московской появилась еще одна скульптура бобра – на скамейке. На наш взгляд, она более гламурная из-за ярких красок. Франтоватый бобр выглядит не менее мило, чем первый, и расположился около одного из кафе.
Тему бобра продолжают раскрывать в городе и сейчас: недавно появилось металлическое ограждение с фигурками животного в центре.
Еще один интересный факт: по некоторым данным, в советское время в Бобруйске было установлено 24 памятника и бюста Ленина. Это была самая большая плотность Ильичей в республике "на душу населения". Главный памятник вождю мирового пролетариата стоит на площади Ленина перед зданием горисполкома. Пару лет назад Ильич "стоптался" – постамент сделали гораздо ниже. Теперь в Бобруйске шутят, что вождь стал ближе к народу.
Когда перед реставрацией памятник завесили тканью, горожане решили, что его будут сносить, и отнеслись к этому прохладно. Некоторые задавались вопросом: зачем, ведь это история, как ни крути, а памятник есть не просит, только иногда – чистки. Вот перед Пасхой можно Ильича и помыть, шутили в городе.
С памятником около горисполкома связан забавный случай. "На один из ноябрьских митингов, которые проходят у ног Ленина тихо, спокойно, куда приходят люди, выросшие на этих митингах, пришел Валерий Алексеев, известный в городе и за его пределами журналист, режиссер, продюсер группы "Земля королевы Мод". Среди страстных речей: "Слава Беларуси", "Слава БРСМ" и прочее - он заметно выделялся – транспарантом "Слава Богу". Правоохранители и активисты не нашли ничего лучше, как спросить у него: "Кого вы имеете в виду?" – вспоминает Людмила Кривошеева.
Один из памятников Ильичу стоял также в сквере около Свято-Никольского собора. Во время войны фашисты устроили на прилегающей к нему территории кладбище для своих военных. В 1964 году церковь закрыли, а здание переделали под плавательный бассейн. Все здание Свято-Никольского кафедрального собора передали Русской православной церкви 1 августа 2003 года.
Когда начали восстановление храма, работа не клеилась – все буквально валилось из рук рабочих. Верующие решили, что в этом виновата скульптура Ленина рядом. По просьбе священнослужителей Ильича убрали, а реконструкция храма продолжилась – уже без проблем.
Турфирмы, которые везут в Бобруйск экскурсионные группы, ничего не знают о городе, уверены многие его жители. "Бобруйск-Арена", крепость, краеведческий музей, площадь Бахарова и фирменный магазин "Красного пищевика", которые показывают приезжим за 2 часа, – это мизер, совершенно не отражающий дух райцентра. Главная достопримечательность города на Березине – его люди, которые и создают особую атмосферу доброжелательности и теплоты. И, конечно, колорит.
Нам посчастливилось встретиться с теми, кто открыл для нас настоящий Бобруйск, - тот, который знают его жители.
"Бобруйск – не первый город, но и не второй", – говорят с одесским юмором и нарочно с таким же акцентом педагог Людмила Кривошеева и предприниматель Олег Красный с женой Светланой. Они поясняют, что "вся Одесса вышла из Бобруйска": "Здесь вам могут ответить вопросом на вопрос. Только в Бобруйске часы на башне ресторана "Чырвоная вежа" бьют в семь сорок вечера. Только в Бобруйске пассажиры общественного транспорта, выходя из него, передают талончик тем, кто заходит в него на остановке".
Кое в чем мы убедились сами.
Нам посчастливилось встретиться с теми, кто открыл для нас настоящий Бобруйск, - тот, который знают его жители.
"Бобруйск – не первый город, но и не второй", – говорят с одесским юмором и нарочно с таким же акцентом педагог Людмила Кривошеева и предприниматель Олег Красный с женой Светланой. Они поясняют, что "вся Одесса вышла из Бобруйска": "Здесь вам могут ответить вопросом на вопрос. Только в Бобруйске часы на башне ресторана "Чырвоная вежа" бьют в семь сорок вечера. Только в Бобруйске пассажиры общественного транспорта, выходя из него, передают талончик тем, кто заходит в него на остановке".
Кое в чем мы убедились сами.
Причина первая. Белорусско-еврейская толерантность
С 1930-х годов ничего не изменилось: Бобруйск остался таким же высококультурным, как и во время написания и выпуска "Золотого теленка".
