Что изменит новый Закон "О борьбе с коррупцией"?

Источник материала:  
27.07.2015 09:12 — Новости Общества

Наряду с многочисленными косметическими изменениями, которые мало что решают, в новом Законе "О борьбе с коррупцией" содержится ряд серьезных положений, способных отучить чиновников от мздоимства. Но это теоретически...

Что изменит новый Закон "О борьбе с коррупцией"?

На минувшей неделе президент Беларуси подписал долгожданный и в некотором смысле судьбоносный новый Закон «О борьбе с коррупцией». Он много обсуждался и много раз дорабатывался с учетом правоприменительной практики предыдущего закона. На самом деле, как практики в документе и не хватает. В основном все теория, которая редко когда в Беларуси дает ожидаемый эффект.

Так статьей 4 Закона впервые закреплен принцип приоритета мер предупреждения коррупции. Последующие изменения, которые имеются в законе, действительно нацелены именно на то, чтобы у государственных служащих напрочь пропало желание погреть руки на своей должности.

В систему мер борьбы с коррупцией впервые прописали те, которые ранее либо никак не связывались с коррупцией либо вообще отсутствовали. Например, упрощение административных процедур и сокращения их числа. Фактически впервые государство признало, что чем больше оно устанавливает административных процедур, тем больше создает условий для коррупции. И это действительно учет практики, но не применения предыдущего Закона, а функционирования всей системы власти.

Антикоррупционное просветление и комиссии

Законом предусмотрена организация антикоррупционного обучения уже действующих государственных должностных лиц, а также всех лиц, обучающихся в учреждениях образования. Это уже чистая теория, так как непонятно, что будет входить в курс обучения, кроме лозунга "Нет коррупции!".

При этом в отличие от старого закона, который также содержал довольно действенные меры по борьбе с коррупцией, но не указывал, как и кто непосредственно этим будет заниматься, новый закон определил, что реализовываться эти меры будут посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции. Порядок создания и деятельности этих комиссий должен определить Совмин. Насколько полезной в реальности окажется деятельность этих комиссий, покажет только время, но тут опять же следует обратиться к практике. Дело в том, что на практике власти уде пробовали создавать эти комиссии, но практически во всех проверках прокуратуры отмечалось, что эти комиссии работали формально, а во многих случаях существовали лишь на бумаге. Теперь создание этих комиссий официально закреплено в Законе, но что от этого поменяется?

Кум, брат и сват

Небольшие изменения коснулись ограничений по совместной службе близких родственников. Ранее соответствующая статья 18 Закона была отсылочной, то есть фактически пустой. В ней не говорилось о каких-то правилах или ограничениях, касающихся совместной государственной службы близких родственников и свойственников. Просто указывалось, что соответствующие ограничения устанавливаются законодательством. Сейчас же закон прямо устанавливает, что «запрещается совместное прохождение государственной службы государственными служащими, службы сотрудниками Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, являющимися супругами, близкими родственниками или свойственниками, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому…».

Однако вряд ли можно говорить, что это изменение способно с 2016 года как-то серьезно повлиять на ситуацию с коррупцией. По той простой причине, что и ранее и сейчас подобные запреты установлены в иных актах законодательства. Например, в законе «О государственной службе в Республике Беларусь». Но как опять же показывает практика, запреты эти нарушались повсеместно. От того, что запрет прописали еще в одном документе вряд ли что изменится.

Изгнать и проучить

Среди ярких новшеств – статья 22 Закона. Она запрещает в течении пяти лет назначать на должности, которые включены в кадровые реестры главы государства, Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, райисполкомов, горисполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам.

Лица, уволенные по дискредитирующим обстоятельствам, ограничиваются также в возможности устроится на работу на руководящие должности в любые другие организации, как государственной так и частной форм собственности. Полного запрета нет, но назначение на соответствующую должность возможно только при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главой администрации района города Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена эта организация либо ее соответствующее структурное подразделение. Порядок такого согласования пока еще не установлен. Его должен разработать Совмин до вступления нового закона в силу, но и сегодня понятно, что согласование подобного назначения для частных компаний будет весьма неприятным для проштрафившихся чиновников. Правда, президенту закон представил возможность делать исключения из этих правил.

Что изменит данная норма, сложно сказать. Но стоит сказать, что глава государства лично вводил все эти запреты ранее, давая соответствующие распоряжения. Как показывает практика, они часто игнорировались. Но даже там, где не игнорировались, бывшие чиновники особо не страдали, так как находили теплое место в российском бизнесе, на который запреты белорусского президента не распространяются. Именно поэтому эта норма в новом Законе "О борьбе с коррупцией" вряд ли окажет существенное влияние на ситуацию.

Законом также устанавливается полный без каких-либо исключений запрет приема на государственную службу лиц, совершивших «тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий». Зачем эту норму прописали в документ, непонятно, так как по таким преступлениям суд неизменно сам устанавливает соответствующий запрет. Но даже он нарушался самими чиновниками.

Правда, закон определяет, что нарушение запретов по приему на работу дискредитированных лиц, является грубым нарушением трудовых обязанностей и соответственно может повлечь за собой дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения. Возможно именно это соорудили в качестве сдерживающего механизма. Но будет ли он действенным?

Напугать пенсией

Интересное нововведение установлено и статьей 24 закона. Она определяет, что государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий не назначается и не выплачивается пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом «О государственной службе в Республике Беларусь».

Также не будет выплачиваться и ежемесячное денежное содержание, предусмотренное Указом президента от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Возможно потенциальных коррупционеров это и припугнет. Но учитывая размер белорусских пенсий, вериться в это с трудом. Конечно, у бывших госслужащих пенсия значительно выше средней по стране, и если речь будет идти о взятке в 100-1000 долларов, многие действительно могут одуматься. Однако когда речь идет о десятках. сотнях тысячах долларов или даже миллионах, вряд ли этот сдерживающий механизм сработает. А ведь именно такая коррупция наносит основной вред стране.

Немного мягче закон обошелся с силовиками. Сотрудникам Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля пенсия за выслугу лет будет выплачиваться, даже если они совершили указанные выше преступления. Но при исчислении такой пенсии будет учитываться не реально полученный ими оклад, а оклад по воинскому званию «рядовой» или соответствующему ему специальному званию. То есть, если тяжкое должностное преступление совершил полковник милиции, то ему пенсия будет исчислена так, как будто он все время служил рядовым. Для реализации указанных нововведений внесены изменения в уголовно-процессуальный кодекс, которые обязывают суд направлять копию приговора (в том числе и оправдательного) в орган, осуществляющий назначение и перерасчет пенсий. Тут, как говорится, без комментариев.

Декларирование

Очень большой блок в новом законе посвящен декларированию доходов и имущества. Видимо в декларировании разработчики нового закона видят главный механизм в реализации нового принципа «приоритета мер предупреждения коррупции».

Если в старом законе содержалась опять же отсылочная норма (ст.19), согласно которой случаи и порядок представления деклараций о доходах и имуществе, определяется иными нормами законодательства. То в новом законе случаи и порядок представления деклараций о доходах и имуществе подробно регламентируются отдельной главой закона (Глава 4), в которую входят 11 внушительных статей.

Подробно анализировать весь этот порядок не имеет большего смысла. Особенно учитывая тот факт, что составители закона тут явно перестарались с гиперсложными и гипердлинными предложениями, трактовка которых может быть самая разнообразная.

Отметим только понятные и важные моменты.

Декларацию о доходах и имуществе госслужащим и приравненным к ним лицам необходимо будет подавать не только при поступлении на службу (назначении на должность), но и в последующем ежегодно. Понятно, что круг, условно говоря, госслужащих, обязанных подавать декларации, довольно широк. Это не только собственно чиновники, силовики, судьи, прокуроры и тому подобные лица, но также и руководители организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства. При этом всем им ежегодно необходимо будет декларировать не только собственные доходы и имущество, но также доходы супруга (супруги), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство.