"Вы в Бобруйске не увидите очевидного хамства, – поясняет Людмила Ивановна. – Ни один человек, коренной житель или давно живущий здесь, не будет провоцировать вас на конфликт. Он с удовольствием покажет, как пройти на "Социалку", и более того – подведет, познакомится и приедет потом к вам в гости на чай".
"Вы в Бобруйске не увидите очевидного хамства, – поясняет Людмила Ивановна. – Ни один человек, коренной житель или давно живущий здесь, не будет провоцировать вас на конфликт. Он с удовольствием покажет, как пройти на "Социалку", и более того – подведет, познакомится и приедет потом к вам в гости на чай".
Чистая правда. Когда мы бродили наугад по городу и расспрашивали прохожих, ни один не отказал, не сослался на спешку и рассказал, как дойти из точки А в точку Б самым коротким путем. На чай, правда, не напрашивались, но практически водили за руку.
Бобруйск – исключительно толерантный город и потому никогда не знал погромов, рассказывает Олег Красный. История не скрывает того, что были мелкие провокации, но, по его словам, в них участвовали люди из окрестных деревень – их специально привозили в город. "Фокус не проходил, так как это не находило отклика у местного населения, где все друг друга знали", – поясняет он.
Все потому, что в некоторые годы до 90% населения горожан составляли евреи, если не считать гарнизона Бобруйской крепости. В нем иногда находилось до 5 тысяч человек.
Офицерские семьи – это также отдельный мир со своими порядками, традициями, укладом жизни и, конечно, уровнем образования. Например, офицерские жены были в основном врачами и учителями. Их потомки – и это заметно – сохранили культуру поведения, общения. В Бобруйске остались целые кварталы, квартиры в которых занимали военные и их семьи. Например, на улице Урицкого напротив стадиона или в микрорайоне Киселевичи.
Все начало кардинально меняться после революции, затем – после Второй мировой войны, а позже – после массового отъезда евреев и сокращения армии. Со строительством и запуском крупных производств город начали заполнять приезжие.
Из-за той самой толерантности коренных жителей анекдотичные ситуации здесь складываются на раз-два, рассказывает Людмила Ивановна. Например, в школе. Врывается в класс мама, скажем, Вани Иванова, кричит, ругается: "Почему у моего сына одни "двойки?". Учительница тоже отвечает повышенным тоном: "У вашего Вани руки грязные, уши немытые, пусть бы хотя бы зубы чистил! А как от него пахнет неприятно!". Мама в ответ: "Да я вам покажу, я напишу во все инстанции!". Заходит в кабинет мама Миши Рабиновича: "Здравствуйте. А что происходит с Мишей? А почему у Миши "двойки". – "Понимаете, ваш сын – хороший мальчик. Но он почему-то с грязными руками ходит, уши не моет, зубы не чистит, пахнет от него неприятно...". – "Вы знаете что? Моего Мишу не надо нюхать, его надо учить".
Причина вторая. Старинная архитектура
"Бобруйск – второй в Беларуси город, в котором сохранилась массовая дореволюционная застройка. Первый – Пинск. И если в Пинске вся архитектура находится под охраной государства, то в Бобруйске это началось недавно, – рассказывает Олег Валерьевич. – Можно гулять по кварталам среди домов начала 20 века и рассказывать истории семей, которые здесь жили. Привозные экскурсоводы от турфирм этого сделать не могут, потому и туры не удаются".
Причем это касается не только главных архитектурных достопримечательностей и пешеходной части улицы Социалистической. Рекомендуем заглянуть и в частный сектор.
Причем это касается не только главных архитектурных достопримечательностей и пешеходной части улицы Социалистической. Рекомендуем заглянуть и в частный сектор.
На улице Бахарова, например, есть здание, в котором находилась аптека известного провизора Розовского. Здесь он жил вместе со своей семьей. Когда в город пришли фашисты и приказали всему семейству прибыть утром в гетто, Розовские добровольно ушли из жизни, выпив чай с какими-то снадобьями.
И все же среди прочих зданий выделяется дом купчихи Кацнельсон.
Особняк купчихи – деревянный, одноэтажный – на улице Интернациональной, 25 является памятником архитектуры в стиле модерн. Он привлекает не только цветом, но и фасадом с круглой мансардой, балконом, двумя двухэтажными башнями.
По легенде, особняк стоял где-то в Прибалтике. Купчихе он так понравился, что она его купила и перевезла по частям в Бобруйск – это было по карману богачке Пае-Брайне Кацнельсон. Еврейка занималась торговлей лесом, ее имя знали даже в Англии. Перед революцией женщина сдала свой особняк в аренду полицейской управе, а сама переехала в Санкт-Петербург к сыну. После в доме жил раввин, в нем находился Бобруйский уездный революционный комитет.
До недавнего времени особняк занимала Центральная библиотека Бобруйского района. Однако в ноябре 2014 года здесь произошло ЧП – отвалился огромный кусок штукатурки. Библиотека переехала, здание закрыли на ремонт.
Свято-Георгиевский храм на улице Карбышева, 4 называют еще Белой церковью. Речь не о цвете здания, а об истории. Храм строили в 1925-1907 годах как гарнизонный. Он стоял на территории Бобруйской крепости. "В российской армии до революции храмы были только православные, хотя католиков в армии служило достаточно, – объясняет Олег Красный. – Например, поляки из Западных Беларуси и Литвы. Потом приняли решение, что военным католикам можно молиться в военных православных церквях. Так храм стал называться белой церковью, что означало: в нем могут молиться все христиане".
В советские годы Белую церковь закрыли, купола сбросили. В здании размещались швейные мастерские, склад, авторемонтные мастерские, столовая, библиотека. Церковь вернули верующим в 1990 году. Две девятиэтажки рядом с храмом – первые из многоэтажек, построенных в Бобруйске в начале 70-х годов прошлого века.
Причина третья. Бобруйская крепость и последний памятник Левина
Если вы ожидаете увидеть грандиозные фортификационные сооружения, вас ждет разочарование. В 21 веке Бобруйская крепость представляет собой группу строений, разбросанных на огромной территории.
В начале 19 века Бобруйская крепость считалась одной из лучших в Российской империи. Она была оснащена по последнему слову европейского военного искусства периода развития гладкоствольной артиллерии. Ее строили тысячи солдат и крепостных крестьян трех губерний – Могилевской, Минской, Черниговской. Материалы доставлялись из Украины, Карелии, с Кавказа, Урала. Кроме того, при строительстве были максимально использованы старинные каменные здания, например бывший иезуитский костел.
План крепости составили известный белорусский историк и инженер Теодор Нарбут и российский генерал Карл Опперман. Общая протяженность всех фронтов основной крепости составляла почти 4 километра. На ее территории площадью 1100 га также были дома.
Бобруйской крепости присвоили первый, высший класс обороноспособности. Во время войны 1812 года сооружение выдержало 2-месячную осаду, и в этом немаловажную роль сыграло качество материала, из которого строили оборонительное сооружение. К слову, недавно специалисты выяснили, что кирпич-сырец, который использовали в строительстве крепости, должен был минимум год пролежать на стеллажах, и только потом его обжигали. Предполагалось, что в его состав входил яичный желток, но экспертиза показала, что это не так. Кирпич сделан на отходах конопляного масла.
Говорят, здания крепости соединялись в том числе подземными туннелями, а в одном из укреплений была яйцевидная камера, где нельзя было ни сесть, ни встать.
Позже крепость использовали как склад, политическую тюрьму, санчасть, декорации для фильмов и клипов. Она пережила и Вторую мировую войну, но самые большие разрушения произошли в 21 веке – из-за времени, погоды и других причин. Месяц назад, например, произошел серьезный пожар в бывшем здании казармы.
Сейчас крепость заброшена, хотя вокруг зданий довольно чисто, внутри – тоже. На вид и на ощупь они еще крепкие. Над входами размещены таблички о том, что находиться рядом и внутри исторических и архитектурных памятников опасно. Тем не менее стены местами щедро разрисованы различными надписями, территорию облюбовала детвора.
Спасти один из центральных памятников истории Бобруйска можно, но стоит это колоссальных денег. О какой сумме идет речь, подсчитать никто не берется.
К слову, "Бобруйск-Арену" построили на бывшей территории крепости, по некоторым сведениям – на месте старого кладбища.
Год назад в День независимости на территории крепости открыли мемориальный комплекс "Жертвам фашизма". Это последняя работа заслуженного архитектора Беларуси Леонида Левина, одного из авторов мемориального комплекса "Хатынь". Над памятником в Бобруйске он работал вместе с известным белорусским скульптором Александром Шаппо.
Как отметила архитектор и художник Галина Левина, ее отец, работая над концепцией мемориала, стремился честно и искренне раскрыть историю произошедшей здесь трагедии в первый год Великой Отечественной войны. Фашисты, чтобы уничтожить военнопленных, возили их в жестокий холод раздетыми на железнодорожных платформах. Не случайно в центр композиции из белого бетона (куба мужества) врезается железнодорожная платформа, на которой стоит военнопленный солдат Красной Армии, укрывая своей шинелью человека.
Братская могила на территории Бобруйской крепости оказалась последней колыбелью для 560 красноармейцев и 95 гражданских. Все они в 1941-м погибли: солдаты – в лагере для военнопленных на территории цитадели, мирных жителей фашисты убили в другом бобруйском концлагере.
К слову, в городе есть еще один известный мемориал, к которому приложил руку Леонид Левин. Это первая в Беларуси Аллея праведников. Мемориальный комплекс также открыли 3 июля, но в 2005 году на улице Социалистической. Здесь установлен камень, на котором увековечены имена бобруйчан, которые спасли от смерти евреев во время Великой Отечественной войны.
Причина четвертая. Уникальная топонимика
В Бобруйске есть дом, который называют "Порт-Артур". Как считают, по двум причинам. Во-первых, из-за архитектуры: дом построен по периметру, образующему прямоугольник, а из внутреннего дворика ведут лишь два выхода, расположенные напротив друг друга. "Если их закрыть, дом превратится в крепость", – шутят бобруйчане. Во-вторых, возводился он во время русско-японской войны, когда на слуху была оборона города Порт-Артура.
По еще одной легенде, до революции в доме держал постоялый двор с притоном некто по имени Артур. К слову, построено здание из известного красного кирпича Розенберга – невероятно прочного, с фирменными вензелями.
Некоторые считают, что внешне "Порт-Артур" чем-то напоминает известную Стену Плача в Иерусалиме. Поэтому бытует поверье, будто стоит прикоснуться к стене дома и загадать желание, искреннее и светлое, и оно обязательно сбудется. Стоит дом-колодец на улице Дзержинского.
"Скворечником" называют дом на перекрестке улиц Минской и Пушкина, который построили по оригинальному проекту в советское время. Район пересечения улиц Социалистической, Садовой и Чонгарской, где построены коттеджи, называют "Садовое кольцо" или "Таунхаус". Дома на улице Урицкого до сих пор называют голубыми, хотя их давно перекрасили в другой цвет.
Ранее улица называлась Муравьевской. Сейчас большая часть "Социалки" – пешеходная. Во все времена она была и остается главным местом прогулок горожан.
По еще одной легенде, до революции в доме держал постоялый двор с притоном некто по имени Артур. К слову, построено здание из известного красного кирпича Розенберга – невероятно прочного, с фирменными вензелями.
Некоторые считают, что внешне "Порт-Артур" чем-то напоминает известную Стену Плача в Иерусалиме. Поэтому бытует поверье, будто стоит прикоснуться к стене дома и загадать желание, искреннее и светлое, и оно обязательно сбудется. Стоит дом-колодец на улице Дзержинского.
"Скворечником" называют дом на перекрестке улиц Минской и Пушкина, который построили по оригинальному проекту в советское время. Район пересечения улиц Социалистической, Садовой и Чонгарской, где построены коттеджи, называют "Садовое кольцо" или "Таунхаус". Дома на улице Урицкого до сих пор называют голубыми, хотя их давно перекрасили в другой цвет.
Если у бобруйчанина спросить, где находится 41-й дом, вас направят к зданию с таким номером на улице Горького. Жить здесь считалось верхом престижа и пафоса. Квартиры здесь получали лишь чиновники высокого ранга.
Есть в Бобруйске и свой Арбат – улица Социалистическая, или "Социалка", как ее любовно называют горожане. Известно, что власти хотели ее переименовать в улицу Победы, но бобруйчане упорно не желали ее так называть, и чиновники сдались.
Есть в Бобруйске и свой Арбат – улица Социалистическая, или "Социалка", как ее любовно называют горожане. Известно, что власти хотели ее переименовать в улицу Победы, но бобруйчане упорно не желали ее так называть, и чиновники сдались.
Ранее улица называлась Муравьевской. Сейчас большая часть "Социалки" – пешеходная. Во все времена она была и остается главным местом прогулок горожан.
"В Бобруйске так и говорили: нужно помыть шею, одеть белую рубашку и пойти на Муравьевскую, – рассказывает Олег Красный. – Раньше прогуливались в основном молодые люди или семьи. На балконах двухэтажных домов обычно стояли мамы или бабушки. Они внимательно следили, какие молодые люди оказывают их дочерям, внучкам знаки внимания. Если молодой человек не устраивал маму, потом она запрещала с ним общаться. Эта традиция сохранилась и в советское время".
Таким прогулкам посвящено произведение Соломона Шульмана "Променад по Социалке". Раньше перед тем как обновить гардероб, женщины и девушки шли на "Социалку", смотрели, что в моде, что носят другие. А вот центральный парк так и не стал главным местом отдыха.
Таким прогулкам посвящено произведение Соломона Шульмана "Променад по Социалке". Раньше перед тем как обновить гардероб, женщины и девушки шли на "Социалку", смотрели, что в моде, что носят другие. А вот центральный парк так и не стал главным местом отдыха.
Причина пятая. Бобры и Ленины
Съездить в Бобруйск и не сфотографироваться с бобром – все равно что пройти мимо Эйфелевой башни и даже не взглянуть на нее. Первый памятник бобру открыли в 2006 году к празднику "Дожинки", и с тех пор он стал неофициальным символом райцентра. Автор скульптуры – Владимир Гавриленко, уроженец деревни Княжицы Могилевского района.
Памятник появился в одном из самых оживленных мест города – рядом с рынком на пешеходной части улицы Социалистической. Высота бронзовой скульптуры – 170 см. Бобр совсем не похож на животное: он в сюртуке и шляпе, в бабочке, с перстнем и тростью. По словам Владимира Гавриленко, бобр – ироничный образ среднестатистического жителя Бобруйска начала XX века. По легенде, которую создали сами бобруйчане, следует потереть цепочку от часов на пухлом брюшке бобра или дотронуться до его носа, чтобы обрести удачу и богатство.
В 2008 году на перекрестке улиц Социалистической и Московской появилась еще одна скульптура бобра – на скамейке. На наш взгляд, она более гламурная из-за ярких красок. Франтоватый бобр выглядит не менее мило, чем первый, и расположился около одного из кафе.
Тему бобра продолжают раскрывать в городе и сейчас: недавно появилось металлическое ограждение с фигурками животного в центре.
Еще один интересный факт: по некоторым данным, в советское время в Бобруйске было установлено 24 памятника и бюста Ленина. Это была самая большая плотность Ильичей в республике "на душу населения". Главный памятник вождю мирового пролетариата стоит на площади Ленина перед зданием горисполкома. Пару лет назад Ильич "стоптался" – постамент сделали гораздо ниже. Теперь в Бобруйске шутят, что вождь стал ближе к народу.
Когда перед реставрацией памятник завесили тканью, горожане решили, что его будут сносить, и отнеслись к этому прохладно. Некоторые задавались вопросом: зачем, ведь это история, как ни крути, а памятник есть не просит, только иногда – чистки. Вот перед Пасхой можно Ильича и помыть, шутили в городе.
С памятником около горисполкома связан забавный случай. "На один из ноябрьских митингов, которые проходят у ног Ленина тихо, спокойно, куда приходят люди, выросшие на этих митингах, пришел Валерий Алексеев, известный в городе и за его пределами журналист, режиссер, продюсер группы "Земля королевы Мод". Среди страстных речей: "Слава Беларуси", "Слава БРСМ" и прочее - он заметно выделялся – транспарантом "Слава Богу". Правоохранители и активисты не нашли ничего лучше, как спросить у него: "Кого вы имеете в виду?" – вспоминает Людмила Кривошеева.
Один из памятников Ильичу стоял также в сквере около Свято-Никольского собора. Во время войны фашисты устроили на прилегающей к нему территории кладбище для своих военных. В 1964 году церковь закрыли, а здание переделали под плавательный бассейн. Все здание Свято-Никольского кафедрального собора передали Русской православной церкви 1 августа 2003 года.
Когда начали восстановление храма, работа не клеилась – все буквально валилось из рук рабочих. Верующие решили, что в этом виновата скульптура Ленина рядом. По просьбе священнослужителей Ильича убрали, а реконструкция храма продолжилась – уже без проблем.