Даже если несовершеннолетний ребенок проживает с бывшей (разведенной) супругой, то и на такого ребенка тоже необходимо подавать декларацию. Заполнять ее, и соответственно нести ответственность за достоверность, будет бывшая супруга. Теоретически бывшая супруга имеет полное право отказаться подавать декларацию в государственный орган, где работает ее бывший супруг. Но в таком случае закон закрепил за госорганом право (и обязанность) обратиться с запросом в налоговый орган, который уже сам запросит декларацию о доходах и имуществе на несовершеннолетнего ребенка. Отказать налоговому органу бывшая супруга уже не имеет право, за это предусмотрена административная ответственность. Таким образом, как ни крути, декларация все равно будет затребована либо непосредственно госорганом, либо налоговой инспекцией.

Что касается иных близких родственников, условно говоря, госслужащего, то от них декларация будет обязательно требоваться, если они совместно проживают и ведут общее хозяйство с таким госслужащим. Если же они совестно не проживают, то декларация может быть затребована налоговым органом по мотивированному запросу госоргана, где работает госслужащий.

Если госслужащий предоставил неполную, недостоверную декларацию (за себя или несовершеннолетнего ребенка), то это будет являться основанием для отказа в приеме на работу (либо увольнения), а также повлечет административную ответственность.

Указанная ответственность будет исключаться только в том случае, если сам госслужащий заявит о такой недостоверности (до выявления ее контролирующим органом), а также, если размер недостоверности не будет превышать 10 процентов, от правильного размера.

Кроме того, своеобразная ответственность будет наступать даже в том случае, если все сведения в декларациях достоверные, но размер расходов на приобретение имущества (работ, услуг), будет на 25% и более превышать размер законно полученных доходов.

Во-первых, госслужащему предложат в добровольном порядке в течение месяца возместить соответствующую разницу, если он не сможет достоверно объяснить из каких законных источников приобретено то или иное имущество. Если он откажется, возмещать, то эта сумма может быть взыскана через суд по иску прокурора.

Во-вторых, при выявлении факта явного (на 25% и более) превышения расходов над доходами, соответствующие материалы будут переданы в прокуратуру для принятия решения в рамках уголовно-процессуального законодательства. Если будет возбуждено уголовное дело, то соответствующая сумма будет уже взыскиваться в рамках данного расследования. Как комментировали сами разработчики данную норму, все, что выше 25% будет просто конфисковано.

Самое удивительное, что декларирование чиновниками своего имущества уже действует давно в рамках других нормативно-правовых актов, но борьбе с коррупцией это мало чем помогало. Следственный комитет даже провел по данному поводу серьезное исследование расследованных коррупционных дел и констатировал, что проворовавшиеся чиновники оформляли свое незаконно нажитое имущество не на близких родственников, и даже не на дальних, а на совершенно посторонних лиц. Теперь их еще раз предупредили, что декларировать яхты, недвижимость и компании за рубежом нужно только на посторонних лиц.

Настучи и заработай

Еще одно интересное нововведение, которым ранее и не пахло. Статьей 39 закона установлено, что физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, выплачиваются вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе. Случаи и порядок выплаты соответствующих вознаграждений должен определить Совет министров.

Тут пока еще не ясно, что определит Совмин, поэтому сложно сказать, как будет действовать норма. Но следует ответить, что Беларусь - это не Германия, здесь не принято стучать на соседа, даже если он ворует. Хотя, если Совмин, определит солидное вознаграждение и подведет под это хорошую идеологии, механизм может и заработать. Особенно, учитывая, что "стучать" будет не только выгодно, но и относительно безопасно. Вполне вероятно, многие захотят сдать с потрохами своих начальников и решить таким образом свои финансовые проблемы. Но главный минус этого нововведения заключается в том, что не предусмотрена ответственность за ложное "способствование". А что если стучать начнут на всех и каждого при малейшем подозрении или просто надеясь на авось? "Вот проверят начальника, авось что-нибудь и найдут, тогда и мне перепадет". 

←Гомельский "Коминтерн" предложит школьникам 29 моделей одежды делового стиля

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика